Олег Кельник: «VR нужен в первую очередь маркетологам»
Олег Кельник, генеральный директор Planoplan, про новую технологию MixedReality и то, как изменятся сценарии продаж.
- Олег, тема виртуальной реальности — не новая. Хайпа нет, на смену WOW эффекту пришла обыденность. Возникает вопрос: кому же VR нужен больше - потребителю или производителю?
- VR нужен в первую очередь маркетологам. Сейчас виртуальная реальность используется как инструмент продаж и повышения среднего чека. Технология VR особенно эффективна тогда, когда речь идет о дорогостоящих приобретениях или инвестициях, например, в недвижимость. Продать квартиру на стадии котлована гораздо проще, когда клиент видит готовое пространство изнутри и может оценить его параметры, планировку, прогуляться по своему будущему жилью в виртуальном пространстве и насладиться видом из окна. В данном случае VR помогает заглянуть в будущее и снизить уровень эмоционального напряжения в момент принятия решения о покупке.
Сейчас VR в недвижимости — это must have, и такие крупные застройщики, как, например, «Эталон» и «Амград», этот инструмент успешно применяют.
Есть такие отрасли, где VR — это не столько про эмоции и развлечения, сколько про практичность. Например, продажа плитки и сантехники с использованием VR упрощает работу с покупателями. Продавец не тратит время на работу с возражениями, поскольку клиент может оказаться внутри виртуального пространства, где выбранная плитка уже положена, и самостоятельно решить, нравятся ему цвет, фактура или нет. Это своего рода «примерка» продукта. При этом, несмотря на то, что пространство виртуальное, оно в точности повторяет размеры помещения клиента. В данном случае технология VR решает вполне конкретную маркетинговую задачу — повышает уровень доверия к продукту и вдохновляет клиента на приобретение.
- Что показывает аналитика использования VR в местах продаж?
- Аналитика показывает, как клиенты взаимодействуют с предметами в виртуальной реальности, на каких моментах покупатель фокусируется, сколько времени тратит на взаимодействие с тем или иным объектом. Данные из аналитических отчетов по VR становятся основанием для корректировки цен и ассортимента. Например, в недвижимости аналитика покажет, какие квартиры в строящемся доме пользуются наибольшей популярностью, а какие — наоборот. Соответственно, застройщики корректируют цены на квартиры, видя реакцию потенциальных покупателей.
- Когда VR войдет в нашу повседневную жизнь?
- Что касается повседневной жизни, то это произойдет только в том случае, когда VR устройства станут легкими, компактными, доступными и всегда будут под рукой, как мобильный телефон. Тогда можно будет говорить о массовости. Сейчас цена вопроса и удобство в пользовании — это сдерживающие факторы.
До появления VR технологии кинематограф готовил нас к легкому использованию виртуальной реальности. Мы представляли, что не нужно будет прилагать никаких усилий, чтобы погружаться в вымышленный мир и тем более так сильно раскрывать свои кошельки. Сейчас, с имеющимися технологиями, мы понимаем, что не все так удобно. Например, жесты в VR пока работают довольно спорно, оборудование тяжелое. И тем не менее, мы видим, что технологии все равно развиваются с хорошей скоростью. Рано или поздно у нас появятся аккумуляторы, нормальные микропроекторы с большим разрешением, и все они будут энергоемкими.
- Какие технологии приходят на смену VR?
- Технология, которая впечатляет и привлекает нас сегодня, — это Mixed Reality. Она появилась после дополненной реальности и интересна нам по нескольким причинам.
Во-первых, MixedReality — это объединение реального, виртуального и дополненного мира. В предыдущих двух технологиях (VR и AR) мы не даем выбор пользователю. Мы погружаем его в вымышленную реальность, которую мы создали для него. В случае с AR мы всего лишь «расширяем» вещи в реальном мире, делая его более разнообразным. Тем не менее, дополненная реальность не сильно отличается от мира, в котором мы живем.
В MixedReality пользователю будет предоставлен выбор — в какой момент времени оказаться в том или ином мире, а может быть, даже ощутить все 3 опыта погружения одновременно. Можно сказать, что MixedReality — это расширение реальности до виртуального мира, в котором пользователь решает, что будет вокруг него.
Во-вторых, сценарии продаж станут другими, изменятся способы взаимодействия клиента с контентом. Вполне возможно, что блогеры, селебрити будут прорисовываться в сценах виртуальной реальности и сопровождать клиента в точке продаж, влияя на его выбор.
- Как маркетологам подготовиться к появлению новой технологии MixedReality, чтобы использовать ее потенциал на всю мощь?
- Я рекомендую научиться видеть потенциал в каждой из трех технологий в отдельности. С большой вероятностью каждая из них (VR, AR и MixedR) найдет свою собственную нишу и разовьется в отдельный тренд. Соответственно, маркетологам предстоит научиться выбирать наиболее подходящую технологию как под ресурсы компании, так и под свои маркетинговые задачи. Для этого лучше всего начинать маркетинговые эксперименты с уже опробованных решений, которые уже много лет работают. Кроме того, важно реалистично оценивать стоимость использования каждой из этих технологий. Безусловно, MixedR будет дорогостоящей. Это очевидно. Стоимость AR и VR зависит от идеи реализации и оборудования, которое вы приобретаете.
Поделиться