Алексей Гарстуков, руководитель департамента коммерческой недвижимости Welhome, о конкуренции на московском рынке торговой недвижимости, новых форматах и перспективах развития качественных торговых центров.
- Алексей, охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию на рынке качественных ТЦ Москвы.
- Качественные, удобно расположенные торговые объекты не испытывают сложностей с заполнением арендаторами даже сейчас. К таким ТЦ можно отнести «Метрополис», «Европейский», «ЦДМ на Лубянке» и пр. Основные сложности испытывают крупные торговые центры, сданные в эксплуатацию в конце 2014 и на протяжении всего 2015 г. Связано это, в первую очередь, с резким ослаблением рубля и осторожным поведением арендаторов, пытающихся выбрать наиболее удачно расположенные торговые объекты по максимально выгодным ставкам аренды.
Например, вакансия открытого в 2015 г. «РИО Румянцево» составляет около 30%, а в ТЦ «Columbus» вакантность составляет не более 15%. Так или иначе, рынок постепенно вырабатывает новые правила поведения арендаторов и арендодателей, и достаточно большое количество предложения вкупе с падением потребительского спроса негативно сказывается на заполняемости новых объектов торговой недвижимости.
По данным нашей компании, предложение торговых площадей превышает спрос, при этом уровень вакантных площадей в торговых центрах достиг 12% по итогам I квартала текущего года. Стоит отметить, что объекты, открытые во второй половине 2015 г., испытывают более существенные сложности с заполняемостью, и в некоторых из них доля свободных площадей достигает 60%.
В целом международные и российские ритейлеры не спешат осваивать вновь открытые торговые центры, так как финансовая ситуация в стране остается нестабильной. Основной поток сделок в 1 квартале 2016 г. пришелся на самый крупный в Европе ТРЦ «Авиапарк» и планируемый к открытию в апреле 2016 г. ТРЦ «Ривьера», в который на площадь 10 тыс. кв. м зашел крупный мебельный оператор «MOD мебель».
- Какие новые форматы сейчас появляются?
- Достаточно динамично в Москве развивается формат продуктовых рынков в составе качественных торговых объектов. Например, одним из якорных арендаторов будущего ТРЦ «Метрополис-2» будет крупный фермерский рынок, на котором планируется реализовывать продукты московских и региональных фермеров.
Из новых рыночных тенденций можно выделить создание девелоперами на своих объектах собственных универмагов. Так, о создании магазина под брендом Trend Island общей площадью более 6 000 кв. м объявил ТРЦ «Авиапарк», а в ТРЦ «РИО Румянцево» действует универмаг Take Away.
К новым открытиям также можно отнести сеть «Lillapois», которая является дочерней структурой сети «АШАН», она будет торговать товарами для дома и уходом за собой. Об открытии своего магазина площадью 1500 кв. м в ТРЦ «Авиапарк» также объявила компания Gloria Jeans.
Одним словом, можно сказать, что рынок торговой недвижимости Москвы постепенно приспосабливается к сложным экономическим условиям, а девелоперы и ритейлеры реализуют новые форматы магазинов.
По данным компании Welhome, в I квартале 2016 г. существенно снизилась тенденция сокращения развития сетевых операторов, как российских, так и международных. Боле того, в начале 2016 г. в Москве начал функционировать новый формат арендаторов, к нему можно отнести детский развлекательный парк «Кидзания», расположившийся в ТРЦ «Авиапарк» на площади более 10 тыс. кв. м. При снижающейся покупательской способности населения ТРЦ стараются привлечь трафик всеми возможными способами, один из которых – развлекательная инфраструктура для детей, экономить на которых люди начинают в последнюю очередь.
- Можете ли вы обрисовать перспективы рынка торговой недвижимости на 2016 год?
- Несмотря на отсутствие новых торговых объектов в начале года, на период всего 2016 г. к открытию анонсирован 21 объект в Москве общим объемом порядка 769 тыс. кв. м GLA. Стоит отметить, что данный показатель превосходит 2 предыдущих года по количеству заявленных к открытию объектов.
В структуре заявленных к открытию в 2016 г. торговых объектов преобладает формат ТРЦ – 72 %, это около 550 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Связано это, в первую очередь, с открытием крупных торговых объектов, в чьей структуре одной из основных точек притяжения потенциальных потребителей является развлекательная функция. Также, в отличие от 2015 г., в структуре планируемых торговых объектов появился формат аутлет-центр, однако на его долю приходится не более 1% от общего числа арендопригодных площадей, анонсированных в 2016 г.
По степени охвата в структуре ввода торговых объектов в 2016 г. будут преобладать региональный и суперрегиональный форматы, на их долю приходится 79% всех арендопригодных площадей