Александр Митрохин, директор по развитию ТС «Светофор» в Санкт-Петербурге, о формате жесткого дискаунтера – ценообразовании, логистике, товарообороте.
- Александр, давайте начнем с формата. Жесткий дискаунтер – что это такое, какова его история в России?
- Это магазины самообслуживания с низкими ценами, отслеживающие покупательскую потребность и имеющие в ассортименте практически все товары повседневного спроса (от англ. discount — «скидка, делать скидку»).
Есть два вида дискаунта: «мягкий» и «жесткий». Основная разница между ними - это оформление торгового зала. У «жесткого» дискаунта оформление предельно простое - строгие стеллажи, недорогое оборудование, простая раскладка товара. В «мягком» дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания.
Впервые дискаунтеры появились в середине 1950 гг. в Германии и за короткое время приобрели широкую популярность в странах Западной Европы и США. Сегодня магазины такого формата уверенно занимают лидирующие позиции на рынке ретейла.
В России магазин формата жесткий дискаунтер «Светофор» открылся в 2009 г. в Красноярске. Таким образом, развитие началось с восточной части России – того, что ближе и свободнее.
- Что позволяет удерживать цены в таких магазинах на уровне значительно ниже среднерыночных? Вы упомянули простое оформление зала. Что-то еще?
- Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: это не только минимальное оформление торгового зала, но и небольшое количество персонала, упрощенная (палетная) выкладка продукта. Во всем реализуется принцип экономии на затратах. В силу этого персонал дискаунтера состоит из 8-10 человек на весь магазин в 1000 кв. м. Все сотрудники многофункциональны – заказывают и принимают товар, перемещают и выкладывают его.
Сеть магазинов «Светофор» работает напрямую с заводами-изготовителями. Каждый магазин, в частности, получает товар напрямую со склада завода, минуя посредников.
Учредителям «Светофора» принадлежит «Алкотрэйд», оптовый поставщик алкоголя с миллирдной выручкой. Компания поставляет алкоголь в тот же «Светофор» и другие торговые сети.
Что еще позволяет удерживать цены - так это требование и условие поставки товаров.? Cтоимость товара, с учетом доставки до магазина, должна быть
на 20-30% ниже стоимости товара на полке конкурента. Этого можно достичь за счет экономии на упаковке - нам не нужны яркие и броские «обертки». Для распространенных и известных брендов эта разница должна быть не менее 50%.
В сети магазинов «Cветофор» отсутствуют «плата за вход», ретро-Бонусы и прочие вознаграждения, приводящие к удорожанию товаров.
- С ценами прояснили, спасибо. А что отличает ассортимент, кто основные поставщики?
- Предпочтение отдается прямым производителям товаров. В большинстве случаев это отечественные производители.
Выделяется определенный сегмент товаров сезонного спроса.
Скоропортящиеся товары (хлебобулочные изделия, торты и т.п.) в ассортиментной матрице отсутствуют.
- Где представлена сеть и сколько всего магазинов в России?
- Сегодня «СВЕТОФОР» включает 942 магазина на территории РФ. План развития ~ 1800 торговых точек к концу 2019 г.
Также мы есть в Германии, Казахстане, Беларуси и активно идет развитие в других странах.
Недавно в Санкт-Петербурге мы подписали договор аренды, и совсем скоро откроется очередной по счету (третий) наш магазин в Северной столице, по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 21 (главное - не спутать с таким же адресом в Пушкинском районе Санкт-Петербурга). Новый магазин, распложенный в Московском районе Санкт-Петербурга, уже делает зону в радиусе от 2,5 до 5 км.
- Каков средний чек по Петербургу, сколько людей посещают «Светофор», скажем, в месяц?
- В среднем, месячный товарооборот у нас составляет ~ 25 млн руб. В магазине нет корзин для покупок, как в магазинах типа «О’КЕЙ» и «Карусель», зато хватает тележек: сюда приходят и приезжают обычно не за одной единицей товара. У многих магазинов «Светофор» есть группы в Вконтакте, где постятся новые пришедшие товары с ценами. Стоимость действительно низкая - порой более чем на 50%.
- Кто ваши основные конкуренты?
- Мы конкуренты всем магазинам, которые реализуют подобную продукцию. Но в то же время цены ниже у нас.
Формат дискаунтеров вслед за «Светофором» начали тиражировать и другие торговые сети: тот же «Командор» запустил «Хороший», «Красный яр» — сеть «Батон». А красноярская сеть магазинов «Биг Си» даже придумала дисконт-гипермаркет с названием-спойлером «Папасветофор».
Формат, который выбрал «Светофор», давно и успешно развивался в Европе. Одни из самых популярных там сетей no-frills (без излишеств), или жестких дискаунтеров, — это немецкие Aldi и Lidl, польская Biedronka.
- Расскажите про логистику – какие схемы используются? Сложно ли их выстраивать?
- Ничего сложного, все согласно условию контракта. Поставщик должен обеспечить доставку своей продукции по всем торговым точкам в пределах как минимум одного региона. В случае невозможности такой доставки работа ведется через наших партнеров-логистов на условиях кросс-докинга.
Нам и покупателям на руку также удобное расположение и транспортная доступность магазинов (они находятся на оживленных магистралях, а не в тупиковых зонах, - с возможным подъездом и маневром фуры).