Светлана Медведева, «Басманный Двор»: «Креативный кластер должен быть сообществом разных интересных людей, которые будут друг для друга почти как семья»

Менее года назад ресторанный рынок Москвы всколыхнуло открытие креативного проекта, бара «Слёзы Берёзы» от команды «ПтицаСиница family» в уютном дворике Басманного района. Во многом благодаря этому открытию широкая общественность неожиданно обнаружила, что в центре столицы появился новый креативный кластер – «Басманный Двор», на территории которого и расположено заведение. При этом мало кто знает, что этот проект не является случайностью. Для творческой команды «Басманного Двора» он далеко не единственный в девелопменте и даже не первый на ниве креативных кластеров! Ранее команда реализовала «Бертгольд центр» в Петербурге, который сейчас входит в Топ-10 мест города, обязательных для посещения. О развитии «Басманного Двора», его концепции, наполнении и будущем мы поговорили со Светланой Медведевой, Управляющей объектом.
 
Расскажите об общей концепции «Басманного Двора». Какими были изначальные планы?

Напомню, что «Басманный Двор» это территория бывшего автобусно-ремонтного завода. В 90-х годах это был бизнес-центр «На Спартаковской», то есть 100% офисных помещений. В этой концепции с разными владельцами он по сути и дожил до последнего времени. К 2020 году была разработана общая концепция проекта, которой мы придерживаемся и сегодня, это концепция с упором на развитие модного креативного пространства. Уютный двор в центре Москвы, который сейчас является ядром притяжения, как для арендаторов, так и для посетителей, ранее был закрыт по периметру и функционально использовался только в качестве парковки. На самых первых, разработанных нами планах, уже убраны все машины и заборы, и видна концепция пешеходной улицы. Кроме того, огромным плюсом арендопригодных помещений, который мы сразу заметили, стал факт наличия высоких потолков, они здесь 5,4 м. Это, во-первых, больше пространства, больше воздуха, а во-вторых, возможность увеличения площади.

Почему вы решили использовать эти площади именно так? Ведь офисы здесь были востребованы, и можно было бы просто «сидеть» на арендном доходе и ничего не переделывать.

Во-первых, мы понимали, что потенциал этой локации в плане арендных ставок до конца не реализован, и ритейл именно здесь может принести больше дохода. Сама локация подразумевает создание интересного креативного пространства. К моменту нашего прихода доходная часть составляла условно 10 миллионов, и столько же расходная часть. И тому есть объективные причины. Если в начале нулевых офисы класса А были штучным товаром, то сейчас у нас есть целые деловые кластеры (в одном «Москва-Сити» более 1 млн кв. м качественных офисов), обещающие эффект синергии, поэтому за их пределами сложно рассчитывать на высокую ставку аренды. Кроме того, предыдущему собственнику требовалось для управления объектом порядка 80 работников, сейчас штат компании составляет 15 высокопрофессиональных специалистов. За счет повышения эффективности управления, в том числе, доходы компании позволяют обслуживать ипотечный кредит и вкладывать деньги в развитие проекта. То есть, никаких внешних инвестиций в проект не привлекается.
Во-вторых, у нас уже был опыт «Бертгольд центра» в Петербурге, который также был приобретен совсем недавно, а сейчас официально входит в рейтинг 10 мест, обязательных для посещения гостей и жителей города. Недавно петербургский проект посещали представители московской мэрии, очень впечатлились увиденным и еще больше были удивлены, когда мы сказали, что похожий проект от того же собственника есть в Москве. Но в «Бертгольд центре» площадь около 7 тыс. м, а здесь уже порядка 15 тыс. кв. м. Меньший масштаб не позволяет реализовать там такие идеи, как здесь.

С какими неожиданностями вы столкнулись после приобретения этого проекта?

Это касается эксплуатации объекта, не так давно, когда мы меняли старое изношенное асфальтовое покрытие дворовой части проекта, в период проведения работ, пошли провалы пешеходной зоны. Была привлечена специализированная техника. Когда мы это все «вскрыли», то обнаружили локальные пустоты в земле глубиной до пяти метров. Выяснилось, что на этом месте стоял когда-то один из корпусов, возможно мастерская бывшего ремонтного завода АРЗ-6, и когда его сносили (лет 20 назад), то ликвидировали только наземную часть здания, а фундамент и то что было разрушено (куски кирпичных стен с декоративной плиткой, огромных диаметров металлические трубы, газовые баллоны и даже масляные лотки) оставили в земле, и весь этот строительный мусор закатали асфальтом. С одной стороны, было очень интересно такое найти, настоящие раскопки, ощутили связь с прошлым веком, а с другой, потребовалось проведение довольно сложных работ, чтобы привести достаточно большой объем земельного участка в нормальное состояние, время и деньги, увеличение бюджета, на что мы не рассчитывали, планируя работы в 2021 году.

