Сергей Назаров: "основная тенденция сегодня заключается в активном развитии инфраструктуры как залога востребованности у арендаторов"

Почему сегодня так много говорится о значении комфортной среды? Офис – это же для работы, а не для свободного времяпрепровождения.

Как представитель бизнес-сообщества, с уверенностью могу сказать, что сегодня основным двигателем практически любой компании является творчество. Способность создавать новые продукты и услуги и менять уже существующие, трансформировать их под современные потребности клиентов – важная составляющая бизнеса. При этом творчество требует совершенно другого качества среды и особой атмосферы, по сравнению, например, с рабочими специальностями. Этим я объясняю стремление даже небольших компаний к созданию максимально комфортных условий для своих сотрудников.

Какие требования сегодня у арендаторов?
 
Должен отметить, что арендаторы предъявляют довольно высокие требования к набору услуг, оказываемых бизнес-центрами. Именно поэтому основная тенденция сегодня заключается в активном развитии инфраструктуры как залога востребованности у арендаторов, прежде всего западных, привыкших к высокому уровню сервиса. Помимо необходимых столовой, банка, аптеки и магазина, собственники уже редко обходятся без фитнес-клубов, турфирм, медицинских центров, юридических контор и множества сопутствующих мелких сервисов. Иногда открывают даже отели.
 
Существуют ли в Москве примеры полностью «укомплектованных» инфраструктурой бизнес проектов?
 
Да, безусловно. Их не так много, как хотелось бы, но офисный рынок активно развивается в этом направлении.
У бизнес-парков и кварталов, конечно, в этом плане особое положение – их территории позволяют создавать целые «города» со своей историей, самобытной территорией, атмосферой и сочетанием большого числа разнообразных сервисов. Примерами могут служить такие проекты как деловой квартал Новоспасский, Даниловская мануфактура и Большевик. Да в общем-то практически любой лофт-проект города – это так или иначе грамотно выстроенное пространство, адаптированное под широкий спектр потребностей сегодняшнего клиента. Такие проекты, как правило, сочетают рабочую, культурную и часто жилую функции.
 
Что включает в себя понятие «комфортная среда»?
 
Безусловно, наличие сервисов не является единственным критерием комфортной среды. Сюда также можно отнести благоустройство территории, например. Вы замечали, что новые проекты строящихся бизнес-центров, даже в центре города, предполагают наличие сквера, благоустроенного внутреннего двора с зеленью и зонами отдыха или на крайний случай - террас с озеленением? Это один из отличительных признаков качественного проекта, заботящегося о своих арендаторах.
 
Например, в бизнес-центрах Белые сады, DM Tower, AFI2B и AFI Square предусмотрены террасы. Здесь можно немного перевести дух, замедлиться после шумного и активного рабочего процесса и насладиться прекрасным видом на город. По своему опыту скажу, что это отлично и, главное, быстро помогает зарядиться энергией и вернуться к рабочим задачам с удвоенной силой.
 
Существуют ли другие варианты благоустройства территории?
 
Да, конечно. Еще один часто используемый прием девелоперов – организация «водных зон». Это различные водные стены (Симонов Плаза, Silver City) и фонтаны (Белая площадь, Новоспасский). Вода всегда считалась источником энергии и вдохновения, поэтому она часто используется в оформлении деловых площадок. Иногда в холле размещают даже камины (Streamline Plaza), перед которыми можно «помедитировать» и настроиться на нужную творческую волну.
 
В бизнес-кварталах и парках, которым позволяет территория, нередко можно найти зоны досуга для семей с детьми. В некоторых проектах открыты детские сады для сотрудников (Новоспасский) и оборудованы игровые площадки. Однозначно, это создает дополнительные преимущества при выборе места работы и способствует коммерческому продвижению объекта на рынке.
 
Организацию мероприятий на территории бизнес-центров тоже можно отнести к «комфортной среде»?
 
Безусловно. Развитие корпоративной культуры также является очень важной частью комфортной среды. Творческие мастерские, лекции, конференции и мастер-классы – всё это помогает не только развивать профессиональные навыки, но и общаться с коллегами и заводить новые полезные знакомства в неформальной обстановке. Помимо постоянных мероприятий в передовых бизнес-центрах проводятся ярмарки, музыкальные фестивали, выставки и многое другое.
 
Коворкинги и сервисные офисы тоже являются частью этого движения?
 
Да, и еще раз да! Сегодня гибкие сервисные пространства являются законодателем моды и образцом комфортных условий для работы и творчества. Именно поэтому большинство бизнес-центров и тем более, бизнес-кварталов, размещают на своей территории коворкинги и сервисные офисы (иногда сразу несколько операторов), которые служат гарантом привлечения не только молодых творческих, но и уже зарекомендовавших себя престижных компаний. Собственники заинтересованы не только в создании полноценной комфортной среды для крупных офисных арендаторов, но и для каждого работника, в частности, в том числе фрилансеров и небольших стартапов. На мой взгляд, задача качественной среды – помочь развитию не только бизнеса, но и способствовать личностному росту каждого.
 
В чем преимущество классического коворкинга для компании?
 
Важно понимать, что бизнес – это творческий процесс, который требует не только исполнения рутинных задач, но и быть частью общей предпринимательской системы. Необходимо постоянно коммуницировать с представителями других сфер, чтобы быть в курсе последних событий и оставаться на волне трендов. Успех таких пространств, на мой взгляд, – это, в первую очередь, результат синергии от совместного месторасположения с разнородными компаниями и творческими личностями, высокой плотности мероприятий, связей и одновременно аудитории потребителей продукта вместе с дизайнерским оформлением пространства. Все это вкупе создает ощущение высокого качества жизни, позволяющего комфортно себя чувствовать, продуктивно работать и развиваться.
 
Как вы относитесь к этому тренду рынка?
 
Я являюсь его последователем и преданным сторонником. Офис нашей компании расположен в бизнес-центре Белые сады. И я могу вам сказать, что атмосфера и условия здесь потрясающие. Активность делового окружения и уровень организации пространства на высоте. Они позволяют выполнять буквально все необходимые современному столичному жителю функции, не выходя за рамки квартала. А стремление быть частью этой деловой среды очень положительно сказалось на производительности сотрудников и их пунктуальности.
 
Подводя итог сказанному, повторюсь, что продуманная концепция бизнес-комплекса стимулирует совмещать все сферы жизни: и работу, и отдых, и занятия спортом. Это не просто офисные центры, а место, где хочется развиваться, общаться, творить. Именно поэтому они настолько востребованы сегодня.
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre