Андрей Кротков: «для FM-операторов продолжается период затягивания поясов, но в 2022 году процесс «обеления» рынка FM-услуг выйдет на качественно новый уровень»

О том, как повлияла пандемия на рынок управления, что изменилось в работе компаний и когда ждать выхода из этой непростой ситуации, рассказывает Андрей Кротков, Генеральный директор и совладелец Управляющей компании Zeppelin.

Как пандемия повлияла на рынок fm-услуг? (прибыль, услуги, кол-во клиентов, оборудование и т.д.)

Однозначно негативно, как и на многие другие отрасли. Из-за ограничительных мер посещаемость обслуживаемых зданий и экономические показатели объектов резко снизились, вследствие чего заказчики тотально кинулись пересматривать и сокращать объёмы услуг. Однако возросший поток новых запросов\тендеров\конкурсов\закупок хоть и заставил управляющие компании напрячь сверх всякой разумной меры все силы, но зато и позволил восполнить, а некоторым игрокам – существенно увеличить свои портфели контрактов. Хочется отметить, что главным трендом этого года стало катастрофическое снижение маржинальности FM-услуг за счёт существенного, зачастую 40-50% роста их себестоимости.

Изменилось ли что-то в подборе и работе персонала в сфере fm-услуг?

Возник огромный дефицит технического и рабочего персонала, причём не только в сфере клининга. Основные причины – закрытие границ и ограничительные меры для иностранной рабочей силы, а также рост зарплатных ожиданий российских граждан.

Взрывной рост спроса на услуги курьерской доставки и онлайн-торговлю вызвал тотальный переток низкоквалифицированных работников в эти сферы.

Ограничительные меры, вводимые органами власти, и удалённая работа уже не вызывают ажиотажа и прочно вошли во все бизнес-процессы. Средства защиты и дезинфекционные мероприятия, экраны, тестирования, прививки и т.д. – все эти затраты легли на плечи УК. Компенсации же на эти мероприятия от заказчиков или госбюджета пока ожидать не приходится.

Изменилась ли роль УК на рынке недвижимости?

В целом, нет. Заказчики, бизнес которых возвращается к нормальному функционированию, продолжают взаимодействие с профессиональными компаниями. В сфере технической эксплуатации усилился акцент на инженерных системах, отвечающих за санитарно-гигиенические показатели. В клининге вырос запрос на услуги по дезинфекции.

Если будет очередной локдаун, как это отразится на бизнесе УК?

Бизнес УК сильно связан и зависит от деловой активности других отраслей.

Если локдаун будет краткосрочным, то все пройдет по сценарию весны 2020 г., когда заказчики и подрядчики вместе «подтянули пояса» и нашли компромисс для взаимовыгодного сотрудничества.

Если локдаун будет продолжительным, это обязательно скажется на доходной части наших заказчиков. Далее все будет зависеть от устойчивости каждого заказчика отдельно, кто-то «ужмется» и найдёт минимальные ресурсы для поддержания работоспособности систем жизнеобеспечения здания, а кто-то вынуждено окажется банкротом.

Как рынок fm-услуг чувствует себя сегодня?

В отличие от рынка общепита и досуга, отрасль fm-услуг чувствует себя более стабильно, поскольку все вводимые ограничения и мероприятия, связанные с противодействием вирусу в нашей сфере, имеют бОльший запас времени на адаптацию и не приводят к резкому оттоку клиентов (доходов).

Какие новые тренды появились благодаря пандемии?

1 Миграционный кризис, вызвавший катастрофический дефицит персонала, особенно в сфере клининга.
2 Удаленный (дистанционный) режим работы, потребовавший серьезной перестройки бизнес-процессов.
3 Рост зарплатных ожиданий у российских граждан и их нежелание заместить выбывших иностранцев на непопулярных должностях.
4 Тотальный фокус на санитарно-защитных мероприятиях.
5 Готовность заказчиков ради малейшей экономии менять проверенных годами FM-подрядчиков на сомнительные однодневки.
6 Существенный рост себестоимости FM-услуг, в т.ч. из-за ограничительных и санитарно-защитных мероприятий, вводимых властями без последующих компенсаций бизнесу.

