0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Екатерина Стецкова: «В пустой ТЦ не пойдет даже крупный бизнес, а значит, пострадает вся отрасль торговли, с вытекающими последствиями»

Директор УК Festival City Екатерина Стецкова – о ситуации на региональном торговом рынке на примере Омска, сложностях собственников и арендаторов, уровне падения доходов, поиске компромиссов и отсутствии реальных мер поддержки со стороны правительства.
 
- Екатерина, какова сегодняшняя ситуация с рынком торговых центров в Омске? Сколько объектов закрыто? Какие работают?
 
- Уже с марта отмечено рекордное снижение посещаемости торговых центров, падение или отсутствие продаж у всех арендаторов, за исключением продовольственных магазинов.

На сегодняшний день в Омской области закрыты все торговые центры. Это более 200 объектов, в том числе - не менее 15 качественных комплексов, площадью от 20 до 170 тыс. кв. м. Открытыми остаются только продуктовые магазины, аптеки и магазины сотовых операторов. 
 
- Какие убытки несут собственники и арендаторы торговых центров?
 
- Падение доходов по торговым центрам составило от 70% до 100%. При этом никто не отменял обязанностей собственников ТЦ по выплате заработной платы и другим обязательным расходам.

Мы не можем просто закрыть здание на ключ и уйти, распустив всех сотрудников и арендаторов по домам. В тех торговых центрах, где работают продовольственные магазины и аптеки, зачастую невозможно отключить инженерное оборудование (вентиляция, дымоудаление, противопожарные сигнализации и тому подобное), которое обеспечивает работу магазинов. Оно рассчитано на работу всего торгового центра и не может работать локально. И получается, чтобы держать открытым продовольственный магазин, оно должно все работать. А кто обеспечит охрану объектов? Вряд ли полиция или ЧОПы будут делать это бесплатно.

Торговая отрасль в последние годы платит налоги наравне с промышленниками, и суммы идут внушительные. Так, например торговый центр площадью до 50 тыс. кв. м  уплачивает налогов более 60 млн руб. в год. А если посчитать налоги всех торговых центров в регионе?.. Их тоже для нас никто не отменял.

Не нужно забывать и про кредитные обязательства. Многие торговые центры построены на заемные средства, и сегодняшнее развитие ситуации привело к невозможности исполнения собственниками своих обязательств перед банками. Антитеррористические мероприятия, требования Роспотребнадзора по эпидемиологической безопасности, коммунальные платежи и множество иных обязательных расходов по обслуживанию объектов тоже никуда не делись.

Как пример, наш ТЦ Festival City ежедневно теряет до 86% дохода, ежедневное содержание объекта обходится в 150 тыс. руб., налоговое бремя – 15 млн руб. в квартал. А льгот нет никаких, поскольку мы не относимся к МСП, а нашу отрасль власть не считает пострадавшей.

Аналогичная ситуация - и по другим центрам. Например, в ТЦ «Первомайский» падение дохода составили 91%, ТЦ «Маяк» - 95%, мелкие ТЦ – 100% - вообще закрыты. В такой ситуации фактически наступил кризис платежеспособности владельцев и управляющих компаний торговых центров.

По арендаторам ситуация не менее удручающая. При условии нулевой выручки у них фактически нет средств для выплаты зарплаты своим продавцам, закупу сезонных товаров и иным платежам. Многие из них уже сейчас на грани банкротства. Только мелких и средних предпринимателей, занятых в сфере торговли в нашем регионе, - более 100 тысяч человек, и они также являются налогоплательщиками в своем регионе.
 
- Как помогают собственники комплексов своим арендаторам? На какие уступки идут? И насколько существенна эта помощь?
 
- Торговая отрасль — это своеобразный коммерческий круг: покупатели идут в магазин, приобретая товары у арендаторов, те, в свою очередь, за счет полученной выручки имеют возможность уплатить арендные платежи, а арендодатели за счет полученных средств развивают торговые комплексы, создавая тем самым комфортную среду как для покупателей, так и арендаторов. То есть когда в этой цепочке пропадает одно звено, то последствия отражаются автоматически на всех.

Сегодня, при режиме самоизоляции, полном отсутствии выручки у арендаторов заплатить им аренду фактически не из чего. Исходя из этого, многие торговые комплексы обнулили арендную плату на период закрытия. При этом мы понимаем, что даже после открытия арендаторы вернутся к выручке, которая была до кризиса, еще нескоро. По нашим прогнозам, на это потребуется не менее 2 лет. Соответственно, и арендные платежи арендаторы в прежних объемах смогут уплачивать еще не скоро. Поэтому мы вынуждены идти навстречу арендаторам и по скидкам, и по отсрочкам арендных платежей.
 
- А какие меры принимаются местной администрацией для сохранения бизнеса владельцев торгцентров?
 
- К огромному сожалению, власть не всегда понимает все проблемы бизнеса, которые возникают у нас. Или просто не хочет понимать. Сегодня мы видим, что правительственные акты рекомендуют владельцам торговой недвижимости предоставлять скидку по аренде в размере 50% или отсрочку на 12 мес. Региональное министерство экономики разослало всем арендодателям письма о необходимости обнуления арендных платежей и предоставлении рассрочки.

Но при этом мы наблюдаем несправедливую дискриминацию - торговая отрасль не включена до сих пор в число особо пострадавших, а значит, она не может воспользоваться отсрочкой по уплате налогов, авансовых платежей по ним и страховым взносам. 

Крайне непонятна ситуация, когда, по мнению Роспотребнадзора, отдельно стоящий магазин площадью 150-200 кв. м может обеспечить выполнение санитарных требований по санобработке и социальному дистанцированию, а магазин федеральной сети в торговом комплексе площадью 500-1000 кв. м - нет. Почему нельзя определить достаточно жестких санитарных требований, при которых можно работать? Во все времена все санитарные требования гораздо жестче соблюдались современными торговыми центрами, чем мелкими павильонами, у которых фактически не было на это средств.

Разговоров на эту тему ведется много, но реальных, утвержденных мер на сегодняшний день не принято никаких.

Мы написали коллективное обращение губернатору Омска, в мэрию, законодательное собрание и городской совет с предложениями по стабилизации ситуации. Это письмо подписали более 50 собственников и управляющих торговыми центрами компаний.

В Правительстве Омской области и администрации города Омска обсуждают возможные варианты снижения ставок налога по УСН, по налогу на имущество физических лиц и организаций, но решения на сегодняшний день пока нет. А время при этом не останавливается. Мы как платили в полном объеме все расходы, так и платим сейчас. А у многих из нас выручка при этом равна нулю.

- Что, по вашему мнению, необходимо сделать для выхода из такого пике?

- Пройдусь по пунктам. 1) Необходимо включить деятельность по ОКВЭД 62.20, 81.10 в число особо пострадавших отраслей на федеральном уровне для возможности использования отсрочки по уплате налогов и получения поддержки в виде субсидий. 2) Распространить меры, принимаемые в отношении малого и среднего бизнеса, на ТЦ всех типов, вне зависимости от присутствия в перечне субъектов МСП. 3) Разрешить торговлю объектам розничной торговли непродовольственными товарами на территории торговых центров, при этом мы готовы обеспечить соблюдение всех санитарных мер, а также разрешить работать пунктам выдачи товаров, реализуемых дистанционным путем. 4) Внести изменения в законодательные акты по установлению налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения по системе «доходы» в 2020 г. - 1%, применяющих упрощенную систему налогообложения по системе «доходы минус расходы» в 2020 г. - 5%.  На 2021 год установление налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения по системе «доходы» в 2021 г. - 3%, применяющих упрощенную систему налогообложения по системе «доходы минус расходы» в 2021 г. - 7%. 5) Внести изменения в законодательные акты по установлению пониженных ставок по налогам на имущество организаций и физических лиц, которое используется в коммерческой деятельности. 6) На период ограничительных мер обнулить арендные ставки по земле и имуществу.
 
- Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию рынка торговой недвижимости?
 
- Как уже говорили выше, многим из нас не выжить, если нас не услышат власти. Сейчас в первую очередь страдают крупные торговые центры, которые вкладывали огромные средства в общественные зоны и создание комфортной среды для покупателей. И если ситуация не изменится, они будут вынуждены максимально сократить эти затраты, тем самым делая шаг назад.

Федеральные сети, имея достаточно развитые интернет-магазины, если и смогут как-то продержаться, то многие мелкие и средние предприниматели, занятые в торговле непродовольственными товарами, окажутся банкротами. И если это явление приобретет лавинообразный характер, то множество торговых площадей окажется пустующими. А в пустой ТЦ не пойдет даже крупный бизнес, а значит, пострадает вся отрасль торговли, с вытекающими последствиями: рост безработицы, мошенничества, разбоя, отсутствие уплаты налогов в бюджет.

Я считаю, что главное на сегодня — это не допустить такой ситуации, и для этого необходима наша консолидация, чтобы мы могли донести свое мнение до власти и быть услышанными. Сохранить наши многочисленные коллективы, поддержать наших арендаторов.  При этом речь даже не идет о той выручке, которую наши арендаторы и мы получали до кризиса. Главное – ВЫЖИТЬ.
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre