Юлия Гуляк, начальник управления по проектированию многофункционального комплекса «Лахта Центр», о конкурсе «Архишанс» и интересных идеях молодых архитекторов.
- Расскажите, как появилась идея привлечь молодых специалистов к работе над таким масштабным и сложным проектом, как «Лахта Центр»? Почему это показалось вам полезным и интересным?
- Мы хотели создать действительно уникальное общественное пространство. Как показывает мировая практика, этого можно достичь только с привлечением общественности, креативных молодых людей, которые могут предложить интересные идеи. Первый конкурс мы провели уже очень давно, и в результате получили прекрасную идею, которая, мы надеемся, будет реализована. Это пешеходный мост из Парка 300-летия на нашу территорию. Результаты были настолько хороши, что мы решили продолжить эту работу. Сейчас у нас проходит уже 6-й «Архишанс». Мы поняли, что это интересно не только нам, но и молодым специалистам – студентам, потому что они получают реальный шанс для старта своей профессиональной карьеры и опыт сотрудничества с архитекторами и с заказчиком.
- Каким было задание первого конкурса? Не было ли опасения, что в итоге вам будет не из чего выбрать или что все проекты окажутся слишком фантазийными и нереализуемыми?
- Мы на первый конкурс выдвинули очень простую тему: нужно было разработать концепцию интерьера конференц-зала. И очень трудно было ожидать, что в результате этого конкурса мы получим что-то такое, что невозможно реализовать: все-таки это определенное пространство, определенное помещение с жесткими требованиями. И в общем-то так и получилось: ничего сверхъестественного мы не увидели – каждый проект, который был представлен, вполне можно было бы реализовать, в зависимости от того стиля, в том направлении, которое нам нужно было как заказчику. Поэтому первый конкурс – он на то и первый: мы просто попробовали свои силы, посмотрели, кто придет к нам на конкурс, насколько это сильные ребята, какие у них требования, что они знают и умеют. Кроме того, мы определились, как грамотно проводить такого рода мероприятия.
- Каковы критерии оценки при отборе проектов-победителей? На что нужно обращать внимание молодым архитекторам, подающим заявки на конкурсы? В чем их основные ошибки?
- Критерии оценки у нас стандартные: оригинальность идеи, качество подачи, защита проекта, реализуемость этой идеи. Т.е. такой стандартный набор оценок. Наличие множества критериев ведет к тому, что мы в результате получаем очень большой разброс оценок, и непросто выбрать победителей. Но у нас достаточно профессиональное жюри. А основной ошибкой конкурсантов является несоответствие техническому заданию. То, что мы просим, - именно это и нужно сделать. У некоторых настолько разрозненное понимание задач, что иногда мы получаем результат, настолько далекий от того, что хотелось бы, что просто жаль потраченного времени. Т.о, нужно соблюдать техническое задание и использовать именно те данные, которые мы задаем в качестве исходных материалов. Вот еще на что я бы хотела обратить внимание. Пожалуй, это наше ноу-хау, потому что я не знаю подобных конкурсов, где это бы вводилось. Мы проводим обязательную вступительную лекцию, на которую приглашаем всех участников конкурса. На этой лекции я подробно рассказываю и о техническом задании, и обо всех задачах, которые нужно решить, обо всех проблемах, о том, что нужно оптимизировать. С каждым конкурсом количество людей, которые приходят на эту лекцию, увеличивается. Сейчас мы уже используем такие современные популярные средства, как скайп, когда во время лекции есть возможность смотреть ее онлайн. Это все важно, потому что не все в техническом задании с первого раза бывает понятно.
- Судя по тому, что вы проводите уже шестой конкурс «Архишанс», краудсорсинг идей среди молодых специалистов оказался весьма эффективен? Расскажите о тех проектах, которые могут быть вами реализованы.
- Мы поначалу не могли даже представить, насколько это окажется полезным. Из каждого «Архишанса» мы берем и саму идею, и концепцию, которая точно будет реализована. Другой вопрос – какой объем из предложенного будет воплощен в жизнь? Мы учитываем, что любая концепция должна пройти какой-то период адаптации. В ряд идей приходится вносить какие-то изменения. Это нормальный процесс.
- Основываясь на вашем опыте и на международных примерах, которые вам известны, - в чем в первую очередь выгода и интерес молодых специалистов от участия в подобных конкурсах?
- В первую очередь это, конечно, опыт. Пусть даже он будет не всегда успешным, но опыт в данном случае очень важен. Что касается конкретной целесообразности – вот у нас два человека попали на стажировку в Италии, целый месяц жили в Риме, работали в архитектурном бюро. Представляете, какие у них остались грандиозные впечатления?.. Или вот мы с вами сейчас разговариваем, а у меня в соседнем кабинете сидят 4 девушки, которых мы отобрали для выполнения работы. Т.е. они даже не победители, но они настолько хорошо себя показали, и их работы оказались настолько интересными, что вот сейчас они сидят и трудятся. Т.е. конкретная польза – налицо.
- Вы заметили какую-то общую тенденцию, идеи, которые наиболее популярны среди молодых архитекторов? Ведь именно от них зависит, на что будут похожи города и архитектура будущего?
- Они все используют современные тренды – либо жесткий конструктивизм, либо мягкую бионику. Единственное, что появилось в недавнее время, - это применение интерактивных технологий, чего не было на самых первых конкурсах «Архишанс».