Рут Андраде: «Если бренды продолжат игнорировать экологические проблемы, то бизнес в итоге сильно пострадает»

Рут Андраде из английского Lush - очень вдохновенный и вдохновляющий человек, причем кратко описать то, чем она занимается в компании, не так-то просто. Рут начала работать в Lush в 2004 г. в магазине Covent Garden, через некоторое время став главой отдела окружающей среды Lush.  

Недавно после долгого перерыва Рут вернулась к работе в компании, поставив перед собой три цели: разработку стратегии бренда по сокращению выбросов углерода и снижению потребления воды, поддержку организационного развития на основе живых систем и дальнейшее развитие благотворительных стратегий Lush.

- Рут, нам сегодня хотелось бы поговорить о том, что давно волнует рынок ритейла. В тренде экологичность, которой отвечают «зеленые» бренды. Предоставляет ли правительство какие-то льготы производителям?

- Как таковой поддержки нет. Государство скорее идет от противного. Так, в Англии, а также в других странах Европы ужесточены меры наказания за загрязнение окружающей среды. Из-за огромного количества фабрик и заводов правительство Соединенного Королевства приняло ряд мер по сокращению «загрязнителей», например, сборы за упаковку. Lush использует гораздо меньше упаковок, чем многие бренды, и тем самым мы экономим на сборах, выигрывая финансово.

Что касается налогового послабления, оно есть, если вы покупаете энергоэффективное оборудование.

- В продолжение темы финансов, экоподход для производства – это дорого?

- Какие-то вещи мы просто делаем более эффективно. Если компания не производит мусор, то она и не платит за его утилизацию. Сокращение количества ресурсов равно экономии бюджета. Но когда мы покупаем оборудование, строим здания, нужно понимать, что все вложения окупятся только через несколько лет. Например, то, что мы сейчас вкладываем, принесет свои плоды через 2-3 года, а если говорить об энергопотреблении -  лишь через 10 лет. Более того, есть вложения, которые не окупаются никогда. «Окупаемость» в данном случае будет обеспечиваться стабильным бизнесом и тем, что мы положительно повлияем на климат.

Я думаю, что у нас уже нет такого выбора: загрязнять окружающую среду или быть «зеленым». Если бренды продолжат игнорировать экологические проблемы, то бизнес в итоге сильно пострадает. Это дело даже не 30, а уже 5-10 лет.



- Давайте перейдем от глобального к частному. Расскажите, как вы производите свою продукцию? Есть ли различие между производством в России и других странах?

- Мы проводили много исследований по цепочке производства, изучали воду и углеродный след. Выяснили, что наибольший углеродный след остается на уровне эксплуатации покупателем продукта, то есть непосредственно в ванной. Мы тратим много усилий и средств на поставку и перевозку продуктов, а также работаем над сокращением вредного влияния самого производства.

В Англии, на родине Lush, уже достаточно зданий, в которых располагается производство, и они разбросаны далеко друг от друга. Там работает очень много людей. Если вы приедете на какое-нибудь другое косметическое производство, то заметите, что там машин больше, чем людей. Мы тоже внедряли машины и различное оборудование, но не в таком количестве. Например, для массажных плиток и «бомбочек» для ванн до сих пор используется ручное производство.



Если рассматривать систему целиком, то создание рабочих мест, забота о людях, индивидуальный подход к продукту - это элемент устойчивого развития. Что касается фабрик, мы очень осторожны с отходами, много думаем над этой проблемой. Нет полной уверенности, что отходы будут правильно переработаны, поэтому Lush основал свой перерабатывающий центр Green Hub.

Сейчас компания построила новое большое здание, в котором будут проводиться различные научные исследования. Здесь - более эффективное оборудование, мы собираем дождевую воду, которая заменяет воду из-под крана. Мы потратили много средств на утепление крыши. Здание также оснащено солнечными панелями, от которых можно заряжать велосипеды. Мы используем много натуральных материалов: свежие фрукты, овощи, цветы, из которых получается много органических отходов. Если в Lush приходится списывать какую-то партию продукции, все эти отходы  перерабатываются и используются в качестве топлива, которым можно заменить газ.



- В России экологическая ответственность пока, к сожалению, не очень хорошо развита. Как вы формируете ответственное потребление российского рынка?  Насколько тепло в России встретили концепцию зеленого бренда?

- Если сравнить, например, Англию с Германией и Швецией, в последних странах ответственное потребление начало развиваться намного раньше и быстрее. В этих странах высокие стандарты - именно на уровне потребителя. Для России, как и для Бразилии, эта система еще пока является новой. Нет еще такого зрелого понимания необходимости «зеленых» брендов, зато, к сожалению, очень легко открываются двери для гринвошинга (когда компания позиционирует себя как экологически направленную, но на деле таковой не является).

Не думайте, что в Англии все такие гиперответственные: большинство покупателей приходит в Lush не из-за этических соображений, а потому, что им нравится продукция, они «западают» на приятный запах. Но сейчас появился новый тип покупателя, который в обычной жизни, возможно, не купил бы нашу продукцию, если бы не отсутствие пластиковой упаковки. А для нашего обычного покупателя это добавляет ценности продукту, у него появляется повод задуматься о каких-то важных вещах. Также в Англии покупают продукцию из-за того, что она не тестировалась на животных. В Бразилии, кстати, тоже начали обращать на это внимание.



- Если не на животных, то резонный вопрос - как же тестируется ваша продукция?

- Обычно - на добровольцах, это клинические испытания. Также есть множество лабораторий, в которых продукция исследуется на чистоту, наличие различных бактерий и грибков. Если требуются токсикологические испытания, они проводятся альтернативными методами, in vitro. В 2011 г. Lush даже учредил премию «Lush Prize» за разработку альтернатив тестированию на животных. В британском Lush за последнее время было проведено порядка 900 испытаний продукции альтернативными методами. Мы стремимся показать, что современные альтернативные методы более интересны и информативны, чем тесты на животных.

- Какова доля неупакованных продуктов у Lush?

- 65%. Этот процент увеличился, потому что мы планируем запустить новую линейку косметики без упаковки, в твердых брусочках. Lush преумножит количество тональных средств и губных помад без упаковки. У нас также открылись два магазина, где нет упаковки вообще - есть только бумажные пакеты, которые можно приобрести. Но постоянные покупатели приходят к нам с многоразовыми контейнерами или баночками.



- Я задала предыдущий вопрос, потому что Дмитрий Азаров, совладелец Lush Russia, говорил о том, что более 60% продуктов Lush - самоконсервирующиеся, и если эта доля дойдет до максимума, на косметическом рынке произойдет «тихая революция». Можете пояснить, что такое самоконсервирующаяся продукция?

- Это продукция, в которой отсутствуют синтетические консерванты, но ее формула создана таким образом, что она и без них сама себя сохраняет. Обычно присутствие воды в составе продукта является причиной брожения и, как следствие, возникает необходимость в консервантах. В составе самоконсервирующихся продуктов присутствует соль, глина, глицерин, который связывает молекулы воды. Когда удается создать формулу, где все эти процессы отрегулированы, то продукт не портится.



- Каковы ваши планы? Чего еще вам бы хотелось добиться?

- Мое желание и основная причина работы в Lush – попытка выяснить, может ли большое производство быть регенеративным. Также я считаю, что с учетом тех сложных проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас (экологических, социальных, экономических), мы должны перейти от устойчивого развития к восстановлению части ущерба, нанесенного нашей цивилизацией природе. Мои планы в Lush – начать отдавать больше, чем мы получаем. Это долгосрочная работа.
Полную версию интервью с Рут читайте в декабрьском номере журнала «Ритейл»  

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre