Антон Утехин: «Своей миссией мы видим создание площадок, которые позволят человеку и его бизнесу развиваться без границ и будут рассматриваться как инвестиции в бизнес».

-Антон, вы планируете открыть сеть коворкингов Names из более чем 80 площадок по всей России. Как бы Вы охарактеризовали рынок гибких рабочих пространств в регионах и почему было принято решение развиваться за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

-Планируя развитие по всей России, мы изучали города-миллионники, а также города с численностью населения от 500 тысяч человек и от 250 тысяч человек. Большая часть гибких пространств в регионах представлена коворкингами первой волны, где пространство организовано как большой open space. В современных коворкингах 20% площади отдано под open space, 20-30% занимает общественная зона с кафе, переговорными, зонами отдыха, а 50% составляют отдельные офисы. При подготовке к запуску мы посетили 32 площадки по всей стране и большинство из них были загружены на 50%-70% в зоне классического коворкинга, а отдельные офисы там оказались практически полностью сданы. В результате опроса нескольких тысяч человек была выявлена общая потребность в качественных рабочих пространствах.

Кроме того, сейчас рынок недвижимости меняет шеринг-экономика, основанная на обмене товарами и услугами. Появляется все больше арендных сервисов, а человечество движется от идеи владеть к идее делиться и пользоваться чем-либо здесь и сейчас, при этом отсекая лишнюю деятельность, временные и финансовые затраты, которые не приносят пользы. На мой взгляд, данный тренд будет продолжать развиваться.

-Пилотный проект Вы планируете запустить уже в октябре этого года в Екатеринбурге. С чем связан выбор именно этого города?

-Мы выбирали не города, а оценивали конкретные объекты в них как инфраструктуру для будущих площадок. Всего было рассмотрено 57 объектов в 17 городах России по 50 показателям. Отбор проводился в три этапа. В результате победил не сам Екатеринбург, а объект в Екатеринбурге с перевесом в 10% по сравнению с другими вариантами. Он оказался наиболее подходящим по соотношению локации, транспортной доступности, инфраструктуры и других параметров.

-А какова дальнейшая стратегия развития?

-Екатеринбург был выбран как типовой город-миллионник с целью проверить нашу бизнес-модель. Если первый проект будет успешен, мы планируем открыть в 2020 году еще один коворкинг в городе-миллионнике с похожими характеристиками, чтобы подтвердить возможность масштабирования модели. Затем последует создание сети из десяти таких объектов. В дальнейших планах открытие площадок в городах с численностью населения около 500 тысяч человек, потом – около 250 тысяч человек. Важно подтвердить гипотезу, что в этих городах модель бизнеса будет так же рентабельна, как и в городах-миллионниках, а для этого могут потребоваться изменения в формате коворкинга. Всего мы рассчитываем открыть 82 объекта во всех регионах России в течение пяти лет.

-Уже выбран следующий город после Екатеринбурга?

-Второй подходящий объект находится в Казани, еще один - в Ростове на Дону. Среди городов с населением около 500 тысяч человек рассматриваем открытие в Ижевске.

-Первый проект Вы запускаете за счет привлечения краудфандинг-займов. Связано ли это со сложностью привлечения инвесторов для развития в регионах?

-Модель привлечения средств через краудфандинг была выбрана как наиболее выгодная для обеих сторон. Компании было важно как можно скорее найти средства для заключения договора аренды подходящей локации, разработки и запуска проекта, а большое количество частных инвесторов получили новый вариант вложения денег. В случае с привлечением крупных инвесторов был риск более долгого совершения сделки. Инвестиции привлекались в виде займов от 300 тыс. рублей с фиксированной доходностью 15% годовых. В результате из планируемых 60 миллионов рублей мы собрали более 56 миллионов рублей и приостановили инвестиционный раунд, так как сумма была достаточной для запуска пилотного проекта. Если говорить о сроках окупаемости, мы рассчитываем, что первый коворкинг окупится за 3 года.

На втором этапе будут привлекаться инвесторы в долю в проекте. Уже сейчас ведутся переговоры с инвестиционными фондами и бизнес-ангелами, которые готовы вложить средства в переформатирование собственной недвижимости. На развитие всей сети потребуется 2,7 миллиарда рублей.

-У предпринимателя Аяза Шабутдинова, создавшего новую сеть, множество направлений бизнеса – это и сеть образовательных центров, и сеть хостелов, и шоу-агентство, а ранее ему также принадлежала сеть кофеен Coffee Like. Как был сделан выбор в пользу развития на офисном рынке?

-Вопрос о запуске новых направлений возник в 2018 году, и тогда началось исследование рынков, смежных с текущим бизнесом, которое длилось около полугода. Одним из вариантов дальнейшего развития оказался сегмент коворкингов. Во-первых, это точка офлайн присутствия аудитории «Like Центра», еще одного бизнеса Аяза Шабутдинова. В каждом городе у нас уже есть базы предпринимателей, и мы рассчитываем, что минимум 30% мест в Names займут те, кто уже знаком с нашей деятельностью по «Like Центру». Во-вторых, коворкинг - это возможность создания сообщества с общими ценностями, которое бы помогало предпринимателям в регионах профессионально развиваться и достигать бизнес-целей. Сейчас все больше заметен тренд на формирование специализированных коворкингов для представителей различных профессий, и главную ценность таких площадок мы видим в том, что офисы становятся не просто пространствами для работы, а инструментом для взаимодействия людей и достижения целей.  В остальном Names – финансово и юридически независимый от «Like Центра» и других направлений проект.

-А как же информация о том, что предприниматель планировал продать 80% долю в образовательных «Like Центрах» более чем за 600 млн рублей, чтобы сосредоточиться на развитии коворкингов?

-Да, сделка по продаже доли в «Like Центре» еще находится на стадии переговоров, которые ведутся с двумя инвесторами из сферы недвижимости. Однако, речь идет о передачи только части долей, а не о ключевой доле, а главная цель сделки – не вывод средств, а новый этап развития компании. На мой взгляд, подобные операции приводят к формированию крупных сетевых игроков и позволяют создать новые стандарты управления.

-Коворкинги – тренд, который быстро набирает обороты. По различным данным, в Москве гибкие офисные пространства составляют около 1% от всего объема офисной недвижимости, а их число на начало сентября достигло 118 точек. В связи с продолжающимся ростом данного сегмента, как вы планируете выделяться среди конкурентов?

-Наша продуктовая гипотеза основана на моделях работы крупнейших мировых сетей коворкингов, и в ее основе лежит несколько вещей.

Во-первых, это локация. Согласно концепции, объекты будут располагаться на границе центра города и спальных районов, что позволяет создать оптимальное соотношение стоимости аренды и транспортной доступности.

Во-вторых, инфраструктурные решения и дизайн. Дизайн помещения важен, но все же офис – не просто приятная картинка, и в первую очередь он должен быть эргономичным. Мы продумываем и организуем пространство на двух этажах в Екатеринбурге так, чтобы резиденты перемещались и знакомились с площадкой и друг с другом. Ведь если изолировать арендаторов, они получат тот же опыт, что и в классическом офисе, и в этом случае единственными конкурентными преимуществами площадки останутся только локация и цены. Ощущение от рабочего процесса складывается из серии впечатлений, и чем больше вариантов и мест для деятельности, тем богаче этот опыт, удовлетворенность и в результате наша продуктивность. В составе пространства в Екатеринбурге появится удобная мебель, переговорные и комнаты для звонков и вебинаров, а также общее пространство площадью 700 квадратных метров, где будут кухня, кафе и бар, зоны для медитаций и сна, библиотека, мини-оранжерея, балконы с гамаками, капсульный отель и душ.

В-третьих – образовательный контент. Для себя мы выделили четыре сегмента целевой аудитории -  малый бизнес, средний бизнес, фрилансеры и стартапы. Для каждой из этих групп будет разработана своя программа мероприятий разного формата от образовательных учреждений, подтвердивших свою квалификацию. Еще одна группа мероприятий будет направлена на создание сообщества. Таким образом резиденты смогут прокачивать навыки, а также создавать свой круг общения и находить коллег, партнеров и друзей. Также мы рассматриваем идею о том, чтобы давать возможность резидентам из других городов бесплатно останавливаться в наших проектах, если они будут готовы поделиться своим опытом с другими арендаторами.

Как известно, одним из определяющих факторов успеха любого дела является среда, а по статистике 85% стартапов закрываются, даже не получив прибыль. Своей миссией мы видим создание таких площадок с атмосферой поддержки, которые позволят человеку и его бизнесу развиваться без границ, и будут рассматриваться как инвестиции в бизнес.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre