Мария Онучина, Директор департамента управления объектами NAI Becar, о том, как госкорпорациям грамотно управлять своими непрофильными активами.
- Мария, в чем причина пристального внимания госкорпораций к своим непрофильным активам?
- На сегодняшний день экономика все-таки подтолкнула все организации к тому, чтобы анализировать свои расходы гораздо внимательнее, чем раньше. Гос. корпорации обладают огромным количеством зданий, сооружений и других недвижимых активов, поэтому для них это значительная статья расходов. Именно это подвигло их очень внимательно взглянуть на этот вопрос.
- Каким образом госкорпорации управляют таким количеством объектов недвижимости?
- Стратегии управления недвижимостью у корпораций сложились разные. Однако чаще всего мы встречаем следующую ситуацию: у корпорации есть недвижимость, разбросанная по всей по России, управлением занимаются в основном те же самые директора, которые занимаются и производственной деятельностью или административно-хозяйственные службы, которые отвечают за всю непрофильную деятельность. Основная проблема заключается в том, что люди заняты несколькими функциями одновременно и не могут полностью сконцентрироваться на компетентном управлении недвижимыми активами. При этом если у них достаточно времени, то, как правило, они не в курсе последних тенденций на рынке недвижимости и обладают достаточно узкими знаниями своего региона.
- Как госкорпорациям решить эту проблему?
- С точки зрения работы любой корпорации, есть три основных этапа. В первую очередь, необходимо проинвентаризировать все объекты недвижимости. Чаще всего при работе с корпорациями мы сталкиваемся с тем, что они даже не знают всего объема недвижимости, которым управляют, или отдаленно представляют его текущее состояние. Я бы посоветовала проводить инвентаризацию сторонними компаниями, поскольку если поручать это текущим сотрудникам, то есть шанс получить искаженную информацию. Это связано, как правило, с тем, что они стараются подогнать ее под отчеты, которые передавали до этого. Второй этап – проанализировать потребность в каждом объекте, который есть в портфеле корпорации, его текущее состояние и наилучшее использование. По факту этого анализа необходимо будет сформулировать стратегию, в соответствии с которой станет понятно – что делать с каждым активом: какой из них продолжать использовать по назначению производственной деятельности, какой продавать или арендовать дополнительные активы. Последний шаг, пожалуй, самый сложный – воплотить все задуманное в жизнь.