Александр Балабин, генеральный директор компании «СЕВЕРИН ПРОЕКТ», об особенностях реновации и реконструкции советских кинотеатров.
- Александр, можно ли из бывших советских кинотеатров сделать коммерчески успешный бизнес, и если да, то за счет чего?
- Советские кинотеатры строились более 25 лет назад, и надо понимать, что с тех пор кинобизнес сильно изменился. Эти изменения начали происходить с 2000-х годов, когда у инвесторов появилось желание вновь вкладывать средства в развитие этого бизнеса. Тогда все началось с проекта многозального кинотеатра для «Карофильм», в строительстве которого мы принимали участие. А в 2016 г. в связи с реализацией программы «Московский дворик» началась новая волна реконструкции уже модернизированных «советских» кинотеатров. Сегодня мы, в частности, работаем над объектами «Саяны», «Звездный» и «Керчь».
Все советские кинотеатры были построены по нескольким типовым проектам, обычно это были двухзальные кинотеатры с большим количеством посадочных мест (около 500). Современная практика внесла свои изменения в эти стандарты, сегодня кинозалы на 500 мест - это редкость, так как такой зал никогда не будет заполнен. Поэтому при реконструкции советских кинотеатров архитекторы обычно разбивают масштабные залы на небольшие пространства, в которых не более 200 мест.
Достаточно часто, чтобы превратить старый кинотеатр в коммерчески успешный проект, его необходимо не только реконструировать, но и перепрофилировать в объект другого назначения. Таких примеров довольно много. Мы вместе с компанией ADGGroup реконструируем в данный момент несколько объектов, пространство которых будет перепрофилировано. Например, бывший кинотеатр «Восход» в будущем станет супермаркетом. Решение об изменении функционального назначения этого объекта связано и с особенностями расположения - он в спальном районе, где более выгодно построить продуктовый магазин.
- С какими сложностями и особенностями сталкиваются проектировщики и архитекторы при реконструкции советских кинотеатров?
- Сложностей много, поскольку реконструкция вообще на порядок сложнее нового строительства. В частности, строительные нормы, актуальные в советский период, во многом отличались от современных. Изменения произошли в области требований к созданию комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, были преобразованы противопожарные нормы. В процессе реконструкции объекта проектировщики сталкиваются с недостаточной несущей способностью конструкций зданий, непригодными к эксплуатации инженерными системами и т.д. Все эти особенности уже построенных объектов сильно усложняют и удорожают процесс реконструкции. По этой причине некоторые из кинотеатров, построенных в советское время, было решено снести («Киргизия» или «София»), чтобы построить новые объекты.
- Каким должен быть, на ваш взгляд, успешный современный кинотеатр?
- В данный момент существуют два основных подхода к организации работы кинотеатров, чтобы обеспечить их рентабельность. Первый — это функционирование в формате мультиплекса, то есть кинотеатра с большим количеством залов ( минимум 7). Такие кинотеатры располагаются в местах с хорошим трафиком и развитой транспортной инфраструктурой. Чаще всего мультиплексы строятся в крупных торговых центрах. Средняя заполняемость таких кинотеатров - около 30%. Но в этом случае речь идет не проектах реконструкции, а о строительстве новых объектов.
Второй эффективный подход к организации работы киноцентра - это как раз реконструкция культового пространства для организации киноцентра с особым эксклюзивным репертуаром. В качестве примера можно привести кинотеатр «Художественный» или «Пионер». В этом случае нет большого количества кинозалов, а главный принцип - кулуарность пространства.
Нельзя забывать, что важной частью успешного киноцентра является организация зоны кафе, что, к сожалению, также связано с определенными техническими сложностями и объемно-планировочными трудностями.