Роман Скороходов, Собственник и Президент Watcom Group, о трендах в развитии инновационных технологий для ритейла и торговых центров в России, инвестициях в развитие компании и секретах успеха в бизнесе.
- Роман, как вы оцениваете состояние рынка ритейла и коммерческой недвижимости в целом, основываясь на данных Shopping Index?
- По данным Shopping Index Watcom, 2016 год в целом был неплохим, наблюдалась положительная динамика. За год Shopping Index 6 раз превышал показатели 2014 г., но в декабре в Москве было зафиксировано небольшое проседание по сравнению с 2015 г. Декабрь не оправдал ожиданий ритейлеров, хотя показатели за 2016-й превысили уровень 2015 г. на 3%. Shopping Index – очень точный инструмент. Данные коррелируют с данными Росстата за декабрь 2016 г., которые также демонстрируют отрицательную динамику доходов населения, по сравнению с 2015 г. Небольшой рост Shopping Indeх был связан в том числе с тем, что посетители ходили в торговые центры в поиске наиболее выгодных предложений. На рост данного показателя большое влияние оказали супер региональные объекты с развлекательной составляющей: россияне устали от кризиса и адаптировались к новым реалиям.
- Создав индустрию систем подсчета посетителей в России, вы стали развивать новые направления, связанные с их потоками. Чем вы руководствуетесь и на что ориентируетесь, работая над созданием нового подразделения или продукта?
- С увеличением конкурентности на рынке коммерческой недвижимости у торговых центров появилась необходимость в benchmarkc целью понимания своих показателей по сравнению с рыночными. Для создания такого продукта, который получил название Shopping Index, был использован научный потенциал ВШЭ и МГУ. Основной задачей было создать инструмент, позволяющий максимально репрезентативно оценить колебания активности потока посетителей. Именно поэтому в 2009 г. было открыто подразделение Watcom Data Consulting.
У клиента возникают потребности – мы стараемся удовлетворять их, помогать в управлении торговым центром или в более точечном таргетировании своих посетителей, отвечая их запросам. При переходе рынка на процент с оборота возникла потребность в анализе кассовых данных – был создан продукт Sales Flow, который дает статистику по данным с кассовых аппаратов.
- Как вы считаете, за чем будущее – bigdata или ad hoc исследованиями (фокус-группы, опросы)?
- Big Data решает одни задачи в бизнесе, ad hoc исследования с использованием разных методологий – другие. Я бы сказал, что разные источники формируют более корректное представление о потребностях посетителя, поэтому правильно анализировать и большие объемы информации, и проводить другие исследования, использовать автоматизированный инструментарий, аналитические системы, где есть все метрики для управления, для принятия быстрых решений. Необходимо сегментировать посетителей и выделять свою ЦА и наиболее профитабильные сегменты при формировании стратегии коммуникаций. Сейчас мало кто это делает, общаясь со всеми посетителями на одном языке. А все посетители разные и требуют персонифицированного подхода при общении.
Мы живем в эпоху технологических преобразований, можно даже сказать, в эпоху революции, когда приходится анализировать большой объем данных. Отсюда неизбежно вытекает необходимость создания софта. На это сейчас направлены основные усилия в развитии – совершенствование удобного софта для клиентов, который помогает быстро проанализировать информацию, построить графики, чтобы клиент мог увидеть проблемную зону и оперативно принять решение.
- Какую часть прибыли Вы инвестируете в развитие?
- Мы стараемся инвестировать бОльшую часть прибыли в развитие, так как это – единственная возможность сохранять лидерские позиции. Не секрет, что любой подход можно скопировать. Учитывая тот факт, что рынок стал очень конкурентным, мы должны очень внимательно следить за трендами и потребностями клиента, который нуждается в новых технологиях и новых решениях, чтобы сохранять и увеличивать свое преимущество на рынке. Поэтому мы всегда находимся в поиске и создании новых решений.
- Что, по вашему мнению, является залогом успеха в бизнесе?
- У каждого предпринимателя, уверен, будет свой на этот вопрос. Так или иначе, это лидер, который может сплотить вокруг себя талантливых людей и создать свою команду, которой доверяет рынок.
Доверие клиента стоит очень дорого и зарабатывается десятилетиями.