Наталья Никитина: «Индивидуальные предприниматели хотят автономности, свою, пусть маленькую, но крепость»
Наталья Никитина, исполнительный директор «К2 Бизнес-парк», о различных форматах офисов и жизни за МКАД.
- Наталья, расскажите, что происходит с офисами за МКАД. Эксперты говорят о больших вакансиях, это так?
- Рынок аренды действительно меняется, и офисы за МКАД, как и офисы в черте города, вынуждены пересматривать свои отношения с арендаторами. Никто не хочет подписывать «кабальные» договоры на 10 лет: клиенты хотят более гибких коротких договоров и более широкого спектра услуг, нежели просто аренда.
Больших клиентов на 3000-10 000 кв. м сегодня на рынке не так много, наибольшим спросом на офисном рынке за МКАД пользуются помещения с отделкой блоками до 1000 кв. м, а также более гибкие и компактные офисные пространства.
- Во что можно переформатировать офисные объекты с высокой вакансией?
- В «К2 Бизнес-парке» мы решили частично оборудовать пространство первого корпуса под мини-офисы и назвали этот проект «смарт-офис». «Смарт-офис» - это готовые офисные помещения площадью от 10 до 30 кв. м, которые мы предлагаем по системе «все включено». Это гибкое рабочее пространство, не закрепленное за арендатором, которое можно снять на срок от суток до года. Здесь есть все для работы – полностью оборудованные, меблированные офисы, общественное пространство, зона кухни, переговорные комнаты, на всей территории работает бесплатный Wi Fi.
- Почему вы решили сделать этот проект?
- Когда мы с моей командой присоединились к «К2 Бизнес-парк», его заполняемость была всего 2-3 %. Первые полгода мы внимательно мониторили обращения клиентов, собирали статистику входящих запросов и в итоге поняли, что большинству потенциальных арендаторов нужны маленькие офисы на 10-20 кв. м. Было проведено исследование рынка, которое подтвердило востребованность качественных, но недорогих и небольших офисов для малого, среднего бизнеса и ИП. В это же время в Москве начали активно развиваться первые проекты сетевых коворкингов, таких как «Рабочая станция». Акционеры «К2 Бизнес-парка» вдохновились этими историями успеха и захотели создать нечто подобное у нас.
- Т.е. смарт-офис – это что-то похожее на коворкинг?
- Нет, коворкинг - это общее рабочее пространство, как правило, туда приходят поработать на несколько часов или провести встречу, а потом убегают по своим делам, поэтому все успешные коворкинги находятся в непосредственной близости от метро и в центре города, во всяком случае в пределах бульварного кольца. Также лучше всего себя чувствуют сетевые проекты, так как узнаваемость важна.
Смарт-офис – это локальная история, небольшие, но изолированные офисы для местного бизнеса и стартапов. Когда мы начали маркетировать этот проект, мы поняли, что индивидуальные предприниматели хотят автономности, свою, пусть маленькую, но крепость, где они смогут без опаски оставить свои личные вещи и документы. Есть примеры коворкингов, например, в Химках, которые сначала работали как open space, а теперь, прочувствовав нужды местной аудитории, делят рабочую зону на отдельные кабинеты.
Поделиться
Игроки рынка
|
Никитина Наталья
Commonwealth Partnership [CMWP™]
|
|
К2 Бизнес-парк
Управление и эксплуатация недвижимости
|
|
К2 Бизнес парк
Бизнес-Парк
|