Егор Шишковский: «Журналистика и риэлторство - это прежде всего работа с человеком, с источником, с клиентом, а потом уже это тема или объект»

Егор Шишковский, основатель и управляющий директор LondonDom.com, о том, как можно резко сменить сферу деятельности, уйдя в недвижимость, о любви к Лондону и о пользе журналистского опыта в риэлторстве.

- Егор, первое, что интересует, - предыстория. Как вы попали в Великобританию?  

- Я приехал в Лондон в 1993 г. по туристической шестимесячной визе вскоре после окончания Факультета Журналистики МГУ им. Ломоносова, чтобы навестить своих родителей и подучить английский. И я никак не ожидал, что задержусь в Великобритании на 25 лет с лишним лет и что Лондон станет для меня настоящим приемным городом. Более того - я не представляю себе жизни в каком-то другом месте. Я в Лондон влюбился сразу, как только приехал.

Мой отец Всеволод Шишковский был в 80-90-х гг. известным журналистом-международником Гостелерадио и работал в Лондоне, делая сюжеты для разных телепрограмм. Он неоднократно интервьюировал Маргарет Тэтчер и других лидеров той эпохи. Мне же в политическую журналистику идти никогда не хотелось, и у меня к тому времени уже сложилась репутация музыкального ведущего на радио в Москве, где я с 16-ти летнего возраста работал на тогда очень популярной радиостанции «Юность» в качестве ведущего.



Когда я оказался в Лондоне, мне предложили пройти на курсы по маркетингу, что было совершенно новым и неслыханном направлением деятельности в России. И тут мне повезло… Я познакомился с продюсером Би-Би-Си, который предложил дерзкую идею создать радиопрограмму, которая бы транслировалась на всю Россию в прямом эфире из Лондона и рассказывала бы обо всех новинках британской музыки и вообще лондонской жизни. Россией тогда все очень интересовались на Западе - было совсем другое время, у нас появились серьезные спонсоры, и так родилась уникальная радиопрограмма «Напрямую с Запада», которая передавалась через спутник из студии в лондонском Сохо на «Радио России» и «Серебряный Дождь».

Мне до сих пор приходят письма от российских меломанов и поклонников, которые благодарят за передачи и за музыкальный вкус, который они привили им. С тех пор аналогов этой программы не было на отечественном радио, а сейчас вообще уже невозможно представить, что государственное Радио России может передавать в прямом эфире передачу из Лондона. Тогда редакторы в Москве даже понятия не имели, что будет в эфире, никто даже не спрашивал заранее сценарный план. Почти каждую неделю моими гостями были звезды западной поп- и рок-музыки: Элтон Джон, Мадонна, Селин Дион, Юритмикс, Роксет, Виктория Бэкхем и многие другие. Передача просуществовала 7 лет, но к 2002 г. стал появляться скоростной интернет, а с ним и скачивание музыки, а затем и видео. Я понял, что времена для радиожурналистики скоро изменятся, как и для всего музыкального бизнеса, что и произошло.

- Как же так получилось, что, будучи по образованию журналистом и маркетологом, вы решились кардинально изменить свою жизнь и заняться недвижимостью?

- К тому времени, как я решил закрыть свою радиопрограмму и уйти из журналистики, я уже помог нескольким своим знакомым купить или снять жилье в Лондоне, сам съел собаку на нескольких переездах… И я понял, что хотел бы заниматься недвижимостью профессионально. Вот так в 2004 г. появилась компания LondonDom.com - я был реально первым в Лондоне русскоязычным риэлтором.

- С чего вы начинали? Легко ли в Великобритании вести бизнес? Какие существуют нюансы?

- Я начал с глубокого изучения рынка: прочел массу книг и статей на тему недвижимости и риэлторского бизнеса, а также юридических. Как ни парадоксально, но в Англии, в отличие от США или Франции, даже сейчас риэлтору не обязательно иметь какую-то лицензию или квалификацию для открытия и ведения риэлторского бизнеса! Да, есть определенные правила поведения от риэлторской гильдии, есть требования - теперь от государства - по тому, что надо проверять происхождение денег клиентов, но как таковой лицензии нет. О введении риэлторской лицензии много говорят в последние годы, но пока профессиональная деятельность саморегулируема.



У меня также был ментор - человек, который в этом бизнесе много лет, которого я очень уважаю и к кому я до сих пор иногда обращаюсь за советом. Кстати, я всем рекомендую иметь ментора, особенно когда вы начинаете и строите бизнес. Я был удивлен, что такой легко запоминающийся домен как LondonDom.com не был никем выкуплен. Название, очень легко запоминающееся не только русскими, но и иностранцами, так как dom похоже на domus или domicile, что близко по значению к русскому слову «дом».

Я моментально зарегистрировал домейн и попросил своего вэб дизайнера, который вел много лет страницу моей радиопрограммы, сделать мне сайт. Так как я по сути был первым в Лондоне русскоязычным риэлтором, который сделал упор на русскоязычную аудиторию, то мы очень быстро попали в топ бесплатного поиска как в Гугле, так и на Яндексе, и так начали поступать первые запросы. Конечно, самым сложным было продать свои услуги клиентам, так как многие хотели иметь дело с большими известными компаниями. Но со временем мы стали все более узнаваемыми, и появились первые серьезные клиенты, которые делали массовые покупки. Очень быстро мы обзавелись отделом управления недвижимостью, который занимается управлением и сдачей в аренду квартир и домов наших клиентов или просто присматривает за пустующими объектами, так как не все наши клиенты хотят сдавать в аренду свое жилье в Лондоне, а следить за ним все равно кому-то надо.

- К слову, помогает ли журналистский опыт в работе с недвижимостью?

- Да, конечно, помогает. Ведь журналистика и риэлторство - это прежде всего работа с человеком, с источником, с клиентом, а потом уже это тема или объект. Чтобы получилось хорошее и интересное интервью, надо изучить своего собеседника, войти в материал, расположить человека к разговору.

То же самое и с риэлторством - за первую минуту общения надо расположить к себе клиента, чтобы он доверился именно тебе, а дальше надо правильно понять, что именно ему нужно, изучить материал, который есть на рынке, и далее представить его в лучшем виде. Иногда покупатель сам не знает, что он хочет купить и где. В журналистике тоже бывает так - собеседник порой сам не знает, что он хочет или не хочет говорить прессе. Один журналист встречается со звездой, и ему удается раскрыть ее, а другой журналист делает более чем банальное интервью.

- Расскажите немного о себе и сфере своих профессиональных интересов.

- Любой нормальный риэлтор подтвердит, что он одержим недвижимостью. Я не исключение - где бы я ни был в мире, а я путешествую очень много как в свое удовольствие, так и профессионально, - я никогда не могу пройти мимо витрины риэлторского агентства или не посмотреть в интернете порядок цен на жилье. Я сам регулярно покупаю и продаю жилую недвижимость, при этом не только в Лондоне.

- Чем уникальна именно Великобритания и чем она привлекательна в плане инвестиций?

- Лондон - самый динамичный город Европы и один из самых важных деловых, финансовых и креативных центров в мире. Здесь есть ликвидность, прозрачность сделок, надежная юридическая и защитная база. Это клише, но образование и культура играют чрезвычайно важную роль для лондонских покупателей. Люди по всему миру хотят учиться и обучать своих детей в Великобритании, хотят получать удовольствие от жизни в центре культурной и социальной жизни. Нынешние проблемы с Brexit скоро закончатся, и недвижимость в Лондоне снова начнет расти в цене - есть прогнозы, что даже в этом году сразу после соглашения по Brexit цены могут вырасти на 10%. Это довольно оптимистично, но и вполне возможно, так как спрос на Лондон остается очень большим, покупателей по-прежнему очень много. Лондон развивается и растет, но при этом все равно тут большая нехватка жилья, неслучайно поэтому цены на аренду здесь продолжают расти.



- С какой целью чаще всего приобретают там жилье россияне – для самостоятельного проживания или в инвестиционных целях?

- В первые годы моей деятельности большинство покупало для инвестиций, для сохранения капитала или диверсификации активов и даже для создания «запасного аэродрома». Сейчас - примерно 50/50, и я бы сказал, что сейчас россияне в основном покупают для себя. Не случайно поэтому многие наши соотечественники выбирают объекты под инвестицию по принципу, чтобы там можно было самим жить (в случае необходимости). Это не всегда правильный подход к инвестированию, но у россиян именно такой менталитет.

- Имеет ли смысл вкладываться в исторические здания, которых в Лондоне очень много, или лучше выбрать что-то более современное?

- Это персональный выбор, а также многое зависит от национальности покупателя - россияне и китайцы предпочитают новостройки. Американцы, европейцы и англичане, наоборот, любят историческое жилье. Когда я начинал 15 лет назад, то в Лондоне почти не было новостроек, приходилось нашим российским клиентам показывать вторичку, которая их иногда приводила в шок и уныние. Многие английские старые дома смотрятся красиво снаружи, но внутри все надо менять, перепланировать, они намного дороже в эксплуатации. Новостройки - очень энергосберегающие, и я знаю, что многие наши клиенты вообще за лондонскую зиму не включают отопление в новых квартирах, а в старом жилье вы точно будете платить 100-150 фунтов в месяц лишь за отопление.

- Что бы вы посоветовали начинающим инвесторам, которые присматриваются к Лондону?

- На мой личный и профессиональный взгляд, сейчас очень хорошее время инвестировать в лондонскую недвижимость, так как в связи с Brexit появились невиданные до сих пор скидки, бонусы, условия при покупке жилья, особенно в новостройках. Цены в Лондоне упали примерно на 20% по сравнению с 2014 годом, а если к этому добавить падение фунта стерлинга примерно на 25%, то получается, что сейчас покупателям, которые оперируют в долларах, на 45% дешевле покупать, чем было пять лет назад.

- Исходя из вашего опыта – кто сегодня выбирает Лондон? Интересует портрет покупателя и средний бюджет сделки.

- Исходя из вышесказанного, сейчас очень много покупателей именно из стран, которые оперируют в долларах - это США, ОАЭ, Гонконг, Сингапур. В связи с русскоязычной спецификой моей компании у нас всегда было много клиентов из Казахстана. Сейчас клиентов из России меньше по разным причинам, но Казахстан по-прежнему держит свои позиции. Более того, казахстанцы имеют большие семьи, поэтому они обычно покупают квартиры больше и дороже. Если средний бюджет составляет 1-1.5 млн фунтов стерлингов, то наши клиенты из Казахстана обычно берут объекты свыше 3-х млн фунтов стерлингов, или 2-3 квартиры поменьше, но в одном доме.

- Поделитесь секретом своего успеха?..

- Честность и порядочность не всегда ассоциируются с профессией риэлтора, однако, на мой взгляд, это самое главное как в отношениях с клиентами, так и коллегами. Я никогда не гнался за продажей ради продажи или ради дополнительного процента, а старался выстроить долгосрочные доверительные отношения как с покупателями, так и своими коллегами. Лондон не такой уж большой город, как может показаться, и все специалисты друг друга неплохо знают, тут очень легко подмочить себе репутацию. Надо быть всегда доступным и оперативным. Сейчас многие риэлторы стали это понимать, а еще 10 лет назад было трудно найти профессионала, особенно в крупной английской компании, который бы отвечал на письма, звонки, СМС после шести вечера или в выходные.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre