Григорий Кунис: «Рынок онлайн-продаж продуктов имеет большие перспективы, сейчас есть место для развития как существующих игроков, так и для появления новых»

E-Grocery набирает обороты. Мы обсудили с управляющим и сооснователем сервиса по доставке продуктов iGooods Григорием Кунисом наиболее популярные сегменты рынка в России, страхи ретейла перед онлайн, повышение рентабельности и потребительские предпочтения россиян.

- Григорий, рынок E-Grocery – когда и где это началось в России и в мире?

- В России данный рынок начала развивать сеть «Утконос» еще 17 лет назад. Чуть раньше запустил свой сервис OCADO в Великобритании. Фактически «Утконос» копировал свой сегодняшний бизнес с британской компании.  Сейчас у «Утконоса» в день - от 4 до 6 тысяч заказов, но работают они только в Москве. Уже позже появились сервисы по доставке – iGooods, Instamart, Golama, Savetime – эти игроки начинали работать в Москве и в Петербурге. Однако история с доставкой еды параллельно развивалась и в регионах, были и noname интернет-магазины «доставка продуктов в городе N», и региональные сервисы, которые работали на несколько городов. По востребованности они не уступают крупным игрокам, однако в технических вопросах пока отстают.

Сегодня на Москву и Петербург приходится более 85% от российского рынка E-Grocery в стоимостном выражении. Причины следующие: в этих городах покупательная способность и плотность населения выше. Всего здесь работают больше 40 сервисов по доставке и интернет-магазинов продуктов. И несмотря на большую конкуренцию потенциал рынка еще не исчерпан – на интернет-доставку продуктов приходится меньше 1% от всех продаж розничных сетей, притом что в Британии эта цифра уже приближается к 10%. В целом российский рынок E-Grocery развивается стремительно и с каждым годом увеличивается по меньшей мере на 50%.

На европейском рынке e-grocery наиболее развит в Британии.

- Как ретейлеры принимают решение о выходе на онлайн-рынок продажи продуктов? Какие вообще критерии влияют на решение о начале работы онлайн?

- Решение принимают очень по-разному. Но в любом случае внутри компании должен быть «моторчик», то есть человек, заинтересованный в новом шаге, желательно - на самом высоком уровне. Это большое изменение для ретейлера, и оно требует больших инвестиций, если речь не идет о реализации через партнеров типа iGooods. Два основных мотива для начала работы онлайн: первый - замедление роста ретейлера или сильное падение продаж; второй - ретейлеры хотят догнать конкурентов: другие уже это сделали, и «нам тоже надо».



- Что может отпугнуть ретейлеров от выхода в онлайн-торговлю?

- Отсутствие успешного опыта у других компаний. В мире очень мало примеров, когда ретейлер смог зарабатывать на онлайн сервисе/доставке. Почти у всех это убыточная часть бизнеса. Но все при этом надеются на лучшее и что выйдут из «красной зоны» при больших масштабах.

Не все переходят в продажи онлайн, поскольку сервис доставки продуктов - это не торговля. Это достаточно сложно, так как уровень качества и результаты в сервисе гораздо больше зависят от исполнителей. Многие это понимают и не входят в эту реку.

Ретейлеры на данный момент видят в интернет-покупателях не дополнительный источник заработка, а способ удержания клиентов в своем круге. Однако мы видим интерес к этому сегменту на примере «Перекрестка», «Азбуки вкуса», METRO, но пока история не стала массовой.

- Как онлайновым фуд-ретейлерам повысить рентабельность?

- В этой сфере трудно повысить рентабельность. Вариантов немного: можно отменить программы лояльности в доставке, или надо очень четко отслеживать расходную часть / загрузку персонала, так как это 80% расходов.

Однако каждый сервис доставки продуктов может совершенствоваться и повышать качество услуг. Например, повышать эффективность логистики для курьеров, более оптимально распределять силы персональных закупщиков, внедрять новые IT-решения, увеличивать время работы доставки и сокращать время получения продуктов с момента заказа.

- Каковы потребительские предпочтения россиян? Какие продукты они заказывают через интернет?

- Весь набор продуктов, если в каталоге ретейлера имеется широкий ассортимент. Фреш составляет не менее 30% корзины, если он доступен для заказа. Кстати, у нас уже есть отдельная категория клиентов, которые в большей степени заказывают фреш - у них и частота заказа может доходить до двух раз в неделю. Такое явление распространено на азиатском рынке доставки продуктов: там клиенты уже привыкли делать частые и мелкие покупки. В России же такая тенденция пока является исключением: среднестатистический клиент делает заказ 2-3 раза в месяц. То есть это становится альтернативой семейным походам в гипермаркет на выходных.

По статистике прошлого года в iGooods больше всего заказывали бананы, молоко, огурцы, сметану, творог. В среднем в чеке онлайн-потребителя iGooods - 27 товаров. Кроме озвученных в корзине присутствуют масло, картофель, капуста, батон, сыр и апельсины. Реже, но все же присутствует что-то более экзотическое – киви или авокадо.



- Как устроена экономика сервиса доставки E-Grocery?

- Как правило, все существующие сервисы зарабатывают от самой доставки, обычно это 45% дохода. Остальное – комиссия от ретейлеров. Эта пропорция может меняться, но незначительно, в зависимости от контрактов и договоренностей с розничными сетями. При этом иностранные сервисы получают доход и от производителей продукции. В России эта услуга еще не развита из-за небольшой доли онлайн в продуктовом ретейле.

Наши затраты в основном идут на персонал, а это сотрудники IT-отдела, маркетинг, сервис поддержки и, конечно же, сами курьеры и персональные закупщики. Большую долю в затратах составляют банковские услуги (расходы на эквайринг, прежде всего).
 
Полную версию интервью читайте в ближайшем выпуске журнала CRE Retail

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre