Мурад Дамиров, Business Club: «В ближайшее время мы анонсируем новый офисный проект в Москве, также нам интересны апарт-отели и коливинги»

Мурад Дамиров, совладелец и управляющий партнер сети сервисных офисов Business Club от Capital Group, о становлении рынка гибких офисов и коворкингов, а также о том, почему именно этот сегмент сейчас наиболее интересен.
 

- Как бы вы охарактеризовали текущее состояние гибких офисов в Москве и России?


Число площадок и их размеры увеличиваются в течение последних трех лет. Рынок коворкингов уже превысил 1,2% от общего количества качественных офисных площадей класса А и В. По данным JLL, в 2021 году к вводу запланировано 71,9 тыс. кв. м гибких офисных пространств, а также 77,9 тыс. кв. м гибких офисных площадей реализуемых под заказ клиента (built-to-suit).


- Насколько рынок коворкингов изменился с момента своего зарождения на российском рынке?


Рынок коворкингов очень быстро, менее чем за четыре года, прошел стадию от «каморкингов» в полуподвальных помещениях и антикафе до крупных сетей, сфокусированных на предоставление качественных услуг «офиса под ключ» крупным корпоративным клиентам. Эту трансформацию можно увидеть на примере #BusinessClub от Capital Group, который начал свое развитие с офиса в 600 кв. м, и в настоящий момент управляет уже тремя крупными площадками в ММДЦ «Москва-Сити» общей площадью более 6000 кв. м, в которых размещаются сотрудники корпоративных клиентов, имеющих высокие требования к офисному пространству, к предоставляемому сервису и качеству услуг, а также индивидуальный подход к интерьерным решениям. Кроме этого в настоящее время мы завершаем строительно-монтажные работы на третьей площадке сети в МФК «ОКО-II» общей площадью 6000 кв. м, где может разместиться до 1100 сотрудников. Площадка уже экспонируется и, судя по тенденциям, можно ожидать pre-lease сделку.


- Какие тренды в развитии гибких офисов вы считаете ключевыми?


Мы видим, что в настоящее время у некоторых профессиональных операторов фокус сместился с классической аренды офисов и пересдачи их в субаренду на операторские модели по принципу profit-share. Также действуем и мы. В наших планах на ближайший год взять несколько площадок в разных локациях по такой модели.


Как и во всех сегментах рынка коммерческой недвижимости на рынке коворкингов мы наблюдаем интерес со стороны клиентов к реализации офисов в формате built-to-suit. Мы подхватили данную тенденцию и осуществили ряд проектов built-to-suit для крупных корпоративных клиентов арендующих от 1000 кв. м. Более того, вывели на рынок новый продукт, который отвечает запросу крупных арендаторов, решение Space as a Service (SaaS), которое представляет собой «офис под ключ», где мы берем на себя вопросы профессионального аутсорсинга партнера по выбору локации, дизайна, проектирования, строительства, комплектации и дальнейшего управления офисом.


В целом за последние годы наблюдается повышение статуса гибких сервисных офисов и коворкингов и смещение спроса с частных розничных клиентов к крупным корпоративным арендаторам, что позволяет не просто предлагать готовое решение, но и применять индивидуальный подход к каждому арендатору. При этом компания получает стабильного арендатора на более длительный договор и более грамотный и высокий уровень юридической ответственности перед арендодателем.


- Чем именно ваша сеть руководствуется при запуске очередного проекта?


Основные принципы никто не отменял – это location, location, location, а также коммерческие условия (ставки, сроки договора, параметры гибкости выхода из договора и его пролонгации).


Также мы анализируем планы развития конкурентов как классической аренды, так и гибких сервисных офисов, уровень вакансии и предложения на рынке, ставки в определенном районе, а также качество и срок эксплуатации конкретных бизнес-центров.


- Кто ваши конкуренты? Кто ваша целевая аудитория и какие конкурентные преимущества вы можете им предложить?


Нашими конкурентами выступают компании предлагающие прямую аренду в бизнес-центрах класса А, А+, с предоставлением услуги ремонта под конкретного клиента. Среди сетей сервисных офисов в качестве конкурентов мы можем выделить Space 1.


Наша целевая аудитория – крупные корпоративные клиенты, которые предпочитают услугу по созданию офиса «под ключ», включая аутсорсинг помещений на рынке в нужной им локации, строительство, обустройство и профессиональное управление офисом, в соответствии с SLA (service level agreement (соглашение об уровне обслуживания)) клиента.


- Какие модели гибких офисов еще вы видели за рубежом и какие из них могут найти применение на российском рынке?


В настоящее время рынок Москвы достиг зрелости, что подтверждается наличием всех моделей гибких офисов, которые получили развитие за рубежом: работа с b2c, малым и средним бизнесом, крупным и корпоративными клиентами, built-to-suit-проекты и операторские модели (по принципу гостиничного управления).


- Почему вы решили заняться развитием коворкингов, а не другими видами коммерческой недвижимости, такими как рестораны, апарт-отели и т.д.?


#BusinessClub отдельное бизнес-направление Capital Group занимается сервисными офисами, офисными проектами по схеме built-to-suit, а с начала 2021 года и девелопментом коммерческой недвижимости. В ближайшее время мы анонсируем новый офисный проект в Москве в районе Ходынского поля. Также нам интересно направление развития апарт-отелей с сервисом и коливинги.


Наша команда обладает широкой экспертизой и глубокими компетенциями в создании уникальных и интересных продуктов, которые отличает высокое качество и актуальностью на рынке. Кроме того, наш опыт позволяет выдерживать заявленные сроки реализации проектов, что делает нас надежным партнером.


- Как компания пережила кризис? Закрывались ли объекты? Какая была максимальная вакансия?


В сложный период 2020 года заполняемость ожидаемо снизилась на 80% (апрель-май), нам удалось быстро восстановить показатели и не только сохранить запланированный темп развития, но и увеличить цифры по ряду показателей. Кроме того, гибкий подход к бизнесу позволил не только оперативно адаптироваться к новым условиям, но и разработать и запустить новые продукты актуальные для рынка.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre