Дмитрий Воронков: «В сегменте street retail кризис в топовых локациях прошел»

Дмитрий Воронков, заместитель генерального директора Contact Real Estate, о ситуации на московском рынке street retail - арендных ставках, площадях и программе благоустройства улиц.

- Дмитрий, расскажите, как отреагировал формат street retail на сложившиеся экономические условия, что сейчас происходит в этом сегменте?

- Несмотря на то, что 2015-2016 годы в целом были достаточно непростыми для рынка коммерческой недвижимости, сегмент street retail чувствовал себя не так уж плохо. Активно развивались аптечные и продуктовые сети, общепит, сфера услуг. И сегодня уже можно смело говорить о том, что в топовых локациях доля вакантных площадей сократилась значительно.

- Какое влияние оказала волатильность курса рубля на арендные ставки в данном сегменте?

- После серьезной девальвации формат street retail какое-то время переживал сложный период притираний между владельцами торговых площадей и арендаторами по долларовым ставкам. Арендатором стало невыгодно, а иногда невозможно платить арендную ставку, закрепленную в долларах. Поэтому ставки в street retail за последние два года практически полностью перешли в рубли и даже пошли в рост. В топовых локациях – на Арбате, Кузнецком мосту, в Камергерском переулке – в настоящее время ставки могут достигать 100 000 и даже 200 000 руб. за кв. м в год.

- За последние годы столица сильно изменилась в результате городских программ благоустройства. Для street retail это позитивные изменения?

- На мой взгляд, городская программа благоустройства улиц Москвы и организация парковок на них может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формат street retail. Введение платных парковок ощутимо ударило по ритейлу. Во многих местах при отсутствии парковки арендаторам стало сложно генерировать покупательский поток. Пострадали основные магистрали – Тверская улица, Садовое кольцо, Кутузовский проспект. Здесь произошли большие перемены в арендаторах. Именно на этих улицах поначалу и появилось огромное количество вакантных площадей.

- А как изменились предпочтения арендаторов по площади арендуемых помещений?

- Наиболее востребованными сегодня являются минимальные форматы 50-150 кв. м, в зависимости от места и пешеходного трафика. Под влиянием этой тенденции многие арендаторы «дробят» большие помещения, предпочитая их быстро сдать в аренду 3-4 небольшим арендаторам, по более высокой ставке, а не ждать одного крупного. Часть сетевых арендаторов стали активно развивать параллельно своей основной сетке небольшие форматы, например, «Перекресток-экспресс», «Азбука Вкуса daily».

 

 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre