Александр Пахомов, исполнительный директор компании Tutti Frutti, об освоении новой ниши – рынка замороженных йогуртов: портрет покупателя, уровень конкуренции, требования к формату.
- Александр, как давно существует сеть Tutti Frutti Frozen Yogurt и сколько заведений насчитывает сейчас, в том числе в России?
- История развития Tutti Frutti начинается в Южной Корее, откуда родом собственники компании, и продолжается в Америке, где в 2007 г. было открыто первое кафе Tutti Frutti. В 2012 г. Tutti Frutti появился в России, в этом году наша компания открыла первое корпоративное кафе в Москве. На данный момент в России и СНГ работают 44 кафе, 38 из которых - по франчайзингу. По всей планете действуют более 800 кафе-баров на всех мировых континентах.
- Расскажите о вашем покупателе. Кого больше – мужчин или женщин, какого возраста эти люди, каковы их интересы?..
- Наша аудитория - это в основном девушки 20-35 лет (они составляют 60-70% от общего числа), которые следят за фигурой, модой, новыми трендами и которые любят себя побаловать. Конечно же, к нам ходят и молодые люди, которые также приводят своих девушек и жен, ну и естественно, семьи.
- Почему вы выбрали модель self-serve? В чем ее преимущества перед другими форматами?
- Модель обслуживания self-serve – самообслуживание - позволяет кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt функционировать более эффективно, увеличивая средний чек на 20-25%, а также за счет экономии на фонде оплаты труда. Это модная, интерактивная концепция, которая привлекает больше посетителей в кафе. Ее алгоритм очень прост: возьми стаканчик - наполни его Tutti Frutti - добавь топпинги - взвесь и оплати. Мы непрерывно создаем новые вкусовые сочетания, и на данный момент предлагаем более 60 вкусов, которые наш гость может миксовать по своему усмотрению.
- Высока ли конкуренция в этом сегменте, особенно в регионах?
- Конкуренция, как и везде, существует, но в целом наш сегмент не очень большой. Замороженные йогурты - достаточно непростой бизнес. Некоторые продавцы мороженого пытались скопировать наши идеи с йогуртом, но не добились успеха. Так что можно точно сказать, что мы лидеры в своем сегменте, и у нас не так много конкурентов. Мы находимся в Москве, но активно заходим в регионы, поскольку там почти нет конкуренции.
Перед выходом на региональный рынок мы провели масштабное исследование, которое показало, что в непростые времена люди не готовы активно тратить на удовольствия: многое, на что тратили раньше – поездки, одежда, техника, машины, - пришлось сократить. Но все хотят продолжать радовать себя чем-то недорогим, например, необычным лакомством. Так что у нас точно есть большие перспективы в регионах, и мы открыты к сотрудничеству с крупными торговыми центрами и партнерами.
- Каковы ваши конкурентные преимущества?
- В России и странах СНГ есть несколько компаний, работающих в сегменте замороженных йогуртов. В основном это локальные, созданные уже в России (или других странах бывшего СССР) проекты, запущенные в том числе на волне успеха Tutti Frutti, некоторые из них даже имеют легенду «западного бренда». Но, как известно, качественную копию создать всегда намного сложнее. У каждой из таких российских компаний есть здесь своя история: сам продукт (например, далеко не все используют собственное производство, а закупают «на стороне»), четкие отлаженные стандарты работы (мы используем международные стандарты бренда, адаптированные здесь под нашего потребителя). Поэтому далеко не всех мы считаем своими конкурентами. Скорее это те, с кем мы создаем и двигаем этот рынок. Но эти игроки так же, как и мы, открывая свои торговые точки, влияют на общее восприятие конечным потребителем данного продукта и на его желание в следующий раз обратить внимание на него, купить еще раз, порекомендовать своим близким и т.д. Для нас это очень важно! Для нас важно, чтобы любой потребитель в России и других странах, хотя бы раз попробовавший, что такое замороженный йогурт, составил о продукте самые лучшие впечатления. Поэтому мы очень большое внимание уделяем качеству. За последние несколько лет мы локализовали в России собственное производство и постоянно работаем над качеством, предлагая нашим гостям новые вкусовые решения.
В России в основном мы открываем островные форматы кафе, это определяется тремя ключевыми аргументами: оптимальные локации (на интересующем нас целевом потоке в ТЦ), минимальные сроки запуска и минимизация инвестиций в проект. За последние несколько лет в российских регионах такие форматы отлично себя проявили. За время существования на российском рынке мы изучили, что любят наши гости, что их радует, что наиболее востребовано. Таким образом появилась подборка новых вкусов, топингов.
Мы постоянно работаем и над сервисом, и над совершенствованием дизайна наших точек.
- Сказались ли на вашем бизнесе антироссийские санкции?
- Сами санкции на нас не сказались абсолютно, а вот что повлияло – это ответное продуктовое эмбарго, под которое попала часть нашей фирменной продукции, которая в России не производилось из-за технологических сложностей. Но мы на месте не сидели и успешно локализовали производство, решив этот вопрос. Так же - локализацией производства - мы автоматически «расправились» с еще одним существенным риском для нашей сети – ростом курса доллара, ведь раньше мы закупали все в долларах. Мы смогли удержаться на тех же розничных ценах в течение двух лет и пережить самые сложные времена. Сейчас мы производим все самостоятельно, наш бизнес не подвержен валютным перепадам. Поэтому мы даже благодарны санкциям за изменения, которые мы смогли направить в полезную для нас сторону.
- Какие регионы ваша компания считает наиболее перспективными для экспансии и почему? Как вы выбираете города, в которых собираетесь открыть кафе?
- На сегодняшний день приоритетным для нас является развитие в городах-миллионниках, особенно в тех, где нас еще нет: Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск. Мы обладаем правами на открытия во всех странах СНГ и Балтии. Поэтому планируем выходить и туда. В течение июля, например, мы открыли кафе в Ереване, планируем еще в Душанбе. В первую очередь нам интересны столицы, и в скором времени Tutti Frutti появится в Киеве.