Алиса Зотимова, основатель и управляющий директор AZ Real Estate, о нюансах открытия своего бизнеса в Великобритании, сложностях и путях их преодоления, а также – феминизме и тех, кому предпринимательство противопоказано.
- Алиса, как случилось, что вы решили открыть собственный бизнес в Великобритании в сфере недвижимости?
- Свое дело в Великобритании я открыла в 2012 г. Этому предшествовали десять лет работы в международных консалтинговых компаниях JLL и Cushman & Wakefield. Из них пять лет я провела в Москве, еще пять – в Великобритании после перевода в лондонский офис.
Причин начать предпринимательскую деятельность было несколько. Во-первых, я была уже на этапе, когда мне хотелось больше самостоятельности и новых возможностей для профессионального развития. Во-вторых, я видела потребность в услугах для небольших частных инвесторов, в том числе из России, которые интересовались недвижимостью в Великобритании, но имели недостаточно инвестиций для работы с крупными консалтинговыми компаниями. После пяти лет работы в Лондоне у меня уже сформировалось определенное знание рынка и сеть местных профессиональных контактов. К тому же, важную роль сыграло понимание менталитета российских инвесторов и возможность по-русски объяснить им специфику британского рынка.
- Открыть свое дело – всегда непросто и требует больших инвестиций. Как вы решили вопрос со стартовым капиталом?
- Изначально в бизнес я вкладывала только собственные накопленные средства. Глобальных планов тогда не было, бизнес начинался с малого. Я самостоятельно контролировала весь процесс и работала из дома, без затрат на офис и команду. Ведь самое главное - это контакты, знания и опыт, а не то, в каком помещении ты находишься. За шесть лет бизнес вырос «органически» и сейчас есть и офис в центре Лондона, и отличная команда.
- Все же, если выбирать между кредитными и собственными средствами, есть ли наиболее оптимальный вариант?
- Все зависит от типа бизнеса, и нет единого решения для всех. Конечно, кто-то идет по пути того, чтобы сначала сделать бренд, снять офис, нанять команду, вложить средства в рекламу и оборудование, а потом ждать клиентов. Но открытие бизнеса – это всегда стресс. А если клиенты не приходят так быстро, как хотелось бы, наличие кредитных средств несет дополнительную психологическую нагрузку. В этом случае очень сложно действовать спокойно и целенаправленно. Я считаю, что в индустрии недвижимости, как в России, так и в других странах, можно начать бизнес самостоятельно и развивать его поступательно.
- Есть ли какая-то специфика у британского рынка с точки зрения предпринимательской деятельности?
- В Великобритании практически нет барьеров входа, очень приветствуется и поддерживается малый бизнес. Как показывает практика, одним из самых больных вопросов для предпринимателя является часть, связанная с бухгалтерией, регистрацией бизнеса, налоговой отчетностью, и, как и в любой стране, здесь есть свои нюансы. Мне не приходилось пользоваться преференциями от государства, но тем не менее, в Великобритании малому бизнесу, в определенных сферах, оказывается активная поддержка через бизнес-инкубаторы и гранты.
- А как обстоят дела с личными отношениями среди игроков рынка? Тема феминизма в Великобритании имеет значение?
- В Великобритании специалист по недвижимости – одна из самых старейших и уважаемых профессий, где всегда работали мужчины из привилегированных классов. В Москве женщин и мужчин в этой сфере примерно поровну. Шестнадцать лет назад в России еще не существовало учебных программ в сфере недвижимости, и для того, чтобы построить карьеру, требовались только хорошее знание языка, понимание клиентской работы и голова на плечах. Последние 10 лет здесь в Англии мы боремся за то, чтобы укрепить профессиональную репутацию женщин, которые исторически находились на вспомогательных ролях и редко продвигались по карьерной лестнице дальше должности ассистента. Когда я переехала в Лондон, то уже занимала серьезную должность в крупной компании и имела определенные достижения, несмотря на достаточно молодой возраст. Тем не менее, мне приходилось еще раз доказывать свои профессиональные качества местным игрокам.
- Помог ли вам в этом российский опыт?
- Конечно, изучить рынок можно только путем погружения в его специфику. Российский опыт помог не бояться и двигаться вперед, а еще научил «мягким навыкам» (soft skills) – налаживать контакты и видеть различные точки зрения.
- Что было самым значимым при открытии бизнеса? Как вы справлялись со сложностями?
- Самым важным было общаться с единомышленниками и предпринимателями, которые уже успешно открыли свои компании и к которым можно было прийти и посоветоваться, когда что-то не получается. Еще я всегда напоминала себе, что ничего непоправимо плохого случиться не может. Если не получится, меня всегда возьмут на работу в любую компанию.
- Вы можете дать какие-то рекомендации российским предпринимателям, которые думают о том, чтобы открыть бизнес в Великобритании?
- Во-первых, нужно оценить и понимать свои сильные стороны. Так вероятности добиться успеха намного больше, к тому же делом, которое по душе, заниматься легче и комфортнее. Этот принцип должен стоять во главе угла любого бизнеса.
Во-вторых, нужно знать свой рынок – например, названия улиц, статус районов, расценки на аренду или продажу – или, в противном случае, найти человека, который обладает этими знаниями.
В-третьих, понимать, кто твои клиенты и конкуренты. Идея может казаться великолепной, но возможно, уже несколько человек развивают точно такой же бизнес. С другой стороны, даже если многие работают в этой нише, можно выделиться чем-то уникальным и добиться успеха.
В-четвертых, важно оставлять себе «финансовую подушку» и настраиваться на позитив. Даже если ничего не получится, это не конец света, и в стрессовой ситуации лучше выдохнуть и сказать себе, что все наладится. А «подушка» даст возможность целенаправленно работать какое-то время, даже без поступлений средств от клиентов. Я рекомендую рассчитывать, как минимум на шесть месяцев, на всякий случай. Хотя, лично у меня первые заработки начались довольно быстро.
В-пятых, конечно, когда работаешь сам на себя, можно на сто процентов контролировать процесс, но с ростом бизнеса неизбежно встает вопрос о формировании команды сотрудников. Мне пришлось «перецеловать немало лягушек», прежде чем найти настоящих принцесс в команду.
В-шестых, на всех этапах важно общаться с другими предпринимателями из разных областей бизнеса, понимать, на что они жалуются, чему радуются, и постараться примерить это на себя. При контакте с людьми можно почерпнуть множество полезной информации: от практических советов до понимания того, стоит ли тебе вообще работать на себя.
- Наверняка ведь есть тип людей, которым противопоказано открывать бизнес?
- Конечно, есть люди, которые не предрасположены к предпринимательству. И прежде чем отправиться в свободное плавание, нужно понять, готов ли ты, и все взвесить. Если важны стабильность и спокойствие, лучше не идти по предпринимательскому пути. Свой бизнес - всегда стресс и риск, но зато в нем нет места скуке. Но бояться неудач тоже не стоит, потому что все совершают ошибки.
- Какие цели вы ставите на ближайшие 3 – 5 лет?
- За последние год-полтора бизнес вышел на новый виток развития, и сейчас важно сделать этот процесс устойчивым, иметь достаточное количество работы и клиентов, чтобы стабильно поддерживать деятельность и развиваться даже во время возможных кризисов. А если на рынке будет происходить спад и уход игроков – пользоваться ситуацией. Основная цель – видеть возможные изменения и завоевывать новые вершины.