Алексей Арчаков: «Необходимо задуматься об акустике еще на этапе проектов, потому что иначе проблемы будут решаться долго, дорого, сложно»
Алексей Арчаков, менеджер по развитию концепции подразделения ECOPHON компании «Сен-Гобен» в России, о роли благоприятной акустической среды в офисах, требованиях к акустике и рекомендациях по акустическому планированию.
- Алексей, что такое звуковая среда в офисе и как она воздействует на человека?
- Современный офис, с учетом распространения технологии мобильности, т.е. возможности работать удаленно, и с учетом изменения бизнес-подходов, становится таким местом, которое должно быть, в первую очередь, суперкомфортным для пользователей, для тех, кто туда приходит. Один из важных компонентов комфорта - хорошая акустика. В Ecophon мы это определяем как возможность одновременно и концентрироваться ввиду отсутствия лишнего шума, и нормально общаться. То есть предотвращать распространение звуков на большие расстояния, при этом разборчивость речи людей, которые общаются, должна быть высокой, а уровень шума - низким. Это целая группа взаимоисключающих параметров, поэтому офисы – это действительно акустически сложное место, и важно правильно отнестись к созданию акустики. Необходимо задуматься об акустике еще на этапе проектов, потому что иначе проблемы будут решаться долго, дорого, сложно и, естественно, их придется решать в условиях работающего офиса, накладывая ограничения на возможные решения, что может помешать рабочему процессу.
Итак, какие параметры важны: дальность распространения звуков в офисах открытого типа, разборчивость речи, особенно в переговорных, уровень шума.
- Расскажите о требованиях к акустике в зависимости от видов офисов.
- Надо понимать, что разные помещения имеют различные требования к акустике. Например, если это совещание в неформальной обстановке или помещение для мозгового штурма, помещение с нестандартным дизайном, способствующее развитию креативности, воображения, то в таких местах люди часто говорят громко, нередко друг друга перебивают, а также перемещаются по комнате. В таких помещениях очень важно обеспечить высокую разборчивость речи за счет применения специальных звукопоглощающих материалов на стенах и на потолке. Важно помнить, что при правильно настроенных акустических параметрах, когда в помещении тихо и людям хорошо слышно друг друга, нет необходимости говорить громко и кричать, повышая уровень шума. Таким образом, хорошие акустические решения не только за счет своих физических свойств убирают шум, но и работают на правильное поведение людей, то есть обладают психологическими свойствами. В офисах открытого типа самой распространенной проблемой является дальность распространения звука. Человеку нужно сделать отчет, а его коллеги за два стола от него обсуждают футбол, и это, безусловно, очень мешает.
- Какую роль играет акустика в создании комфортного офиса?
- Не считая правильного поведения и дисциплины, бороться с акустическими проблемами нужно за счет двух вещей: это либо специальные акустические экраны, либо звукопоглощающие материалы на потолке и, может быть, на стенах, там, где это позволяет интерьер. Очень важно и полезно помнить о том, что для каждого офиса открытого типа следует создавать помещения, в которых можно поговорить по телефону, особенно на темы, которые требуют некой конфиденциальности, или где можно провести переговоры. Подобные помещения должны быть хорошо звукоизолированы, поскольку зачастую они малого размера, в них существует проблема искажения голоса и многократного отражения звука от стен. Такие проблемы также решаются с помощью звукопоглощающих панелей на стенах, так как в таких маленьких помещениях стены важнее, чем потолок. Есть еще способ улучшить акустику, который не связан с материалами, но связан скорее с работой архитектора на этапе проектирования рабочего пространства – это грамотное зонирование.
Не секрет, что некоторые рабочие группы ввиду специфики их деятельности сидят достаточно тихо, а некоторые - всегда с шумом. Например, клиентская поддержка всегда на телефоне, они всегда говорят. И разумно посадить их как можно дальше от, скажем, бухгалтерии, где больше работают молча и сосредоточенно. То есть здесь правильное зонирование, выбор расстояния между рабочими группами играет очень существенную роль. Ну и наконец, такая вещь, как классическая переговорная: известно, что человек далеко не все слова воспринимает полностью, но взрослые люди обладают достаточным словарным запасом, и мозг автоматически или подсознательно распознает слова по контексту. Но проблема в том, что если мы вынуждены подсознательно понимать сказанное, это утомляет. В итоге в помещениях с плохой акустикой, там, где приходится много говорить, люди устают. Поэтому создание хорошей акустической среды в таких местах, как переговорные или кабинеты, способствует меньшему уровню усталости к концу рабочего дня, и это подтверждено целым рядом исследований. Конечно, усталость - вещь субъективная, но все-таки статистически достоверно показано, что хорошая акустика влияет на уменьшение усталости, чувство стресса и того, что называется «выгоранием».
- Какие рекомендации вы могли бы дать по акустическому планированию?
- Подытожив вышесказанное, можно выделить, что разные типы помещений в офисах требуют разного подхода к акустике. В некоторых офисах важно уменьшить распространение звука за счет перегородок и звукопоглощающих решений на потолке, где-то важно обеспечить разборчивость речи благодаря специальным решениям на стенах, где-то следует особое внимание обратить на звукоизоляцию. Частая проблема, когда кабинеты начальника отдела, руководителя расположены рядом с рабочими местами офиса открытого типа через небольшой коридорчик. Это самая типичная планировка офиса в Москве. В таких условиях очень важно обратить внимание на звукоизоляцию на потолке, потому что часто стеклянная перегородка, отделяющая кабинет менеджера, доходит только до потолка и звук прекрасно распространяется из кабинета через остаточное пространство к коллегам. Здесь еще важны некие запотолочные конструкции, способствующие изоляции звука.
Поделиться
Игроки рынка
|
Арчаков Алексей
Сен-Гобен
|