Мария Николаева: «Коворкинг имеет право на существование в любом виде. В качестве эксперимента его можно организовать в любом месте»

Мария Николаева, глава бюро MAD Architects, о технической и социальной сторонах размещения коворкингов в торговых центрах.

- Мария, Crocus Group намеревается запустить совместно с Meeting Point премиальный коворкинг на 1,5 тыс. кв. м в необычной локации - ТРК VEGAS Крокус Сити. Как вы полагаете, rаковы перспективы коворкингов в ТРЦ? Не далековат ли Крокус Сити от центра для этого формата? Будет ли отличаться аудитория коворкинга в БЦ и ТЦ?

- В целом я считаю, что коворкинг имеет право на существование в любом виде. В качестве эксперимента его можно организовать в любом месте. Чтобы разобраться с вопросом ликвидности коворкингов в торговом центре, важно понять, что резиденты коворкинга покупают на самом деле. А покупают они атмосферу – некую неформальную среду, в которой они могут работать за относительно небольшие деньги. И конечно, так же важны сопутствующая инфраструктура объекта, разноплановость выбора посадки.

Пользователи коворкингов – это определенный тип людей, у которых – свой портрет. Пользователи торговых центров и резиденты коворкингов – это абсолютно разные группы людей. И на мой взгляд, резиденты коворкингов стараются избегать таких мест, как торговые центры, и локаций подобного рода. Как 2 локации с абсолютно разной идеологией «поженить» между собой, для меня остается большим вопросом.

Также у торгового центра возникает слабая конкурентная позиция в случае если рядом открывается коворкинг вне торгового центра. Совершенно очевидно, что все пойдут садиться туда, а не выбирать торговый центр.

Также хочется сказать, что у нас в России часто бывает так, что кто-то что-то открыл, и все тут же стали повторять – без должной аналитики и глубокого понимания самого потребителя. Не буду их называть, но на рынке уже присутствуют коворкинги в торговых центрах, которые не являются успешными функционирующими объектами. Но в целом, как эксперимент, почему бы и нет?

- Сейчас все действительно выглядит так, что если у тебя в торговом центре есть пустующая площадь, чтобы ее занять, открывают спортивные секции, детские школы танцев, теперь вот – коворкинги. И все это для того, чтобы заполнить вакансию. Другое дело, если коворкинги проектировать. Мне это видится так: над зданием, большим и квадратным, есть еще флигель. А можно ли в ТРЦ что-то такое надстроить и туда посадить коворкинг? Чтобы они были вроде как и отдельно от торгового центра, и в то же время вся инфраструктура объекта им тоже доставалась?

- Для того, чтобы понять, есть ли технически такая возможность или нет, важно сделать соответствующие изыскания, посмотреть существующую документацию на объект, который уже введен в эксплуатацию, то есть понять принципиально, есть такая возможность или нет – с точки зрения перекрытий и возможностей инженерного оснащения. Это один аспект. Второй – с точки зрения надобности и потребности: будет ли данная вакансия пользоваться популярностью. И здесь я, пожалуй, повторю свое мнение, что поток людей, которых привлекает торговый центр, коренным образом отличается от пользователей коворкингов. Поэтому, на мой взгляд, это не имеет слишком больших шансов на успех. Но будет интересно понаблюдать, если такие проекты появятся – посмотреть, как это все происходит и что из этого получается.

- С технической точки зрения, вы сказали, это нужно смотреть и изыскивать, но если навскидку, как вы думаете, это вообще реально или это в принципе невозможно в большинстве торговых центров?

- Скорее всего да, но опять-таки, чтобы не быть голословной, отмечу, что нужно разбираться с каждым конкретным случаем. Зависит от того, в каком году этот ТЦ был спроектирован, что там с инженерными сетями (потому что у многих торговых центров есть большая проблема нехватки воздуха, неправильный воздухообмен, и если добавится нагрузка на эту систему в качестве коворкинга, то это усугубит ситуацию).    

- Вы говорили о разных аудиториях в торговом центре и коворкинге, о том, что в коворкинг идут за атмосферой. А реально ли вообще создать атмосферу именно даже не с точки зрения того, что потребители коворкингов будут не в восторге от того, что рядом ходят покупатели, а с точки зрения архитектуры? Как вообще коворкинги оформляются?

- Да, с этой точки зрения атмосферу коворкинга создать, я думаю, реально, потому что коворкинг обычно – это небольшой бюджет на квадратный метр. Мне известны цифры ведущих операторов коворкингов в России, бюджет может быть даже от 7 тыс. руб. А средний бюджет на метр – это порядка 15 – 20 тыс. руб. за метр. Поэтому с точки зрения оформительской, по большому счету, без разницы, где этот бюджет использовать. И здесь больше будет зависеть от выбора архитектора, от его идейной составляющей и от того, как он планирует и обыгрывает пространство, зонирует площади относительно друг друга. Поэтому да – если в отрыве от основного контекста, то коворкинг можно организовать совершенно в любом месте.

- Одна из проблем, как я слышал, - это освещение: для коворкинга в торговом центре его мало, оно будет скорее всего искусственным, что для такого объекта является понижением в классе.

- Да, соглашусь. С одной стороны, это понижение в классе. Но здесь, на мой взгляд, более глубокий вопрос – это вопрос здоровья отдельно взятого человека, а не «классовости». Если уровень освещенности оставляет желать лучшего, то мы должны понимать, что это будет вредить зрению работника. В первую очередь важно в любом случае соблюдать нормы, и этого можно добиться в том числе при помощи искусственного освещения. Но сам факт отсутствия естественного освещения будет крайне негативно сказываться и на ставке, и на привлекательности места для возможных резидентов.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre