Светлана Григорьева: «В России формат lifestyle-центров только начинает развиваться»

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis, о «культурной составляющей» офисного центра и о ее грамотной реализации.

- Светлана, что включает в себя «культурная составляющая» офисного центра?

- К ней можно отнести социально-значимую инфраструктуру: такие объекты, как выставочные залы, творческие мастерские, места для кинопоказов или проведения музыкальных фестивалей. Сегодня мы видим, как офисные центры социализируются, привлекают к себе внимание не только сотрудников компаний-арендаторов, но и реализуют общественные функции – проводят выставки, показы, лекции.

Такие изменения связаны с потребностями и интересами нового поколения сотрудников – так называемых «миллениалов». Для них большое значение имеет возможность личностного роста. Они стремятся гармонично сочетать работу и личную жизнь. Поэтому для поколения Y особенно важно наличие в офисном центре элементов культурной составляющей. Возможность после работы или в обеденный перерыв посетить мастер-класс, выставку или интересную лекцию является для сотрудников-«миллениалов» серьезным преимуществом при выборе места работы.

- С помощью каких инструментов можно вписать в БЦ эту составляющую?

- При включении в офисный центр инфраструктурных элементов очень важно соблюдать баланс между коммерческой и культурной составляющей. Кроме того, необходимо выбирать именно те элементы, которые будут востребованы арендаторами. Мы провели исследование совместно с компанией HeadHunter и выяснили, что соискатели отдают предпочтение офисным центрам, в которых есть фитнес-клуб, релакс-зоны, образовательные и медицинские центры. А значит, наличие в деловом центре этих элементов станет дополнительным конкурентным преимуществом объекта.

- В форматы каких офисных центров наиболее гармонично вписывается «культурная составляющая»?

- Лучше всего культурная составляющая вписывается в новые форматы деловых кварталов и бизнес-парков. Большая площадь таких объектов позволяет сочетать пространство для бизнеса с социальными и инфраструктурными объектами.

- Возможно ли качественно вписать «культурную составляющую» в уже действующий БЦ или важно учесть возможность создания культурной среды еще на этапе проектирования офиса?

- Конечно, лучше всего закладывать необходимые элементы на этапе проектирования  офисного центра. Это позволит учесть особенности локации, продумать планировки и расположение объектов инфраструктуры, гармонично сочетать общественные и деловые пространства. Однако при необходимости культурные элементы вписываются и в действующий офис. Здесь многое зависит от возможностей конкретного бизнес-центра, площадей, которые собственник готов выделить под культурную составляющую. Например, можно организовать художественную выставку в холле или коридорах офис-центра, провести культурное мероприятие в конференц-зале. Но, повторюсь, для наиболее комфортного функционирования и создания положительной атмосферы культурную составляющую лучше всего включать на этапе создания проекта.

- Приведите, пожалуйста, примеры офисных центров в России и за рубежом с успешно реализованной «культурной составляющей».

- Сегодня культурная составляющая наиболее активно реализуется в деловых центрах формата lifestyle. Эта концепция организации офисного пространства очень популярна в мире. Яркими примерами таких бизнес-центров можно назвать лондонский Chiswick Park, в котором можно насладиться прогулкой по парку, полюбоваться водопадом, взять напрокат велосипед или музыкальные инструменты, посетить фитнес-центр или танцевальные студии.

The Park в Праге также включает фитнес-клуб, кафе и благоустроенные зеленые зоны с водоемами. А египетский Smart Village представляет собой настоящий оазис среди пустыни – там есть спортивные площадки, зеленые зоны с фонтанами и детские площадки.  

В России формат lifestyle-центров только начинает развиваться. Первым офисным проектом, полноценно отражающим философию lifestyle в нашей стране, стал Деловой квартал Neopolis.

Также среди реализованных офисных центров с культурной составляющей стоит отметить центр дизайна Artplay. Он объединяет более 300 компаний креативного кластера: дизайнерские и архитектурные агентства, организации, занимающиеся проектированием, светом, изготовлением керамики и отделочного оборудования. На территории объекта расположены кафе и рестораны, магазины, на постоянной основе проходят выставки и лекции.

Стоит упомянуть и бизнес-центр «Красная роза», где располагается офис российского поискового оператора «Яндекс». В его оформлении использовано большое количество природных материалов и живых растений. Летом сотрудники «Яндекса» могут трудиться как в офисе, так и на открытых балконах, где есть все необходимое для работы и отдыха. В офисе «Яндекс» реализованы также спортивные и игровые комнаты, в которых установлены спортивные снаряды и тренажеры, столы для тенниса и бильярда и даже музыкальное оборудование.

- Какими характеристиками должен обладать БЦ, чтобы гармонично вписать в него «культурную составляющую»?

- Прежде всего это зависит от локации и окружения объекта. Отмечу, что культурная составляющая офисного центра должна быть востребована арендаторами и их сотрудниками. Например, в центре Москвы могут быть востребованы площадки с верандами или места для проведения семинаров, а на территории Новой Москвы арендаторам интереснее видеть фитнес-центр, зеленые зоны для прогулок и творческие мастерские. Элементы культурной составляющей не могут существовать независимо от объекта: они должны повышать привлекательность офисного центра для действующих и потенциальных арендаторов.

- Насколько востребована «культурная среда» в БЦ среди арендаторов и их сотрудников?

- Мотивация сотрудников включает не только материальное поощрение, возможности личного развития не менее важны. Эффективность работы сотрудников напрямую зависит от степени их удовлетворенности жизнью и окружающей средой, поэтому прогрессивные работодатели стремятся создать все условия для продуктивной работы и личностного роста.

Принимая решение о включении «культурной» составляющей в офисный центр, стоит учитывать состав арендаторов. Например, если среди них превалируют компании одного типа, им, скорее всего, будут интересны тематические мероприятия. Например, для компаний IT-отрасли может быть востребовано проведение лекций и семинаров в сфере IT, а сотрудники креативных направлений предпочтут творческие мастерские или художественные выставки.

- Как вы считаете, получит ли новый тренд дальнейшее развитие?

- Я уже упоминала про сотрудников-миллениалов, чье представление о жизни, работе и саморазвитии значительно отличается от представлений предыдущего поколения. Для поколения Y важно соблюдать work-lifebalance. Эти люди стремятся успеть все и сразу. Поэтому для них так привлекательны новые форматы офис-центров, включающие все необходимое для личностного роста.

Кроме того, современные офисы социализируются, часто культурной составляющей офисного центра могут воспользоваться не только арендаторы, но и жители прилегающей территории. Особенно это актуально для Новой Москвы, где наблюдается явный дефицит инфраструктурных объектов.

В связи с этим я считаю, что присутствие в офисах культурной составляющей – позитивный тренд на рынке коммерческой недвижимости, который будет активно развиваться. Думаю, в скором времени мы увидим новые варианты сочетания офисного и культурного пространства. 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre