Анна Воробьева: «Сегодня идут нескончаемые дебаты: так кто же все-таки определяет рынок - собственник или арендатор? Так вот, рынок определяет программист»

Анна Воробьева, Руководитель проекта amo.ru, о том, как IT–технологии помогают сдать офис. 

- Какое значение имеют информационные технологии в развитии управления коммерческой недвижимостью? Каковы критерии успешности внедрения IT-решений в бизнес-процессы?

- Использование IT-технологий – это обязательное условие для системного развития бизнеса. В непростых условиях текущего рынка акцент у владельцев офисных помещений смещается от размера прибыли к стабильному денежному потоку. Если раньше собственник мог позволить себе ждать идеального покупателя/арендатора, то сегодня он готов снижать свои ожидания по прибыли в пользу регулярной заполняемости и стабильного денежного потока. Грамотно интегрированные IT-продукты позволяют значительно снизить материальные и нематериальные издержки, сохранив маржинальность арендного бизнеса. Сегодня идут нескончаемые дебаты: так кто же все-таки определяет рынок - собственник или арендатор? Так вот, рынок определяет программист. Будущее – это идеи Product-менеджера, возможности разработчиков и размер инвестиций. Человеческий ресурс по-прежнему бесценен, но его роль заметно меняется. Все основные бизнес-процессы в лидирующих консалтинговых компаниях уже давно стандартизированы и автоматизированы. Консультанту же сегодня отводится роль связующего звена, медиатора, способного мыслить и находить решения за пределами алгоритмов и заданных параметров. Любой проект, бизнес-план и разработка разобьются о некачественный сервис или отсутствие экспертизы. Поэтому внедряемые IT-решения должны быть интуитивно понятны для каждого пользователя - консультанта, арендатора, собственника. Технология должна помочь участникам рынка упростить рутинные действия. А шаблонные сайты, безликие листинги, консервативные excel таблицы, как и в целом риэлторские агентства – это проекты одного дня.

- В чем принципиальное отличие традиционной схемы проведения офисной сделки от уберизации процесса подбора коммерческих объектов?

- Наличие ресурсов с 88% фейковых предложений для самостоятельной аренды офиса обосновано растущей конкуренцией среди риэлторов: это усложняет и без того непростой путь арендатора. Сегодня можно смело говорить о том, что история «легких» сделок при консервативном подходе канула в Лету. В офисном сегменте по-прежнему живет риэлторское ремесло: найти - предложить – показать – сдать. Однако ожидания арендатора растут. Речь идет о точном и быстром решении офисного вопроса, для которого необходима всегда актуальная информация и надежный сервис. Но для окупаемого сценария реализации высвободившихся «непростых» объектов нужен иной подход, основанный на точных и проверенных аналитических данных, так называемый «data driven analysis». Подобный сценарий уже стандартно будет включать в себя пересмотр кадастровой стоимости, аудит эффективности управляющей компании, реконцепцию самого пространства. И в самых безнадежных ситуациях – редевелопмент или снос и строительство объекта другого назначения. Современные digital технологии, в основе которых лежат большие данные, помогут провести анализ и принять правильное управленческое решение в отношении дальнейшей реализации имеющихся активов, которое будет основано не на субъективном мнении, а на точных данных и выводах, полученных в результате анализа. Сегодня уже недостаточно быть аккаунт-менеджером по работе с международными арендаторами, равно как и создать сервис с предложениями, называя это digital-проектом. Ценность самой информации не столь велика и носит ситуационный характер, а вот возможность интегрировать, анализировать данные и предлагать выверенные решения – это уже серьезный козырь для лидерства на рынке. 

- Если говорить о доверии, исчез ли внутренний барьер, связанный с недоверием относительно использования IT-инструментов для оптимизации бизнес-процессов?

- Основная тенденция, которая не меняется последние пару лет - компании всех сфер бизнеса продолжают вкладываться в IT-решения, автоматизируя и оптимизируя бизнес-процессы. Рынку недвижимости требуется некоторое время на то, чтобы избавиться от стереотипов. Исторически сложившаяся непрозрачность рынка настолько плотно укоренилась в сознании игроков, что даже компании с многолетним опытом и сильной репутацией на рынке подчас испытывают трудности в выстраивании деловых отношений. Несмотря на жесточайший дефицит доверия, видно настойчивое желание всех сторон этот барьер преодолеть. Вопрос в том, что надо найти форму этого сотрудничества. На примере нашего проекта мы наблюдаем активный интерес со стороны собственников к нашим IT-решениям, с помощью которых можно закрыть существующие задачи: провести анализ конкурентного окружения, изучить спрос на свой объект и даже принять запрос от потенциального арендатора минуя классического Консультанта. Это подкрепляет нашу уверенность в том, что мы развиваемся в правильном направлении, и происходящие перемены в скором будущем радикальным образом изменят этот рынок.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre