Александр Устинов, директор по развитию RD Management, о рынке FM услуг в России.
- Александр, как повлиял кризис на рынок FM услуг?
- Вы знаете, можно сказать о том, что новые экономические реалии существенно отразились на рынке FM услуг именно коммерческой недвижимости. Причиной тому послужили такие факторы: 1) снизились темпы нового строительства во всех сегментах; 2) увеличилось количество вакантных площадей. Самая высокая вакантность наблюдается в офисах, где на текущий момент это 22% в классе А и порядка 18% в классе B. Эта ситуация привела к снижению общего количества тендеров как на предэксплутацию, так и на комплексную эксплуатацию. Тем временем высокая вакантность не сказывалась на FMобслуживании текущих объектов. Нельзя также исключить и такой тренд. Многие собственники рационально подходят к оптимизации и проводят ее совместно с управляющими компаниями. Собственники проводят регулярный мониторинг стоимости услуг – кто-то для оптимизации дорогих услуг подрядчиков – вплоть до инженерных систем и зон уборки, а кто-то отдает услугу «под ключ».
Возвращаясь к мониторингу стоимости услуг, отметим следующее. Не менее чем в 20% тендеров меняется FM подрядчик, а в остальных случаях текущий подрядчик оптимизируется по цене. Наконец, зачастую техническое задание не всегда описывает общий объем работ, и на выходе у собственника оказывается набор несравнимых или сложно оцениваемых предложений. В связи с этим многие управляющие компании сами предлагают и пути оптимизации, и различные дополнительные услуги. К примеру, создав в 2015 г. электроизмерительную лабораторию, мы смогли сократить затраты собственников на данные виды работ на наших объектах без привлечения подрядчиков.
- Расскажите, пожалуйста, как сегодня FM компании выстраивают отношения с собственником?
- Управление взаимоотношениями с клиентами – основополагающее для любой управляющей компании. Я бы условно разделил этот процесс на 3 основные категории. Первая – регулирующее взаимоотношение документов, вторая – команда проекта и ключевые менеджеры и третья – средства коммуникации, в первую очередь – информационная система. Что касается договора, то изначально обе стороны должны одинаково понимать объем работ и уровень, а также качество оказываемых услуг. Ведь если стороны детально договорились, то они просто соблюдают эти договоренности, а не спорят постоянно над размытыми формулировками. Также важно, чтобы договор позволял поставщику FM услуг и собственнику эффективно взаимодействовать. К примеру, в наших типовых договорах на техническое обслуживание включены расходные материалы, что позволяет не заваливать собственника мелкими счетами, что существенно упрощает документооборот. Что касается команды проекта, это должны быть крайне важные ключевые компетенции сотрудников. В связи с этим наша компания всегда имеет кадровый резерв, а при участии в тендере мы подбираем команду индивидуально под заказчика.
- Развит ли рынок FM услуг в России на таком же высоком уровне, как в Европе? Если нет, то каковы отличия?
- В России ситуация с рынком FM следующая. В Москве порядка 50% рынка коммерческой недвижимости занимают профессиональные управляющие компании, в остальных случаях собственник сам этим озадачивается. В регионах ситуация еще печальнее. В Европе же процент аутсорсинга – не менее 80! В России ключевым критерием в тендере является цена, а не релевантный опыт и рекомендации. В Европе распространена «зонтичная» модель управления, т.е. здесь весь блок отдается одной компании. В России же прибегают в основном к техническому обслуживанию. Все это связано с разными реалиями рынка.