Константин Старобинский: «Существует очень большой потенциал для развития акустических решений в России»

Константин Старобинский, директор бизнес-подразделений ECOPHON и Habitat компании «Сен-Гобен» в России, о развитии рынка акустических материалов, его отличиях от зарубежного, перспективах, важности хорошей акустики в помещениях различного назначения и факторах, на нее влияющих. 

- Константин, какое место занимают акустические материалы на строительном рынке России? Какова динамика их продаж? Какое место занимает ECOPHON?

- В целом российский рынок, конечно, знаком с акустическими материалами отечественных и иностранных производителей уже многие годы. В то же время очевидно, что существует очень большой потенциал для развития акустики или акустических решений в России.

В цифрах доля акустических потолков (включая все решения ECOPHON) – не более 10-15% рынка всех подвесных потолков в деньгах и значительно ниже в квадратных метрах.

Чаще всего акустические материалы применяются в офисах, поскольку рынок уже оценил важность создания комфортной и продуктивной рабочей среды для сотрудников. И, конечно, заказчики уделяют большое внимание акустическому комфорту, который, несомненно, влияет на производительность труда. На втором месте  – помещения, требующие особой акустики, – зрительные и спортивные залы, студии звукозаписи, по сути, любые помещения, где есть скопления людей… Но, к  сожалению, в таком важном сегменте, как образование, только начинают задумываться о важности применения акустических материалов. Их использованию в образовательных учреждениях также мешают устаревшие строительные нормы.

- Какова специфика российского рынка акустических материалов и чем отечественный рынок отличается от зарубежного?

- Очень хочется сказать, что отличий нет, но, безусловно, они присутствуют. Удобнее ответить на вопрос, отметив ключевые особенности зарубежных рынков  (конкретнее - мы говорим о европейском рынке):

· акустические потолки в Европе занимают бОльшую часть рынка, спрос на акустику выше, тогда как подвесные потолки без акустических свойств заметно менее распространены. Это объясняется наличием стандартов на потолки, которые исключают низкокачественные решения, а также стандартов по акустике помещений. Определенную роль играют даже стандарты пожаробезопасности зданий, отличающиеся от российских иным подходом к безопасности потолков;

· для европейского рынка характерно большее влияние архитекторов, консультантов и конечных пользователей на проекты (соответственно, влияние подрядчиков – меньше). Это способствует выбору более качественных решений с бОльшей ценностью для конечного потребителя;

· экологические стандарты, на которые действительно обращают внимание, а также более развитые системы сертификации «зеленых» зданий, способствуют выбору более качественных решений для проектов.

- Каковы перспективы развития этого сегмента рынка в России?

- Перспективы развития рынка - большие. Если мы говорим об офисном сегменте, то здесь уже есть сформированные спрос и предложение. Очень большой потенциал развития у сегмента образовательных учреждений, так как хорошая акустика важна для комфортной работы учителей и высокой успеваемости учеников, но акустическому комфорту в данном сегменте пока еще не уделяют должного внимания. Акустические материалы также важны для создания комфортных условий отдыхающих в гостиницах. Здесь значимость акустики постоянно возрастает. Также есть большое количество общественных объектов, построенных еще в Советском Союзе: ДК, концертные залы и др., - которые будут реконструировать в ближайшее время. Уже сейчас при их реконструкции учитываются требования к комфортной акустической среде. 

 - К слову, проясните, чем акустика отличается от звукоизоляции?

- Правильнее сказать, что звукоизоляция – это один из элементов архитектурной акустики, это способ защитить помещения от шума извне (или наоборот) с помощью различных конструктивных решений. А то, что обычно понимается под акустикой, – это создание благоприятной звуковой среды, оптимальной для находящихся в помещении людей. И требования акустики различаются в зависимости от типов помещения и деятельности находящихся в нем людей. Например, в концертном зале люди хотят полноты восприятия музыки, причем без использования средств звукоусиления. Это одна, исключительно непростая задача. В офисе открытого типа важно, чтобы звуки распространялись на как можно меньшее расстояние, даже несмотря на отсутствие перегородок, эффективно блокирующих звук. Это другая задача, также непростая, но вполне решаемая при помощи современных звукопоглощающих решений. А в переговорных комнатах требуется идеальная разборчивость речи – это третье.

- Расскажите, почему так важна хорошая акустика в помещениях разного назначения?

- Самыми общими словами – хорошая акустика улучшает качество жизни. Наверное, здесь уместно привести аналогию с освещением: работать можно и при свете лучины, но, согласитесь, комфортное освещение лучше. Так же и со звуком – в качественной акустической среде уши и мозг отдыхают так же, как в помещении с хорошим освещением отдыхают глаза. В помещениях с хорошей акустикой шум не влияет на подсознание и не вызывает утомления; разборчивость речи выше – а значит, умственные усилия, прилагаемые для того, чтобы понять собеседника, ниже. В офисах растет производительность труда и улучшается общее самочувствие, в школах растет успеваемость, а в медицинских учреждениях уменьшается «выгорание» персонала. И всему вышесказанному есть достоверные и объективные подтверждения – результаты серьезных научных исследований. 

- Какие факторы влияют на акустику?

- Три фактора, уже упомянутые выше: помещение, люди, в нем находящиеся, и их деятельность. Традиционно в архитектурной акустике рассматривается только помещение – его геометрические размеры, форма, виды ограждающих конструкций и отделочных материалов. Но также важно учитывать и человеческий фактор. Требования к акустике классной комнаты, где преподаватель не должен напрягать голос, чтобы его услышал весь класс, не похожи на требования к акустике офиса или студии звукозаписи.

- Что помогает создавать хорошую акустику в помещениях?

- Если мы говорим об общественных зданиях – то это, в первую очередь, достаточное количество звукопоглощающих материалов на потолке и стенах помещений. Почему на потолке – это самая большая открытая поверхность в помещении, и звук с наибольшей вероятность попадет на нее. В офисах open space это означает, что звук не будет распространяться дальше, мешая окружающим, а для классных комнат или переговорных это означает отсутствие многократных переотражений звука от потолка и стен, создающих эхо и мешающих слышать речь.

- Какие наиболее инновационные акустические материалы вы могли бы выделить?

- К примеру, наше наиболее инновационное решение – это потолочная система Ecophon Master Matrix. Она идеальна для больших офисных помещений как с точки зрения акустики, так и с точки зрения монтажа и эксплуатации. Ее существенное отличие от обычных подвесных потолков заключается в особом креплении отдельно висящих элементов на единой жесткой подвесной системе. Такая конструкция обеспечивает высокую скорость монтажа, единообразие установки элементов, эстетичный упорядоченный структурированный вид потолка и легкий доступ в запотолочное пространство, ведь каждый элемент работает как лючок.

 

Поделиться

Игроки рынка


подпишись НА эксклюзивные новости cre