Владимир Савинов: «BIM-менеджеры так же редки, как розовые единороги, и доступны только для крупных игроков строительного рынка»

Владимир Савинов, Вице-президент компании DWG construction по инновациям, о причинах медленного внедрения BIM-технологий в России, поддержке правительства, кадровом голоде и перспективах мелких компаний.  

- Владимир, способствует ли как-то правительство РФ ускорению внедрения BIM у нас?

- С 1 июля 2019 г. в целях модернизации строительной отрасли в соответствии с указом президента правительство РФ должно обеспечить переход к управлению жизненным циклом объектов путем внедрения BIM-технологий, иными словами, не работаешь в BIM – не получишь госзаказ.

Меня очень радует, что BIM в России оказывается такая широкая поддержка – премьер-министр лично контролирует процесс его внедрения. Москва с 2019 г. переводит на BIM строительную экспертизу, и теперь все «собянинки» (дома по реновации) будут строиться с использованием этой технологии. Идею активно продвигает Минстрой. Те компании, которые начали внедрять BIM 5-10 лет назад, сейчас находятся в авангарде процесса, имея собственных BIM-менеджеров и BIM-проектировщиков, которые с легкостью могут выполнить все требования госстандартов. Эти игроки уже подумывают о выходе на зарубежный рынок, потому что пока BIM стремительно развивается только в нескольких странах – США, Великобритании, Швеции, Дании, от которых не отстают и крупные российские проектные компании, чего нельзя сказать, например, о Германии и всей остальной Европе, где процесс идет гораздо медленнее. Поэтому у наших крупных игроков есть все шансы захватить какую-то часть европейского рынка, активно применяя BIM-технологии. Проблема только в одном, что таких игроков в России не больше пяти.

- А что же будет с мелкими компаниями?

- Скорее всего, тем проектным и строительным организациям, которые только сейчас озаботились вопросом внедрения BIM, придется уйти с рынка, потому что быстро освоить то, что другие нарабатывали годами, им просто не удастся. Даже если они пойдут по пути поиска новых сотрудников и трансфера технологий, это вряд ли увенчается успехом, потому что для них это слишком долгий, трудный и, самое главное, дорогостоящий процесс. Эту мысль подтверждают и цифры - число строительных и проектных организаций в России, которые работают на BIM, пока невелико, оно колеблется по разным оценкам от 5 до 23%. Лично я думаю, что их не более 7%, да и то только в крупных городах или на больших проектах.

- Что, на ваш взгляд, мешает развитию BIM в России?

- На самом деле, BIM везде продвигался медленно. Например, в Великобритании процесс внедрения этой технологии развивался с 1973 г., прошел несколько стадий и только три года назад получил полноценную государственную поддержку. С апреля 2016 г. все строительные заказы с государственным участием в этой стране получают только те компании, которые выполняют их в рамках информационного моделирования. Причины его внедрения были сходными с российскими - после кризиса 2008 г. у государства закончились дешевые деньги на расточительные строительные проекты, дела в отрасли шли крайне плохо, сроки строительства срывались, бюджеты росли, да и сам процесс продвигался непредсказуемо.
 
Но вернемся к России – почему же все идет не так быстро, как хотелось бы? Причин несколько. Первая и, наверное, самая главная в том, что BIM – это мощнейший инструмент противодействия коррупции - и пока из его могучего арсенала мы видим только 3-D модель. Для подрядчиков это очень удобно - с одной стороны, создается проект, который соответствует требованиям государства. С другой стороны – пока не обязательно вводить туда экономические параметры, например, цены и сроки проекта, расходные материалы, т.е. все те данные, которые в нашей российской действительности принято считать плавающими. Но даже в такой ситуации BIM может гарантировать практически полную прозрачность, ведь если производить расчет только с помощью смет, составленных согласно данных, взятых из BIM модели, погрешность составит не более 7%.

Видимо, поэтому BIM технологии у нас пока практически не применяются ни в строительстве, ни в эксплуатации. Мы находимся сейчас лишь на стартовом этапе – проектировании, но и там BIM внедрен лишь на 10%. В данный момент большинство подрядчиков это устраивает, и поэтому инициативы снизу мы вряд ли дождемся.

- Возвращаясь к вашей мысли о том, что BIM, скорее всего, уничтожит мелкие компании, - неужели все действительно настолько критично?..

- Увы - у них просто не хватит ни человеческих, ни финансовых ресурсов поддерживать и развивать эту систему. Всем известно, что мелкие проектные и строительные организации постоянно меняют штат, набирая людей именно под конкретный проект и отдавая часть работ на субподряд. Проблема в том, что аутсорсеры не в состоянии грамотно совершенствовать BIM-модель, которая постоянно нуждается в доработке – оптимизации BIM-ядра, увязки между собой отдельных разделов проекта - это отдельная специализация, которую очень трудно освоить. И, на мой взгляд, совершенно очевидно, что BIM-менеджеры и BIM-программисты не должны работать на фрилансе, их место - в штате компании. Таких специалистов невозможно вырастить за несколько месяцев. BIM-менеджер - это универсальный эксперт, который должен обладать синтетическим мышлением, управлять финансовыми потоками, уметь общаться с заказчиками и одновременно «дотачивать» BIM-модель. В идеале он должен быть частью BIM-департамента, где работают управленцы, проектировщики, программисты. Такие специалисты просто по определению не могут возникнуть сразу, их нужно обучить, дать им право наделать ошибок, а потом эти ошибки исправить - на это может уйти минимум 5-7 лет. Про то, что BIM-менеджеры так же редки, как розовые единороги, и доступны только для крупных игроков строительного рынка, даже не стоит упоминать.

Одна из главных задач BIM – это работа с большими массивами данных. Мелкие компании этого также не переварят. Спасти ситуацию сможет только внедрение на государственном уровне единых, постоянно пополняемых и стандартизированных шаблонов, при условии, что все подрядчики, мелкие и крупные, будут иметь к ним одинаковый доступ. Сейчас аналогичный ресурс создается в Великобритании, там практикуется принцип полного равноправия вне зависимости от размера компании. У нас в России пока по-другому – крупные игроки создают все ключевые программные разработки под себя, а мелкие просто не в состоянии получить к ним доступ, обмен информацией между крупными и мелкими подрядчиками отсутствует.

- Скажите, с какими трудностями столкнулся DWG construction при внедрении BIM технологий и как вы их преодолели?

- Проблема в том, что BIM-менеджерами считают себя все, кто хоть немного познакомился с этим программным обеспечением. Разумеется, это совершенно не означает, что такой специалист соответствует хотя бы минимальным требованиям. Мы достаточно большая компания, у нас в штате 600 сотрудников, поэтому у нас была возможность попробовать все – мы нанимали специалистов на открытом рынке, отдавали эту функцию на аутсорсинг. Получалось всегда дорого и неэффективно. В итоге мы начали самостоятельно выращивать BIM-менеджеров, и это позволило нам не только удешевить процесс, но и получить именно тех специалистов, которые подходят под наши конкретные цели. Мы разработали собственные регламенты, библиотеки узлов и элементов и продолжаем совершенствоваться в этом направлении.

Еще одна важная проблема в том, что внедрение BIM требует реструктуризации практически всех бизнес-процессов строительной компании. Конечно, все это было непросто, нам даже пришлось создать собственный учебный центр, чтобы ускорить процессы реструктуризации. Зато теперь мы практически мгновенно реагируем на пожелания клиента по изменению проекта, эти изменения стали менее болезненными. Некоторые заказчики формируют техническое задание не в начале, а в процессе создания проекта, что, конечно создает некоторые трудности, раньше это существенно замедляло работы по проекту, но в случае с BIM-моделью эти затруднения возникают  лишь на стартовом этапе.

- Складывается ощущение, что на законодательном уровне все происходит как-то неспешно…

- Если внимательно ознакомиться с документами Минстроя, посвященными утверждению свода правил BIM в строительстве, становится понятно, что государство заняло довольно мудрую выжидательную позицию, поскольку оно, видимо, хорошо понимает, что мелким и средним игрокам будет непросто освоиться с новой технологией.

На первый взгляд может показаться, что требования к разработке библиотек и элементов BIM-моделей описаны довольно поверхностно и носят только рекомендательный характер, поэтому появляется высокая вероятность разночтений. Про экономику сказано вскользь, не совсем понятно, какие экономические параметры нужно указывать и с какой детализацией. В общем, после прочтения этих документов остается много вопросов. Но в целом очевидно, что государство намеренно смягчает требования из-за тех игроков, которые только вступают на BIM-стезю, чтобы у них было время освоить эту технологию и остаться на рынке.

Однако важно помнить, что много времени им никто не даст. Я уверен, что пройдет еще пара – тройка лет, и требования в области цифровизации изменятся от рекомендательных к директивным – от общих к вполне конкретным. Так что подход у государства совершенно правильный – сейчас оно регламентирует стандарты и требования к итоговым данным BIM-модели, чтобы потом строго спросить с подрядчиков на предмет соответствия им.

- Каковы перспективы внедрения BIM?

- Скорее всего, у мелких и средних российских компаний, которые осуществляют госзаказ, после 1 июля возникнет множество вопросов. Думаю, что государство это хорошо понимает и не будет торопить своих подрядчиков с переходом от этапа 3-D проектирования к полноценному внедрению BIM. Вероятно, 5-7 лет, которые обозначили представители Минстроя? – это действительно то реальное время, за которое власть рассчитывает полностью внедрить BIM в строительную отрасль.

На мой взгляд, основная задача этого периода – подтянуть всех участников строительного рынка России до уровня лидеров, то есть тех немногочисленных компаний, которые уже давно и активно внедряют BIM и вполне способны составить конкуренцию своим европейским и американским коллегам. Нашей стране очень важно безболезненно проскочить все эти годы поисков и избежать многомиллиардных затрат на НИОКР, которые уже понесли другие государства, стыкуя различные софтверные решения между собой.  Поэтому здесь важно привлекать «варягов», т.е. успешных внедренцев BIM из других стран. Думаю, государство должно идти в авангарде этого процесса – активно использовать российский и зарубежный опыт, рассказывая о нем всем участникам рынка, чтобы им не приходилось знакомиться с BIM на ощупь.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre