0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Светлана Лапшина: «Малый бизнес стал разменной монетой в борьбе государства с отмывом денег»

Светлана Лапшина, учредитель группы компаний БИГ, генеральный директор агентства недвижимости «Биг Риэлти», о тонких моментах получения юридических адресов в современных офисах, новых препонах для собственников и тупиковой ситуации для малого бизнеса.

- Светлана, сегодня мы нередко слышим о преференциях для малого и среднего бизнеса, о шагах навстречу со стороны государства. В то же время появляются и конкретные истории бизнесменов, которым закручивает гайки, например, налоговая инспекция. В коммерческой недвижимости камнем преткновения во взаимодействии бизнеса и государства стало законодательство о массовых адресах. Расскажите, пожалуйста, на примерах – как оно работает и как влияет на предпринимателей?

- Вопрос об аренде юридических адресов стал в последнее время очень важным. Даже крупные бизнес-центры теряют своих арендаторов в силу того, что юридические адреса не могут выдать по причине, что их зарегистрировали в адреса массовой регистрации. Самое интересное, что до конца никто не знает, что это такое, потому что понимание определения «адреса массовой регистрации» в налоговых органах – одно, у высшего арбитражного суда – другое, у прокуратуры – третье, в судебных инстанциях – четвертое, а предприниматели вообще не могут понять, зарегистрируют ли их в конкретном помещении. Обращаться не к кому, а каждая новая регистрация стоит порядка 4000 руб., а то и 10000 руб. за оформление документов, за курьерские услуги и т.д. Если пытаться два-три раза зарегистрироваться, то для небольшой фирмы, в которую входит один юрист и два бухгалтера, это совершенно неподъемные деньги.

По сути, наши предприниматели путаются в понимании сути юридического адреса. Например, можно ли снять в аренду юридический адрес? Такого понятия не существует, есть другая формулировка: размещение органа управления юридическим лицом, нахождения там документов и получение почтовой корреспонденции. В этом суть юридического адреса.

Я расскажу пример из практики: мы сами как агентство недвижимости помогаем сдавать офисы в бизнес-центрах, в частности, в районе метро Смоленская, где у нас находится головное предприятие. Мы недавно в небольшой офис пытались посадить фирму, которая занимается финансовым консалтингом. Там бухгалтеры все знают про налоговое законодательство и его нюансы. Однако они сами делали все документы, сами подавали, знали, что обязательно нужно присутствие, потому что сейчас по новым внутренним постановлениям налоговые выезжают и смотрят, присутствуют ли люди вообще на рабочем месте. Хотя по закону присутствие необязательно – это дело каждого. Нас предупредили о том, что проверка состоится в определенный день, девушки просидели всю неделю, в итоге налоговые органы не приехали, мы подумали, что про нас забыли и вообще фирма небольшая – налоговой не интересно... В итоге – не зарегистрировали! Мы соблюли абсолютно все правила: секретарь, который обслуживает этот этаж, был предупрежден. У нас висела табличка, что здесь находится такая-то фирма. Там были их вещи, два компьютера, документы, то есть реально они там сидят и работают. Это реальная финансовая компания, вряд ли они будут нарушать закон.

Но решили добиваться регистрации, поскольку уже сняли у нас помещение, выдали адрес клиентам и не хотели нести какие-то дополнительные затраты. Руководитель компании ездила в налоговую, доказывала, что по закону отказать не имеют права и собиралась даже подавать в суд. В итоге их зарегистрировали, потом, правда, был спор с банком по поводу открытия счета – волокита затянулась на 2,5 месяца, и мы отметили новоселье небольшой фирмы, ее победу над налоговой и над банковской системой.

Это достаточно распространенная история, и, в частности, наш бизнес-центр почему-то тоже признали адресом массовой регистрации. При том, что у нас большая площадь - 6000 кв. м, и помещения арендуют 49 компаний.

Чтобы не возникали такие ситуации, в законе должно быть четко прописано – какая может быть минимальная площадь для сдачи офиса в аренду. Есть огромная брешь в законодательстве, и это начинает касаться не только маленьких фирм, но и крупных.

- Какие убытки несет собственник помещения, который не может сдать площади в аренду с предоставлением юридического адреса?

- Для собственников бизнес-центров – это потеря прибыли, и достаточно большой, потому что сегодня, когда рынок коммерческой недвижимости затоварен большим количеством предложений офисов и бизнес-центры снижают цены, невозможность дать «юридический адрес» становится серьезным препятствием. А малый бизнес – разменной монетой в борьбе государства со схемами отмыва денег. Если собственник дает юрадрес, то вся твоя реклама, услуги риелтора, показы, переговоры завершаются сделкой. В противном случае все усилия напрасны, собственник остается со своими пустующими площадями, потому что потенциальные арендаторы говорят: «Все хорошо, но вы адрес массовой регистрации», - а значит, у нас будут проблемы не только с налоговой, но и в первую очередь с банком, нам счет просто не откроют.

Причины занесения адресов в такие списки совершенно непонятны: в большинстве случаев у собственника есть все документы, большие площади, официально все сдается в аренду, составляются официальные договоры, и почему-то выясняется: его внесли в адрес массовой регистрации…

- Как работают те предприятия, которые были зарегистрированы до внесения бизнес-центра в этот реестр?

- Как правило, их не трогают, они зарегистрированы и работают дальше. Ведь нет согласованных писем или перечня документов, которые бы принимала налоговая. Правильно составить и собрать все документы под силу не каждому! Недавно я сама попыталась зарегистрировать одну из своих новых копаний – ездила в налоговую два раза, оба раза безуспешно. Потом попросила своего бухгалтера, который работает в крупной аудиторской компании. Оказывается, там сидят несколько аудиторов, которые отслеживают изменения в налоговых внутренних документах, потому что без новых знаний грамотно заполнить налоговую форму практически невозможно.

- Откуда вообще возникла проблема массовых адресов?

- Таким образом государство решило бороться с фирмами-однодневками, для которых дается юридический адрес, дальше они берут кредиты, скрываются, а собственник помещения ни за что не отвечает. Плюс борьба с отмыванием доходов – обналичивание средств через такие же фирмы-однодневки. Но таких историй по статистике - 5-7%. Более 90% тех, кто хочет снять небольшой офис с юридическим адресом, – это нормальные маленькие фирмы, которые занимаются легальным бизнесом. Чаще всего это консультации: налоговая, юридическая, или психологическое сопровождение, интеллектуальные услуги. Небольшие офисы снимают дизайнеры, интернет-маркетологи и т.д. С нововведениями вроде черных списков с массовыми адресами их жизнь становится невыносимой. Их толкают на то, что они начинают принимать деньги минуя расчетный счет, потому что без юридического адреса они не могут открыть счет в банке. А если ждать, то клиент находит кого-то еще с аналогичными услугами – конкуренция среди малых предприятий очень высока. Поэтому с одной стороны нас защищают и даже обещают нам продление моратория на отсутствие проверок малого и среднего бизнеса. С другой стороны, теперь мы не можем открыть маленькую фирму.

- Что нужно делать государству, чтобы выходить из такой ситуации?

- Первое - нужно упорядочить законодательство в этом вопросе, дать однозначное и четкое определение адреса массовой регистрации и юридической регистрации фирмы, прописать, какие документы нужны для этого, определить этот вопрос четко и прозрачно. Налоговой нужно перестать создавать новые бюрократические препоны. Соблюдать такое количество пунктиков невозможно человеку, который занимается бизнесом, и вот здесь было бы отлично взять на вооружение западный опыт. Там очень легко решаются все вопросы для бизнеса: подается отчетность на одном листочке, все просто и понятно. Это нужно сделать, чтобы люди могли заниматься бизнесом, спокойно оплачивать налоги, регистрироваться, получать свои маленькие офисы и просто работать и зарабатывать.

- Что сделать предпринимателю, чтобы обезопасить себя?

1. Ознакомиться со сканами документов на помещение - вычитать документ на собственность, понять, что помещение нежилое и принадлежит данному собственнику.

2. Зайти на сайт налоговой инспекции и проверить адрес на предмет массовости.

3. Выехать на место и убедиться в наличии офиса.

4. При приобретении адреса повесить табличку, организовать себе хотя бы рабочее место.

5. В договоре прописать площадь не менее 5 кв. м, иначе будут проблемы с открытием банковского счета.

6. Проговорите возможность обеспечения проверок банка и налоговой службы.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre