Александр Сурменев: «Вирусы приходят и уходят, а бизнес должен всегда соответствовать категориям эффективности использования офисного пространства и оптимизации затрат»

О будущем офисного рынка, спросе, новых требованиях к помещениям, диджитализации и инновационных технологиях рассуждает директор по коммерческой недвижимости MR Group Александр Сурменев.

Какой прогноз вы можете дать по спросу на офисную недвижимость после снятия карантина?

Рынок коммерческой недвижимости постоянно «смотрит в кошелек», поэтому в ближайшее время произойдёт небольшое торможение спроса и переосмысление объемов квадратных метров в связи с рецессией вызванной пандемией. Вероятно сокращение площадей в пользу увеличения количества лотов. Мы ожидаем восстановление рынка в среднесрочной перспективе. Рынок сейчас находится в очень низкой точке по офисному предложению. Поэтому через два, три или пять лет офисный сегмент вновь будет сильным и востребованным.

Изменили ли вы стратегию развития офисной составляющей в портфеле компании?

Нет, в данный момент мы фиксируем дефицит офисный площадей в целом по рынку. Даже в условиях пандемии офисный рынок остаётся рынком арендодателя и продавца, а по ее завершении начнется новый инвестиционный цикл на рынке коммерческой недвижимости. Об этом говорит устойчивый спрос со стороны арендаторов. Многие компании, снизившие свои показатели оборота и прибыли, пользуются моментом для того, чтобы сменить свои офисы на более престижные и удобные, при этом снижая свои затраты на аренду.

Рынок стремительно меняется, подстраиваясь под новые реалии, и жизнь на этом рынке будет непростой, но фундаментальное свойство экономики — цикличность. Поэтому выиграют и дождутся более благоприятных времен, которые рано или поздно наступят, только самые активные и предусмотрительные. Бизнес в столице развивается и требует новых площадей, новых технологий, новых решений.

В ближайшее время начинаем строительство нового офисного здания iCity. Крупнейший офисный проект 2020 года в России в составе Москва-Сити совместит в себе инновационные технологии, экологичность и фундаментальные составляющие успешного коммерческого объекта. Проект привлекателен не только самими офисами, но и развитой комьюнити-инфраструктурой: торговые помещения, лаундж-зоны, коворкинги, фудмаркет, рестораны, фитнес-клуб с бассейном и комфортные скай-террасы для отдыха.

- Какие новые требования уже ожидаются от арендаторов в связи с пандемией?

Мы верим, что пандемия — явление временное и экономическая ситуация не сильно повлияет на офисный рынок Москвы. В целом рыночный запрос и требования не изменятся.

Рынку, очевидно, потребуется время на восстановление, но как только ограничения снимут и заработают базовые институты инфраструктуры города, отложенный спрос на коммерческую недвижимость класса А ожидается со стороны финансово более устойчивых компаний — банков, страховых компании и крупных холдингов.

Скорее всего, требования к системам подготовки воздуха, его очистке и обеззараживанию у арендаторов станут жёстче. Поэтому преимущество получат проекты с реализованными системами естественного проветривания, рекуперации воздуха, подпольной вентиляции и множества других инновационных решений в сфере отопления и вентиляции.

- Вы будете вносить изменения в строящиеся проекты в связи с новыми запросами времени?

Мы не связываем изменения с пандемией, мы видим, что у арендаторов и покупателей есть запрос на современное и инновационное офисное здание, в котором всем можно управлять через мобильное устройство. Стратегическая готовность бизнеса инвестировать в сервисы, которые ориентированы не только на арендаторов как компанию, но и на каждого из сотрудников — залог достижения дополнительного финансового роста в условиях глобальной диджитализации. «Цифровые инвестиции» в офисной недвижимости позволят сотрудникам компаний-арендаторов ощущать себя комфортно на рабочем месте и получать весь спектр услуг, не выходя из здания.

- Возможен ли отказ от работы в открытом пространстве в пользу кабинетной рассадки?

Нет, мы считаем, что формат open space — наиболее эффективный подход для организации офисного пространства. Вирусы приходят и уходят, а бизнес должен всегда соответствовать категориям эффективности использования офисного пространства и оптимизации затрат.

- Внедрение каких новых инновационных продуктов вы видите уже сейчас и повлияет ли пандемия на развитие бесконтактных технологий?

В этом конечно будет большой прорыв, но это не в результате пандемии. В отрасли коммерческой недвижимости настало время, которое пять лет назад послужило стимулом трансформаций в банковской сфере, ритейле и телекоме. На бесконтактные и инновационные технологии уже существовал устойчивый запрос от арендаторов, а карантин только ускорит внедрение данных технологий. Ключевой ошибкой бизнеса при внедрении любых digital технологий остается «гонка ради гонки». Каждое решение по внедрению инноваций должно быть взвешенным и нацеленным на устойчивый экономический и социальный эффект. Мы в своём проекте iCity уделяем этому очень большое внимание и внедряем технологии, которых ещё нет ни в одном офисном здании Москвы!


 

Подробнее о ближайшей перспективе рынка офисной недвижимости Александр Сурменев расскажет 27 мая в рамках Development Session «Балансирование на нестабильной платформе»


 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre