Дмитрий Бурлов, Генеральный директор компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ», о предстоящем MAPIC 2016, ожиданиях международных ритейлеров, выигрышных форматах торговли в России и прогнозах на 2017-й год.
- Дмитрий, на следующей неделе начинается крупнейшая международная выставка MAPIC 2016, которая ведет свою историю с 1995 г. Чем, на ваш взгляд, объясняется успех MAPIC на международной арене?
- MAPIC - это единственное по своему масштабу специализированное мероприятие, проходящее на нескольких континентах и собирающее всех профессионалов отрасли. Отдельным плюсом является деловая программа выставки и сопутствующие мероприятия партнеров.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших ожиданиях от предстоящего мероприятия.
- Я думаю, выставка для российских участников будет не сильно отличаться от прошлогодней – приедут самые стойкие, чтобы представить свои проекты, в первую очередь, для уже присутствующих на российском рынке ритейлеров, а также с целью привлечь новые международные сети.
- В этом году вы будете модератором «Русской Сессии». Расскажите подробнее о том, что ждет участников на мероприятии? Какие темы заявлены в программе, в чем их актуальность?
- В этом году «Русский завтрак» и частично «Русская сессия» будут посвящены изменениям в потребительском поведении. В рамках «Русской сессии» помимо этого мы раскроем вопросы, связанные с развитием международных брендов в России: итоги этого года (сколько новых брендов пришло и сколько ушло), тенденции последнего времени, прогноз на предстоящий год. Мы обсудим с ритейлерами, планирующими выход на российский рынок, их планы и ожидания. Рассмотрим форматы девелоперских проектов, которые актуальны сегодня, и обсудим, почему.
- Как вы можете оценить практическую ценность «Русской Сессии»? Что узнают и получат участники мероприятия?
- Я считаю, что основная цель «Русской сессии» - привлечь внимание иностранных компаний к нашей стране. Именно поэтому в числе спикеров - международные ритейлеры и девелоперы, которые успешно функционируют в России и готовы поделиться своим опытом.
- Ряд международных ритейлеров оценивают текущую экономическую ситуацию в России как негативную для выхода на российский рынок, другие же, наоборот, считают среду благоприятной. Как вы полагаете, кто из них прав?
- Россия является крупнейшим рынком Европы и несмотря на экономические изменения остается очень перспективным регионом для экспансии, это подтверждают и позитивная тенденция выхода на рынок новых брендов, и количество новых точек, открытых международными брендами. Из благоприятных факторов можно выделить относительную доступность хороших локаций и лояльные условия аренды, причем такая ситуация стала возможной только в последние два года. При этом на рынке остаются сегменты с высокой конкуренцией, и не все форматы, работающие за рубежом, показывают у нас хорошие результаты.
- Обладаете ли вы данными о том, сколько магазинов международных брендов открылось и закрылось в России в 2016 г.?
- Этот год стал рекордным по количеству и открытых и закрытых магазинов международных брендов в нашей стране (мы следим за этими показателями с 2013 г.): открылось 1 620 магазинов, а закрылось – 1 595. Это говорит о высокой активности ритейлеров и рынка в целом, при этом мы видим, что оптимизация сетей продолжается. Подобная тенденция наблюдалась и в прошлом году, но этот год показывает 50%-ный рост активности брендов на рынке.
- То есть, на ваш взгляд, при грамотном подходе выходить на российский рынок можно и даже нужно. А какие форматы торговли - самые перспективные и выгодные в России сейчас?
- В этом году в России появилось 40 новых международных брендов, при этом покинули рынок только 5 компаний, что, безусловно, говорит о готовности ритейлеров тестировать российский рынок (в прошлом году было 60 новых международных брендов против 17, покинувших его).
В каждом профиле торговли и ценовом сегменте всегда есть свои лидеры и аутсайдеры. Этот расклад, конечно, меняется в зависимости от экономической ситуации, но, в первую очередь, это зависит от эффективности бизнес-модели и управления. Сейчас важнейшим фактором становится скорость, с которой компании могут внедрять изменения в свои бизнес-процессы. На текущем рынке отличные результаты показывают сети фаст-фуд, продуктовые сети, детские товары. Если говорить о ценовых сегментах, то хуже себя чувствуют сети среднего ценового сегмента, а эконом сегмент показывает рост.
- Можете ли вы дать прогнозы на 2017 год?
- Полагаю, что 2017 год сохранит позитивную тенденцию 2016 г., и мы увидим аналогичные цифры по выходу новых брендов. Также мы не прогнозируем масштабный уход брендов с рынка.
Что касается открытий и закрытий магазинов международных брендов, то мы ожидаем изменения пропорции в сторону увеличения доли открытий и снижения количества закрытий магазинов.