Как считаете, что изменится с наступлением 2022?

Относительно прогнозов на 2021 год ничего существенно не изменится. Как и отмечал ранее, нормализации ситуации в 2022 году ожидать не стоит.

Основной урон по-прежнему продолжат нести торговый и офисный сегменты. Действующие объекты с тоской будут смотреть на финансовые показатели даже 2020 года, большую часть девелоперских проектов в очередной раз заморозят или перенесут. Вместе с тем, интерес к гибким пространствам и коворкингам сохранится, в т.ч. и в среде крупных корпоративных клиентов. Новые объекты в обязательном порядке будут проектироваться уже с учетом противоэпидемиологических трендов – разведение потоков, бесконтактная среда и т.д. Рынок складской и жилой недвижимости, а также апартаментов, наоборот продолжит пользоваться открывшимся ранее окном возможностей. Но и здесь ужесточение подхода банков к кредитованию, миграционный кризис и ослабление рубля внесут серьезные коррективы в ожидания инвесторов по доходности.

Ну а для FM-операторов продолжится период затягивания поясов, вызванный ростом себестоимости услуг и катастрофическим положением у клиентов.

В следующем году продолжится процесс оптимизации затрат, на который особым образом повлиял COVID-19 и последовавшие за ним ограничительные меры, ослабление рубля и отток рабочей силы. Собственники действующих объектов продолжат изыскивать резервы по сокращению эксплуатационных расходов, поэтому любые предложения УК на снижение будут восприниматься положительно, даже несмотря на увеличение рисков для обеих сторон. Все чаще заказчики будут поддаваться ошибочным иллюзиям и задумываться о формировании собственных служб технической эксплуатации и клининга.

Продолжится активный выход УК, ранее специализировавшихся на обслуживании коммерческой недвижимости, в жилой сегмент и апартаменты. Однако это затронет исключительно премиальный и Бизнес+ сегменты.

Вопросы цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, переход на ЭДО и в онлайн станут одним из основных трендов предстоящего года. Компании, не обладающие подобной цифровой базой, станут профнепригодными. Услуги по различным видам и способам санитарной обработки помещений останутся востребованными в 2021 году и даже войдут в основной состав услуг.

В 2022 году процесс «обеления» рынка FM-услуг выйдет на качественно новый уровень. Ассоциация добросовестных клининговых и фасилити-операторов (СРО АКФО) теперь ОФИЦИАЛЬНО работает в тесном взаимодействии с основными заинтересованными российскими ФОИВами (Федеральными органами исполнительной власти) – ФНС, МинФин, МинЭкономРазвития, ФАС, МинПромТорг, МинСтрой, РосТруд и т.д. Мы в полном смысле этого слова – «выходим из сумрака». Самым же знаковым событием является тот факт, что сфера клининга и технической эксплуатации впервые официально признана самостоятельной отраслью экономики. Так, в рамках Поручения Правительства РФ № ДГ-П13-17543 от 30.12.20 г., отмечена необходимость закрепления за нашей отраслью специального федерального регулятора. Возможно, это будет МинПромТорг. Также, с целью совершенствования нормативно-правовой базы по организации и проведению закупочных процедур, Правительством даны поручения по подготовке к корректировке 44 и 223 ФЗ, в частности – разработки типовых ТЗ и контракта на оказание FM-услуг. Кроме того, вышеупомянутыми ФОИВами готовятся и согласовываются дополнительные отчётные документы подрядчиков-исполнителей FM-контрактов, подтверждающих полное исполнение ими обязательств по отчислениям в бюджет, а также трудового и миграционного законодательства. Продолжит своё развитие и институт «налоговой оговорки». Фокус же внимания контрольно-надзорных органов теперь смещается на истинных выгодоприобретателей – на заказчиков FM-услуг. Именно на них будет возложена ответственность за контроль над добросовестностью их FM-подрядчиков.
 
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre