Сергей Суханов, генеральный директор АО «Корпорация «Туризм.РФ»: «Ограничения и вызовы пошли только на пользу внутреннему туризму»

– Ущерб гостиничного бизнеса во время пандемии называют колоссальным, но теперь сегмент оказался чуть ли не в самом выигрышном положении: отдых в России для большинства стал единственным вариантом отпуска. Какова сегодня роль Туризм.РФ в развитии и поддержке индустрии гостеприимства в стране?
 
– Главная цель национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – раскрытие уникального туристического и природного потенциала России. Многие наши соотечественники ведь успели побывать во многих странах, но еще не видели бесконечное число прекрасных мест в нашей стране. Туристические возможности России обширны, здесь каждый может найти себе отдых по душе. Миссия же корпорации Туризм.РФ в нацпроекте заключается в создании новой современной и доступной туристической инфраструктуры: корпорация оказывает прямую поддержку инвесторам по реализации проектов в сфере туризма, разрабатывает мастер-планы развития туристских территорий, планирует и принимает участие в создании обеспечивающей инфраструктуры для комплексных проектов. Мы считаем, что ограничения и вызовы, с которыми столкнулась наша страна в целом и отрасль в частности, пошли только на пользу для развития внутреннего туризма. Увлекательный и безопасный туризм для россиян в сложившихся условиях можно обеспечить только в России. За счет реализации первых 53 проектов номерной фонд в России вырастет более чем на 21 тыс. номеров, а число путешествий увеличится более чем на 10 млн. Только представьте, какое количество людей смогут комфортно отдохнуть в самых интересных участках нашей страны – и это только начало. Общая стоимость проектов (гостиницы и курорты), которые в 2021 году были одобрены корпорацией, составляет 390 млрд руб. Первые проекты будут реализованы в 27 регионах России.
 
– Ожидается ли выход новых игроков?
 
– Интерес к развитию туристического бизнеса растет с каждым днем. Это устойчивый тренд надолго, и, помимо уже хорошо известных, крупных инвесторов, к нам обращается большое количество компаний среднего и малого бизнеса. Мы – молодая корпорация, но буквально за шесть месяцев прошлого года получили 500 заявок с предложениями о реализации конкретных инвестиционных проектов, и количество заявок продолжает расти. Пятьдесят три из них мы отобрали для реализации и готовы инвестировать в эти проекты более 36,5 млрд рублей.
 
– Как именно корпорация планирует помогать инвесторам?
 
- Механизм государственной поддержки Национального проекта предусматривает три основные меры:
  • участие корпорации в уставном капитале специально созданной проектной компании (СПК). Проще говоря, мы вместе с инвестором объединяем наши средства для строительства туристического объекта;
  • строительство обеспечивающей инфраструктуры. Инвестору не придется вкладывать средства в магистральные дороги, электрические сети или коммунальную инфраструктуру. Это сделают Минстрой и субъекты;
  • компенсация процентной ставки по привлеченным банковским кредитам до 3-5%. Это общая мера для всех участников, которая работает второй год.
 
Все вместе существенно улучшает финансовоэкономические параметры проектов и значительно повышает устойчивость и экономическую эффективность инвестиций. Государство через Туризм.РФ оказывает инвесторам необходимую поддержку на этапе строительства объектов, а после выхода на плановые показатели эффективности у частного партнера есть возможность выкупить государственную долю полностью. Деньги, полученные в результате сделки, будут реинвестированы в новые проекты. Как институт развития, мы сформировали механизм для масштабного обновления отрасли. Инвесторы считают такой бизнес-подход привлекательным и с большим желанием берутся вместе с государством развивать туристическую инфраструктуру. Нельзя не сказать про важную меру поддержки – принятие закона об обнулении ставки НДС для организаций, которые предоставляют в аренду или управляют объектами туристической индустрии, в том числе гостиницами и кемпингами. Нулевая ставка налога будет действовать пять лет.
 
– Инвестиционный портфель корпорации, состоящий из 53 проектов, был сформирован еще в прошлом году. Учитывая санкции и прочие ограничительные меры, сколько инвесторов продолжили участвовать в нацпроекте по развитию туризма?
 
– Все проекты, отобранные в прошлом году, продолжают развиваться по плану. Наоборот, мы отмечаем дополнительный интерес инвесторов к совместной работе с корпорацией. Интерес растет не только в части отдельных «точечных» инвестиционных проектов, но и к комплексному развитию территорий со стороны субъектов Российской Федерации. Мы заключили 29 соглашений с регионами и получаем от них конкретные предложения по территориям для будущего развития. Комплексное развитие территорий – это одно из основных направлений деятельности корпорации. Первым шагом комплексного развития туристических территорий является мастер-планирование, в рамках которого мы создаем фундаментальный документ – мастер-план, описывающий детальные, поэтапные шаги по освоению территорий.
 
– Что включает такой мастер-план?
 
– Мастер-план формирует параметры туристской инфраструктуры, концепцию гостеприимства, определяет виды бизнеса для развития, включает экономические расчеты и финансовые модели. Особое внимание в мастер-плане уделяется созданию единого облика туристической территории, разрабатывается градостроительный и дизайн-код. Также в мастер-плане учитывается возможность создания обеспечивающей инфраструктуры для новых туристических территорий – энергетики, водоснабжения, водоотведения, дорожного строительства и др. Итогом мастер-планирования является перечень инвестиционных проектов – лотов, которые мы предлагаем инвесторам и интегрируем с мерами поддержки, которые имеются в портфеле корпорации. В состав инвестиционного лота будет включена вся документация, необходимая для начала бизнеса: бизнес-план, финансовая модель, права на земельные участки и др. Таким образом, купив лот, инвестор может сразу же приступить к проектированию и строительству.



 
– В вашем портфеле уже есть разработанные мастер-планы?
 
– Да, в активе корпорации уже есть несколько мастер-планов, которые мы планируем реализовывать вместе с инвесторами. Это туристская территория Парк «Три вулкана» на Камчатке. К 2030 году здесь будет построено более 1 тыс. новых гостиничных номеров. Количество поездок на Камчатку достигнет 700 тысяч в год. Согласно мастер-плану нового горнолыжного курорта «Лагонаки» в Республике Адыгея, будут построены гостиницы на 3 тыс. номеров для ежегодного размещения порядка 500 тыс. туристов к 2030 г. Новый курорт «Долина Васта» в Сочи, который будет продолжением популярного курорта «Роза Хутор», предложит гостям более 3 тысяч номеров различных категорий. Одно из новых направлений, которое планируется развивать в горном кластере Сочи, – бальнеология. По итогам реализации проектов мастер-плана турпоток на курорт увеличится на 1,5 млн туристов в год. Мы считаем эти и многие другие территории привлекательными и перспективными для туристического развития. В этом году корпорация приступает к разработке мастер-планов «Большой Байкал», включающих территорию Иркутской области и Бурятии. Будем разрабатывать концепции развития Сахалина, Алтая, туристических территорий Тульской и Кемеровской областей. В каждом мастер-плане мы готовы предложить интересные возможности для инвестирования.
 
– Большинство жизненно важных отраслей экономики сегодня столкнулись с непредсказуемыми вызовами, и некоторые эксперты считают, что многомиллиардные вложения в туристическую отрасль – неоправданная роскошь.
 
– Развитие внутреннего туризма влияет напрямую на 50 смежных отраслей, в которых формируются рабочие места, зарплаты, налоги. Реализация проектов первой очереди создаст более 15 тыс. рабочих мест в одной только индустрии гостеприимства, не учитывая сопутствующие отрасли. И, что немаловажно, новые туристические проекты буквально преобразят окружающие населенные пункты благодаря повышению благосостояния местных жителей, обновлению инженерных сетей. Взрывной рост также ожидается среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприниматели возьмут на себя многие сервисные услуги на туристических объектах, и доходы от этой деятельности будут пополнять семейные и региональные бюджеты. В рамках нацпроекта до 2030 года планируется воплотить не менее 600 туристических проектов в самых разных уголках страны. Они станут драйверами социально-экономического преображения. Поэтому инвестиции в развитие туризма принесут только положительный эффект для всей нашей страны.
 
– Кто именно может рассчитывать на господдержку в рамках нацпроекта?
 
– Главный критерий, по которому мы оцениваем возможность партнерства, – это туристический потенциал территории и существующий туристический поток. Наши партнеры получают в распоряжение не только льготные кредиты со ставкой от 3–5%, строительство дорог при необходимости и проведение инженерных коммуникаций. Главное, что компетентные специалисты корпорации подключаются к проекту, и самые сложные бизнес-этапы мы пройдем с инвесторами вместе. Тем более, при новых мерах поддержки от Правительства, обнулении ставки НДС для гостиниц, войти в этот бизнес даже для бизнесменов из других отраслей будет привлекательно. В этом году мы планируем, что в инвест-портфеле окажется еще несколько десятков проектов.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre