Патрик Сьоберг, Исполнительный директор по управлению торговыми центрами концерна SRV в России, об отличиях российского рынка торговой недвижимости от европейских рынков, разнице покупательского поведения, перспективах и секретах успеха ТЦ.
- Патрик, касательно рынка ТЦ в России – какова его специфика? Считаете ли вы, что он кардинально отличается от других мировых рынков, и если да, то чем именно?
- Российский рынок торговых центров не отличается кардинально от других. Однако в России торговые центры играют более значимую роль, чем в Европе. На это есть минимум две причины. Первая – отсутствие четко выраженных границ центра города по сравнению с европейскими городами. Вторая – традиционно не сильно развитое направление стрит-ритейла в России. Несмотря на эти отличия от европейского рынка, контраста между городами и регионами внутри страны намного больше, чем за ее пределами.
- Есть ли разница в покупательском поведении в нашей стране и, например, в Европе, Америке? Чем «зацепить» российского потребителя?
- Конечно, у поведения российского, европейского и американского покупателя есть своя специфика. Американский и европейский покупатель обладают большим потребительским опытом, чем российский. Если говорить о потреблении внутри страны, то покупательские ожидания в Москве и Санкт-Петербурге также будут отличаться от ожиданий регионального потребителя. В среднем они будут выше. Российский потребитель еще «молод»: покупательский опыт пока мал, но с каждым годом он становится все больше, развивается. Сегодня мы определенно видим тренд на российском рынке: соотношение цены и качества становится все более важным для покупателей. Люди ожидают не только широкого предложения товаров и услуг, но и достаточно высокого уровня качества за разумные деньги.
- Какими вы видите российские торговые центры, скажем, через 10 лет? Что изменится, на какие аспекты нужно будет делать упор тем, кто отвечает за их развитие?
- Кто бы ни был ответственным за развитие российских торговых центров, стратегия развития всегда будет основана на спросе и ожиданиях конечного покупателя. Делать прогнозы на столь долгосрочную перспективу непросто, но я могу предположить несколько путей развития. Прежде всего, торговый центр будет больше ориентирован на «предоставление покупательского опыта», чем на предложение товаров и услуг как таковое. Торговые центры постепенно становились «третьим местом» для проведения свободного времени, встреч с друзьями. Они также становились социально значимой городской локацией с большим предложением услуг для ежедневных нужд. Уже сегодня мы считаем, что хороший торговый центр должен предоставлять лучший покупательский опыт для гостей, становиться точкой притяжения на карте города. Сегодня мы руководствуемся этой философией в каждом проекте SRV.
Вероятно, нас ждут большие и удивительные изменения в сфере цифровых технологий. Настанет день, когда любой покупатель сможет «примерить» понравившуюся одежду при помощи сканирования, сидя за ноутбуком дома. Частично подобные технологии уже присутствуют на рынке. Скорее всего, появятся новые способы оплаты. Новые возможности будут направлены на экономию времени покупателя и оптимизацию процесса продаж.
Несмотря на многие преимущества интернет-шопинга, он не сможет полностью заменить традиционный шопинг в торговых центрах. На это есть целый ряд причин. Например, высокие расходы на логистику для доставки товаров покупателю и дорогостоящие услуги по складскому хранению – это весомый довод для ретейлеров, чтобы сохранять свое присутствие в торговых центрах. Интернет обеспечивает дополнительные продажи. Кроме того, офлайн-магазины предлагают нечто большее, чем простое наполнение корзины и фактическую покупку. Шопинг в торговом центре – это особый опыт, важное для человека тактильное восприятие, а также повод для встречи с друзьями, проведение досуга с семьей. Эти дополнительные ценности повышают удовлетворение от затраченного времени и совершенных покупок.
- Трудно ли быть иностранным управляющим ТЦ в России, исходя из вашего опыта? Много ли барьеров приходится преодолевать?
- Я бы хотел, чтобы мой русский язык стал лучше. Мне не довелось столкнуться с какими-либо сложностями или барьерами из-за того, что я являюсь иностранным управляющим торговыми центрами в России. Наоборот - вижу много возможностей, положительных сторон и большую ценность в работе с локальными командами. У нас есть возможность видеть одну и ту же ситуацию с разных сторон, находить разные подходы к решению задач, выбирать лучшие. Когда команда состоит из людей с разным культурным, профессиональным и жизненным опытом, разного пола и возраста, именно она объективно добьется лучшего результата в проектах.