Марина Дроздова: «В последнее время форматы аптек стали очень четко делиться по ценовому сегменту»

Марина Дроздова, руководитель группы направления street retail компании «Магазин Магазинов», о развитии аптечных сетей в Москве и Подмосковье, запросах фармацевтических компаний и новых форматах. 

- Марина, какие компании фармацевтического бизнеса планируют в 2017 г. активное развитие?  

- По нашим данным, это около 40 аптечных брендов. Среди новых компаний – «ЕАптека» (интернет-аптека, которая планирует выходить на физический рынок), «Сердце города», «Живы-Здоровы», «Н2О».

Такие крупнейшие федеральные сети, как «Ригла», «36, 6», так же продолжат свое развитие. В свою очередь, одними из самых активных региональных игроков являются такие сети, как «Максавит» (Нижний Новгород), «Планета Здоровья» (Пермь).

- Считаете ли вы аптечные сети одними из наиболее активных игроков в ритейле в кризис?

- В течение двух последних лет активность аптечных сетей остается приблизительно на одном уровне. Это говорит о том, что они стабильно развиваются даже в периоды экономического кризиса и действительно являются одними из наиболее активных игроков ритейла.

- Какие помещения сейчас предпочитают арендовать аптечные сети?

- Главные требования аптек к помещениям – высокий трафик. В стрит-ритейле его, как правило, обеспечивает близость локации к метро. В торговых центрах - наличие якорного арендатора в непосредственной близости. Так, например, аптеки часто арендуют площади в прикассовой зоне крупных гипермаркетов.

Из 40 аптечных сетей, которые, по данным «Магазин Магазинов», сейчас планируют активное развитие, 26 сетей рассматривают помещения как в стрит-ритейле, так и в торговых центрах. Помещения только в ТЦ ищут всего 3 компании, остальные 11 интересуются исключительно стрит-ритейлом.

На сегодняшний день средняя площадь помещений, которые рассматривают представители фармацевтического бизнеса, составляет 44-126 кв. м. Среди локаций наибольший интерес представляют спальные районы Москвы и города ближайшего Подмосковья (40-50 км от столицы). Города, расположенные дальше 50 км от Москвы, интересны для аптечных сетей только при условии открытия не менее 5-6 аптек одновременно, ибо открытие всего одной или двух точек не имеет смысла по причине сложностей с логистикой. Также интерес аптек к ближайшему Подмосковью обусловлен тем, что по сравнению со столицей конкуренция в Подмосковье еще не так высока, поэтому потенциал рынка огромен. Единственный фактор, затрудняющий развитие аптечных сетей здесь, заключается в том, что арендодатели сдают свои помещения «по старинке» – вместо объявлений в интернете чаще используются такие методы, как «сарафанное радио» или только уличные баннеры.

- Какие еще аптечные  форматы, по вашим прогнозам, могут появиться в ближайшие годы? Насколько перспективны несетевые аптеки и прочие «штучные» проекты, учитывая запрос покупателя на персонифицированный сервис?

- Сейчас на рынок постепенно выходит новый формат, который становится достаточно востребованным: появляются дрогери-сторы площадью около 350-400 кв. м, ассортимент которых включает в себя не только товары для здоровья, но и парфюмерию и косметику, продукты питания и даже товары для дома. Одна из причин популярности формата заключается в том, что таким образом аптеки стремятся увеличить свои продажи в условиях высококонкурентного рынка Москвы. Такой формат уже давно успешен в США – с каждым годом появляется все больше дрогери-сторов площадью 1 000 кв. м

Также в последнее время форматы аптек стали очень четко делиться по ценовому сегменту: премиум, средний, средний плюс, аптеки-дискаунтеры. Последние сейчас развиваются очень активно. Например, в случае, если в одном районе уже работают две аптеки среднего ценового диапазона, то аптека дискаунтер формата все равно может открыться в непосредственной близости от них и будет более успешна за счет своей ценовой политики. Закрытию чаще всего подвергаются несетевые аптеки и индивидуальные предприниматели, так как крупные сети вытесняют их с рынка.

  

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre