Дарья Байбакова: «Бездомные – одна из самых стигматизированных категорий людей, а сама тема бездомности окружена огромным количеством мифов и стереотипов»

Дарья Байбакова, директор московского филиала благотворительной организации «Ночлежка», о поддержке благотворительности представителями власти и бизнеса, сложностях поиска коммерческого помещения в Москве и обидных стереотипах.

- Дарья, были ли у вас проблемы с поиском помещений под ваши цели в Петербурге? Помогали ли вам местные предприниматели?

- В Петербурге «Ночлежка» работает уже 29 лет, поэтому там помещение есть у нас уже довольно долго. В 2007 г. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга предоставил «Ночлежке» помещение общей площадью 375 кв. м в аренду с коэффициентом социальной значимости. В нем сейчас работают реабилитационный приют, консультационная служба и офис организации. А с 2015 г. это помещение было передано «Ночлежке» в безвозмездное пользование. 

Многие компании в Петербурге поддерживают наши проекты, например, «Культурная прачечная» работает при поддержке сети коммерческих прачечных Prachka.com. Коллеги из prachka.com взяли на себя все расходы на оборудование, аренду, коммунальные платежи. Расходы «Ночлежки» - это только заработная плата администратора прачечной. Многие известные рестораны Петербурга уже много лет специально готовят еду, которую волонтеры «Ночлежки» каждый будний день раздают бездомным людям на четырех стоянках «Ночного автобуса». 



Этот проект поддерживают и другие компании, например, Neste предоставляет нам топливо для автобуса и дизельных генераторов для пунктов обогрева (больших армейских палаток, которые мы ставим на несколько месяцев в холодное время года, чтобы бездомные люди могли переночевать в тепле и безопасности), а компания ЛАТ уже несколько лет оплачивает расходы по заработной плате водителя «Ночного автобуса». 

Есть и другие организации, которые поддерживают нашу работу. Мы очень благодарны за эту поддержку - такая помощь позволяет нашим проектам работать и помогать бездомным людям выбираться с улицы и возвращаться в обычную жизнь.

- Почему, на ваш взгляд, российский бизнес пока не сильно заинтересован в помощи таким проектам? Почему, к примеру, больным детям у нас помогают гораздо охотнее?

- Бездомные – одна из самых стигматизированных категорий людей, а сама тема бездомности окружена огромным количеством мифов и стереотипов. Все они зачастую сводятся к тому, что люди сами выбирают жизнь на улице или сами виноваты в тех бедах, которые с ними происходят. Вдобавок психологически проще сопереживать и помогать, например, детям, чем взрослым. Все вместе это приводит к тому, что тема помощи бездомным людям действительно очень сложная и непопулярная.

В реальности все эти стереотипы не имеют ничего общего с действительностью. Основными причинами, по которым люди оказываются на улице, являются: переезд в другой город в поисках работы (50%), проблемы в семье (34%) и мошеннические сделки с недвижимостью (19%). К бездомности обычно приводят бедность и череда бед в жизни человека, с которыми не удалось справиться. Никто не хочет жить на улице. Это очень тяжелая и опасная жизнь под постоянным давлением, когда силы уходят на то, чтобы выжить: найти теплый и безопасный ночлег, получить возможность поесть, и поэтому сил на то, чтобы самому справиться с бедой и решить проблемы с жильем, работой, документами, часто уже не остается. И вообще с каждым днем жизни на улице внутренних сил, веры в себя и будущее у человека остается все меньше и меньше.

- Почему у вас пока не получается найти помещение в Москве – что этому препятствует? Или у москвичей просто другой менталитет?

- Действительно - вот уже почти год мы не можем найти помещение для наших проектов в Москве. Начинали мы с обращений в Правительство Москвы с просьбой выделить нам 300 м в безвозмездное пользование или сдать нам их в аренду по льготной ставке. Нам казалось (и кажется до сих пор), что неправильно тратить благотворительные пожертвования на оплату коммерческой аренды помещений, в которых будут работать проекты, решающие важные социальные проблемы города.

За это время мы написали 12 обращений различным чиновникам, отнесли в мэрию 80 022 подписи, которые жители оставили под петицией с просьбой выделить нам помещение. Но пока мы получили только 4 отказа, в которых было написано, что в Москве достаточное количество проектов помощи бездомным, и больше, по мнению чиновников, не нужно.

Когда мы поняли, что быстро договориться с Правительством Москвы у нас не получится, а людям нужна помощь (потому что никаких проектов в Москве, конечно, не достаточно, и десятки тысяч людей живут на улице, и только в 2017 г. на улицах Москвы умерло 2917 человек), мы все-таки начали искать помещение в коммерческую аренду.

Мы посмотрели сотни объявлений, десятки вариантов проверили вживую. Спустя 3 месяца (в августе 2018-го) нашли помещение для прачечной на территории бывшего завода в Савеловском районе, но столкнулись с сильным сопротивлением некоторых местных жителей, местами принимавшим довольно агрессивные формы. И октябре начали искать помещение заново. И ищем до сих пор.

Нам помогают 5 риелторов (на наше счастье, при аренде коммерческой недвижимости комиссию за работу риелтора принято брать с собственника), команда волонтеров каждый день просматривает все возможные публичные ресурсы по аренде помещений, у нас есть список из 19 промзон, в каждую из которых волонтеры или сотрудники съездили и поговорили про возможные варианты. А недавно одна из наших волонтеров за день обошла больше 40 строений в двух промышленных зонах, спрашивая в каждом, не сдаются ли у них помещения.

Чаще всего нам отказывают, когда узнают, какие проекты мы хотели бы открыть. Дважды мы доходили до согласования договора, а в одном районе я даже успела познакомиться с представителем управы. Но все сорвалось в последний момент.

Нам отказывают, потому что собственники даже самых неблагоустроенных помещений на промышленных территориях в окружении мастерских шиномонтажа, цехов по ремонту стиральных машин и каких-то пыльных производств считают, что проекты помощи бездомным людям не вписываются в их «концепции», потому что про бездомных (на самом деле, конечно, «бомжей» - как же хочется, чтобы все забыли эту аббревиатуру, унижающую человеческое достоинство!) все понятно, они сами такую жизнь выбрали, еще и непременно будет кабель пропадать.
 
Мне кажется, что в Москве (по сравнению с Петербургом) меньше говорят про бездомность, меньше про эту проблему знают - отсюда столько безосновательных страхов и стереотипов. Жалко, что эти стереотипы настолько сильны, что сама тема, с которой мы работаем, мешает компаниям или собственникам недвижимости видеть в некоммерческой организации равноправного партнера, заключить долгосрочный договор аренды на коммерческих условиях и получать выручку.



Больше всего расстраивает, что за время поисков различную помощь в наших проектах могли бы получить больше 5 000 человек. Но они ее не получили. Не получат и еще какое-то время.

- Какое помещение для проектов в Москве вы ищете? Что в нем будет располагаться?

- Помещение мы ищем для консультационной службы, где любой человек может получить помощь юриста и социального работника; реабилитационного приюта, где люди смогут некоторое время жить, справляясь вместе со специалистами со сложной ситуацией, в которой оказались; пункта выдачи одежды и средств гигиены; душевой и культурной прачечной, где люди смогут принять душ, постирать и высушить вещи. Все вместе эти проекты помогут бездомным людям выбираться с улицы. По нашей статистике, 60% людей, которые проходят через реабилитационный приют «Ночлежки» в Петербурге, возвращаются в обычную жизнь.

Мы хотим арендовать помещение общей площадью около 300-350 кв. м в пешей доступности от метро, с электрической мощностью около 40 кВт, отдельным входом, отсутствием пропускной системы и в удалении от жилых домов, детских площадок, детских садов и прочих социальных объектов.

По опыту многих стран, которые системно занимаются решением проблемы бездомности, наиболее эффективно работают проекты, которые расположены в разных районах города, чтобы любой нуждающийся человек мог добраться и получить помощь. Например, в Париже социальная прачечная есть почти в каждом районе города, приют для бездомных открыт в престижном районе на границе с Булонским лесом, а зимой во время сильных морозов работают пункты, где можно в тепле переночевать.

- Каким вы видите будущее благотворительности в России?

- Мне кажется, что благотворительность у нас будет и дальше развиваться. Уже сейчас многие некоммерческие организации - это не просто собрание неравнодушных людей, а профессиональные организации, которые обладают экспертизой и занимаются системным решением тех социальных проблем, которые по какой-то причине не решаются в достаточной мере государством.

Заметно, что все больше и больше людей участвуют в работе некоммерческих организаций - подписываются на регулярные пожертвования (например, примерно половина бюджета «Ночлежки» - это разовые и регулярные пожертвования физических лиц) или помогают в качестве волонтеров (например, в Москве у нас 181 волонтер, и многое из того, что удается нам в столице, было бы невозможно без помощи волонтеров). Мне кажется, что в будущем участие в благотворительности станет частью повседневной жизни каждого человека. По крайней мере, мне очень хочется верить, что так будет.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre