Рубен Алчуджян: в отличие от девелоперского бизнеса, консалтинг имеет большую склонность к выживанию

CRE News: Компания Praedium вошла в сеть международной компании Oncor International. Как вам помогает это в условиях кризиса?
Рубен Алчуджян:
Знаете, в условиях кризиса работают с одной стороны стратегия «каждый сам за себя», а с другой, - наоборот, какая-то взаимопомощь и взаимовыручка. В России мы пока еще не вошли в кризис глубоко. К сожалению. Я бы хотел думать, что мы из него выходим, но пока еще это не так. Поэтому каких-то кризисных или антикризисных действий вместе с Oncor у нас пока еще нет. Я скажу, что у нас началась работа в составе Oncor International и она продолжается. Это уже само по себе позитивный фактор. Недавно мы провели договор аренды для одной шведской компании, контакты с которой у нас состоялись собственно через Oncor. Так что мы просто ведем бизнес. В текущей ситуации это само по себе отлично.

CRE News: На сегодняшний момент как чувствует себя ваша компания?

Рубен Алчуджян: Мы, как и все участники рынка консалтинговых услуг, чувствуем замедление темпов нашего развития, наших сделок.

CRE News: И вы думаете, замедление будет продолжаться?

Рубен Алчуджян: Знаете, мне кажется, что неким случайным счастливым временным фактором здесь выступит Рождество и Новый год. Я думаю, что это будет неким психологическим подразделом, ведь кризис имеет огромную психологическую составляющую. Просто люди отвлекутся, люди уйдут на перерыв, и вернуться, может быть, с какими-то новыми идеями, подходами, это будет некий первый узловой этап. Дальше я вижу очень сложный 2009 год. Но я вижу его совершенно неоднозначным и неоднородным. Я вижу в нем разные месяцы, разные кварталы. Я вижу даже всплески активности по определенным направлениям. Мы знаем по каким, мы к ним готовимся уже.

CRE News: По каким напрявлениям?

Рубен Алчуджян: Ну я назову одно из самых очевидных. Количество инвесторов, имеющих в своем распоряжении капитал, сейчас ждут момента, когда можно скупать дешевеющие активы, и в тот момент, когда они начнут их скупать, начнут серьезно думать об этом, мы собираемся быть рядом с ними и помочь им в этом.

CRE News: Вы сейчас делаете срез девелоперов, которые находятся на плаву, а которые потонут.

Рубен Алчуджян: Я бы сказал так. Мы, безусловно, продолжаем тесное общение со всеми нашими клиентами-девелоперами, мы ищем новый, тех, которые активно работают в условиях кризиса. Никакой практической пользы сейчас для бизнеса нашей компании нет от того, чтобы разделять девелоперов на тех, кто выживет и на тех, кто потонет. Мне бы хотелось работать со всеми и помогать им добиться лучших результатов.

CRE News: Давайте обозначим просто сферу деятельности, которая не выживет в условиях этого кризиса.

Рубен Алчуджян: Наиболее подверженными влиянию кризиса окажутся небольшие компании и компании, которые не сумели или никогда не собирались работать в соответствии с высокими стандартами качества. Я сейчас говорю о всех участниках рынка, не только консалтинговых услуг. Возьмем девелоперскую компанию, которая, например, строила свои проекты в любом сегменте коммерческой недвижимости, например, без должной подготовки, без учета конкретно спроса, без учета долгосрочной перспективы и выживаемости этих проектов. Эти компании уйдут первыми, потому что они будут более уязвимыми. Они создают некачественный продукт, который в условиях рынка, который существовал до кризиса, пользовался спросом. Потому что спрос был огромным, а предложение было маленькое. Сейчас спрос сильно упал.

CRE-News: Но деловая активность-то сохранилась.

Рубен Алчуджян: К счастью, финансовый кризис влияет в разной степени на разные сегменты бизнеса, на разные компании. Конечно, если мы говорим о девелоперах, это компании, которые страдают в первую очередь, у них бизнес напрямую завязан на инвестиции. Заемный капитал, вложения в проект, строительство, сдача в аренду… Не все компании именно так тесно связаны с необходимостью привлечения заемных средств, в первую очередь конечно лучше придется компаниям, которые обеспечивают повседневный спрос, спрос на повседневные товары и услуги. Более роскошные или редкие товары и услуги пострадают в первую очередь. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, строить надо хорошо, строить надо качественно, строить надо в условиях пониженного спроса, надо делать очень качественный хороший продукт. И те девелоперы, инвесторы, которые выполняют эти условия, у них все будет хорошо в долгосрочной перспективе.

CRE-News: Вы сейчас дали некий прогноз того, что сейчас существует на рынке. Как будут развиваться события в будущем?

Рубен Алчуджян: Ближайший год будет очень разнообразным и разнонаправленным. Но одним годом не исчерпывается существование рынка и жизнь наша тем более. По общим прогнозам, нас ждут два или три, по крайней мере, года общемировой рецессии. Для нас, для России, это означает просто замедление темпов роста. Россия – развивающаяся страна. И если раньше прогнозировался рост, к примеру, национального валового продукта  на 7 % в год, то сейчас этот прогноз скорректирован, и это ,например, 6 %. Может он еще скорректируется, но это все-таки рост. На фоне этого роста будет спрос, будет предложение, будет работа. Поэтому в течение 2009 года я хотел бы всем пожелать жизни и работы, скажем так, с открытыми глазами. Быть очень внимательными, быть гибкими, быть готовыми к изменениям, и быстро на них реагировать. А потом все постепенно начнет налаживаться, потому что на самом деле это есть закон свободного рынка, свободной экономики, это цикличность, это кризис, это часть жизни.

CRE-News: Очень часто на сегодняшний день мы слышим мнение западных экспертов о том, что Россия в условиях кризиса потеряла свою былую привлекательность. Что вы думаете по этому поводу?

Рубен Алчуджян: Я не согласен с тем, что Россия потеряла свою привлекательность. В России есть свои сильные стороны. Сильные стороны России – это в первую очередь сырьевая база, во вторую очередь – это человеческий потенциал. Еще раз хочу повторить, что в условиях кризиса надо смотреть на все события не с той точки зрения, к которой мы привыкли, а с разных. Если раньше мы представляли себе какую-то модель развития, поступательную, например, вперед, по каким-то законам, то сейчас эти законы подвергаются сомнению. Что говорить, если мировая финансовая система, финансовые законы подвержены коррекции? Поэтому как это ни стандартно звучит, я вижу в этом кризисе огромные возможности. Для рынка коммерческой недвижимости, для нашей компании я вижу большое количество возможностей.

CRE-News: В чем будут проявляться такие возможности?

Рубен Алчуджян: Новые услуги, новый уровень профессионализма и понимания, новый взгляд на вещи, на совместную работу. Возьмем известный факт. Одной из самых востребованных услуг сегодня является совместное развитие проектов. Компании, которые раньше могли получить кредитование в банке и развивать проект самостоятельно, теперь не могут этого сделать и они объединяются. Где мы раньше видели такую тенденцию в таком масштабе? Да, компании, конечно, объединялись раньше, но не в таком масштабе, как бы они хотели бы сделать это сейчас. Один этот факт открывает огромное количество возможностей.

CRE-News: Почему, на ваш взгляд, слияние – это плюс?

Рубен Алчуджян: Психологическая составляющая здесь очень велика. Я рискну сказать, что мы должны в некоторых смыслах не думать о плюсах и минусах, мы должны думать о чем-то другом. Представьте. Есть плюсы, есть минусы, а есть что-то третье. Мы об этом даже не представляли себе.

CRE-News: Что именно третье вы имеете в виду?

Рубен Алчуджян: Я думаю, что в условиях, когда, например, компании будут работать вместе, спектр консультационных услуг могут сильно измениться. Может быть, они усложнятся и откроются новые ниши, на которых раньше никто не работал.
Все люди видят одно и то же. Кризис. Просто разные люди относятся к нему по-разному. И если мы постараемся выжать из него что-то хорошее для нас, то мы это сможем сделать.

CRE-News: Но для того, чтобы выжать из него что-то хорошее, нужно быть к нему готовым.

Рубен Алчуджян: Я рискну предположить, что большинство корпораций, компаний, аналитиков не планировали никакого кризиса. В своих планах, например, на 2008 год. Здесь выживет тот, кто проявит большую гибкость, кто сможет работать по-новому в новых условиях. Надо не бояться принимать нестандартные решения. Может быть это диверсификация бизнеса, а может быть это наоборот направление всех усилий в то, что получается лучше. И выйдя из кризиса, оказываешься в ситуации конкурентного преимущества. Может быть, надо затаиться и подождать, может быть надо принимать конкретные действия. Вы знаете, например, в следующем году мы безусловно планируем расширяться. Я знаю, что большинство наших конкурентов сейчас сокращают персонал на 20-25 процентов, у нас сокращений не происходит, наоборот, как я сказал, мы будем расти и увеличиваться. Может быть я не прав. Но что-то мне подсказывает, что все-таки тщательная кропотливая работа с быстрой реакцией, с возможностью быстро реагировать на изменения, приведет нас к успеху.

CRE-News: А вы быстро реагируете?

Рубен Алчуджян: Мы реагируем каждый день. Уже выработаны конкретные инструкции скажем так до каждого сотрудника, до каждого консультанта, как планировать свою работу, как ставить акценты, где стараться помочь нашим клиентам. Думаю, что через две недели мы вполне можем эти инструкции переписать, и до сознания сотрудников доведем.

CRE-News: Рубен, вы сказали, что предстоящие два-три года будет для нас очень тяжелыми. Что именно нас ждет?

Рубен Алчуджян: Безусловно последствия кризиса будут сказываться еще какое-то время. Самое первое и самое печальное – это отсутствие финансирования, происходящее из-за отсутствия доверия, из-за отсутствия сотрудничества банков друг с другом. Отсутствие финансирования – значит отсутствие проектов, отсутствие проектов – это отсутствие активности, соответственно, во всех отраслях. Это будет касаться и нашей области, консалтинга коммерческой недвижимости. Что касается именно нашего бизнеса, он, в общем-то, имеет большую склонность к выживанию, в отличие, например, от девелоперского, который, в общем-то подвешен на конъюнктуре спроса и предложения. Мы оказываем услуги как на растущем рынке, так и на падающем. Поэтому важно понять объем и потребностей этих услуг, и подстроить свой бизнес под них. Тогда эти годы будут не такими тяжелыми.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre