Дэвид Роден: «Офисы, где есть место только для работы, уже не способны удовлетворить требования нового поколения»

Дэвид Роден, DRA Architects, об изменениях на российском офисном рынке, форматах офисов и новом поколении сотрудников.

- Дэвид, как вы считаете, как может измениться рынок офисной недвижимости России в ближайшие 10 лет?

- Я считаю, что в ближайшие 10 лет одним из наиболее приоритетных направлений в девелопменте офисных центров в России станет «зеленое» строительство. Такие здания будут обладать высокой энергоэффектиностью и оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, в офисные центры будут интегрированы все больше объектов социальной инфраструктуры, таких как торгово-развлекательные зоны, площадки для активного отдыха и проведения досуга. Появление этого тренда связано с изменением рабочей среды, которая с каждым годом становится более неформальной. Офисы, где есть место только для работы, уже не способны удовлетворить требования нового поколения сотрудников к рабочему пространству. Поэтому все большее значение приобретает бизнес-центры, в которых помимо бизнес-инфраструктуры есть зоны для отдыха, общения и саморазвития.

- Какой формат офисов будет предпочтительным?

- Сегодня все большую популярность приобретают новые способы организации офисного пространства, такие, например, как «гибкий» офис. Этот формат получил более широкое распространение и характеризуется в том числе философией организации офисного пространства, которое делится на различные зоны. Таким образом, в офисе присутствует пространство для неформального общения, креативной деятельности, командной работы или работы в уединении.

Офисные пространства при этом становятся более неформальными, адаптированными под предпочтения нового поколения сотрудников. Появляются зоны для совместных занятий спортом, для активного досуга и совместного творчества, благоустроенные территории для прогулок. Стираются границы между пространством для работы и отдыха.  

Если рассматривать мировой опыт, к форматам офисных центров, которые также будут востребованы на рынке, безусловно, необходимо отнести бизнес-центры в стиле lifestyle, так как именно такой формат офисного пространства позволяет гармонично сочетать работу, общение, отдых и развитие. Формат lifestyle предполагает активную культурную жизнь внутри объекта – проведение лекций, концертов, выставок и других мероприятий. Поэтому общественные зоны lifestyle-центра, несомненно, будут включать площадки для проведения мероприятий, творческие мастерские, танцевальные студии, благоустроенные территории для прогулок, релакс-зоны и многое другое.

В настоящее время в России уже реализовываются проекты бизнес-центров, использующие данную концепцию. Первым таким проектом стал lifestyle-центр Деловой квартал Neopolis. Инфраструктура офисного центра соответствует  потребностям и интересам нового поколения сотрудников, составляет 1/10 часть от общей площади проекта и включает в себя зоны для активного отдыха и проведения мероприятий на крыше арт-паркинга, фитнес-клуб с бассейном, благоустроенную территорию для прогулок, детские творческие мастерские.

- Станем ли мы свидетелями развития коворкингового пространства и чего-то подобного?

- В будущем офисные пространства станут более открытыми и адаптированными под потребности арендаторов и сотрудников компаний. Уже сегодня мы наблюдаем процесс социализации офисного пространства. Сотрудники компаний будут иметь больше возможностей для взаимодействия и сотрудничества, обмена идеями и т.п. И в этой связи концепция офисного центра в формате lifestyle также будет приобретать все большую популярность в России.

- Для рабочих мест нового типа будут нужны и новые сотрудники. Каков, на ваш взгляд, портрет сотрудника будущего?

- Уже сейчас 50% сотрудников в мире – представители поколения Y, потребности которых существенно отличаются от предпочтений их родителей. Молодые специалисты – «миллениалы» - стремятся в первую очередь к саморазвитию, для них важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Для них важно получить результат, а не находиться в постоянном процессе. Они хотят, чтобы эффективность их работы оценивали по результатам, а не по количеству времени, которое они провели на своем рабочем месте.

Стоит отметить, что требования «миллениалов» во многом формируют тренд на развитие дополнительной инфраструктуры в составе офисного центра – всевозможные кафе и рестораны, точки ритейла, фитнес-клубы, интерактивные зоны, зоны для активного отдыха - и, как следствие, способствуют появлению объектов с нестандартными концепциями. Формат lifestyle, о котором я говорил ранее, полностью отвечает потребностям сотрудников поколения Y, стремящихся соблюдать work-life баланс. Кроме того, уверен, что благодаря поколению Y повысится спрос на офисы высоких экологических стандартов.

- Какие современные офисы могут послужить примерами таких офисов будущего?

- В первую очередь - это медийные и креативные отрасли, такие как Google, Facebook, Apple и Spotify. А также компании, связанные с модой и производством спортивного оборудования, такие как Adidas, создавшие действительно интересную офисную среду.

На территории lifestyle-центр Neopolis обладает развитой инфраструктурой, позволяя гармонично сочетать работу, личностное развитие, активный образ жизни и отдых.

Что случится с коворкингами?

- Я считаю, что коворкинги также будут стремительно развиваться. Например, на данный момент я работаю в коворкинговом офисе в Лондоне. Компания, в которой я начинал работать несколько лет назад, на тот момент арендовала два офиса в Лондоне, а сейчас - уже восемь или девять. Коворкинг - очень гибкий, высокоэффективный и экономичный формат офисного пространства для начинающих компаний, который не требует долгосрочной аренды офисных площадей. Поэтому я уверен, что в будущем популярность коворкингов будет только расти.  

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre