Низкий спрос на офисные площади вынуждает арендодателей искать новые возможности оптимального использования помещений на своих объектах. В каких случаях арендаторы неэффективно используют офисные площади? Какие альтернативные варианты использования офисных площадей сегодня популярны на рынке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Главу представительства управляющей компании AYONA IP Владимира Рыбакова.
- Владимир, расскажите о наиболее популярных форматах использования офисных площадей сегодня?
- Офисное пространство должно работать на бизнес. Арендаторы заинтересованы в оптимизации затрат, владельцы и управляющие компании - в получении прибыли. В нынешних условиях собственники пробуют переформатировать пустующие офисные площади.
Часть собственников перепрофилируют офисы под апартаменты. Если позволяют функционал и локация, сдают бывшие офисные помещения под ритейл (хотя такие случаи не являются распространенными). Актуальным для многих типов и классов московских бизнес-центров становится организация коворкингов, а для премиального сегмента — клубных офисов.
Варианты предоставления в аренду оборудованных рабочих мест набирают популярность еще и с тенденцией развития удаленной формы работы. Для арендатора такой офис не требует инвестиций в отделку, покупки мебели и прочих затратных статей расходов. Гораздо более гибким может быть срок контракта, что особенно важно для небольших компаний.
В коворкинге арендная плата взимается за фиксированное оборудованное рабочее место. Арендовать его можно на час или более длительный срок, вплоть до года. Диапазон месячной оплаты за место в коворкинге в Москве колеблется от 6 тыс. до 30 тыс.руб. По нашим данным, в Москве функционируют более 40 таких объектов. Резидентам предлагают различные пакеты услуг и, соответственно, разные тарифы. Клубный офис относится к более премиальному сегменту, где действует совершенно другой порядок цен. В столице подобных функциональных пространств пока мало. Эти бизнес-объекты обустроены рабочими местами, отдельными кабинетами, переговорными комнатами и конференц-залами. Членство в таких клубах предоставляет возможность пользоваться дополнительными услугами, включая зону отдыха и kitchen-point. В целом при эксплуатации подобных офисных форматов применяются стандартные требования и подходы. Большим минусом для арендодателей является постоянная ротация арендаторов, что ведет к значительному росту расходов на рекламу и маркетинг.
- Есть ли какие-то признаки, свидетельствующие о том, что арендаторы неэффективно используют офисные площади?
Как правило, размер арендуемой площади и срок договора аренды зависят от количества сотрудников компании и планов по ее расширению. К сожалению, далеко не всегда арендаторы могут правильно спланировать процесс развития, что ведет либо к необходимости арендовать в дальнейшем дополнительную площадь (которой у собственника может не оказаться в наличии), либо наоборот – к простою части помещения. А это, в свою очередь, часто приводит к финансовым и репутационным потерям (если дело заканчивается расторжением договора с арендодателем). На мой взгляд, при планировании помещения имеет смысл привлекать профессиональных дизайнеров, которые помогут не только с эстетической стороной вопроса, но и с оптимизацией офисного пространства.
- Расскажите о вариантах эффективного использования свободного пространства. Какие офисы сегодня популярны?
- Одной из наиболее популярных планировок является open space с небольшим количеством кабинетов (для топ-менеджмента) и переговорных комнат. Набирает популярность модель гибких офисов, так называемая hot-desk, когда за сотрудником не закрепляется рабочее место. Это позволяет сократить расходы на аренду офиса до 30%. Для оптимизации офисных пространств часто используются мобильные перегородки. В основном они сделаны из гипсокартона или стекла. Второй вариант заметно дороже, но выглядит эстетичнее.