А что осталось пока не реализованным из тех первоначальных планов?

Несмотря на то, что проект уже выглядит законченным, планов на самом деле еще много.

Из более глобальных планов – возведение светопроницаемого атриума, перекрывающего эксплуатируемые кровли двух соседних строений и часть внутреннего пространства кластера, а также строительство многоуровнего паркинга площадью 7 994 кв. м. Сейчас рабочая документация находится на согласовании в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. Техническая реализация как атриума, так и парковки не сложная, но процесс согласований занимает очень много времени. Мы надеемся, что согласовать все наши планы удастся в течение ближайшего года. При очень большой удаче все можно реализовать в течение трех лет, но это зависит не от нас.


Фото: «Басманный Двор»

Что уже реализовано?

В основной части реализовано почти всё. Красивое освещение внутренней территории, фонтан и деревянные многоуровневые настилы, где можно сидеть с ноутбуком или стаканчиком кофе и книжкой. Фасады с витринами окрашены в приятные пастельные тона. Вообще, «Басманный Двор» очень атмосферное место, здесь уютно, каждый новый гость посетитель нашего пространства отмечает это в первую очередь, делясь эмоциями от увиденного. Но самое главное наше достижение – это теннант-микс. Каждый резидент нашего пространства – это яркий и интересный по-своему проект, который является в некоторой степени «якорем», так как создает что-то уникальное. Плюс, у нас потрясающая функциональная наполненность – помимо торговых площадей и ресторанов, на территории «Басманного Двора» функционирует коливинг, коворкинг, детская студия для детей от 4 до 6 лет, теннисные корты, студия горячей растяжки, современная академия исполнительных искусств… Можно сказать, что нам удалось реализовать концепцию «Город в городе», хотя именно к позиционированию себя именно с этой формулировкой никогда не стремились.

Расскажите подробнее об арендаторах проекта. Много ли их осталось от предыдущих владельцев?

Мы предпочитаем называть их резидентами, да им и самим это нравится, так как слово «арендатор» подразумевает что-то исключительно денежное и временное, а в нашем понимании «креативный кластер» должен быть сообществом разных интересных людей, которые будут друг для друга почти как семья. Резидентов у нас чуть более 40, все друг друга знают, общаются, поэтому создается такое комьюнити. Вечер пятницы в летнее время – это особенное время, резиденты собираются во дворе, приходят гости, выносят диджейский пульт, напитки, играют в пинг-понг и просто общаются. Общая заполняемость «Басманного Двора» составляет 95%.


Фото: «Басманный Двор»
 
По тому, что я наблюдаю, торговая составляющая и общепит у вас занимает очень много помещений, а ведь эти сектора уже испытывали проблемы в период пандемии и скорее всего трудности еще не закончились…

Сейчас в крупных торговых центрах я наблюдаю вакансию до 35-40%, и в этом плане классические ТРЦ мне жаль. Нам повезло больше, потому что мы, в первую очередь, креативное пространство, а уже во вторую – торговый объект. То есть, у нас нет того пула арендаторов, на который ориентировались обычные ТЦ.

В период пандемии ни один арендатор у нас не съехал и не разорился, наоборот, открывались новые проекты. Понимая, в какой ситуации находятся те же предприятия общепита, мы предоставляли льготные условия. У меня, как у управляющего, конечно свои задачи, поэтому мы с генеральным директором здесь выступали, как плохой и хороший полицейский – я старалась все-таки как-то сохранить арендный поток, собственник же акцептовывал резидентам льготы, зачастую в ущерб себе. Зато все арендаторы в тот период были сохранены и в настоящее время в проекте.

Давние партнеры продолжают арендовать, новые приходят, и приходят сами. Так, например, было и с арендатором «Слёзы Берёзы». У нас была площадка, мы ее постепенно готовили, но не было задачи срочно сдать, срочно найти туда арендатора. Для начала мы убрали все лишние офисные перегородки. Со стороны внутреннего двора планировали организовать три входные группы для трех блоков с остеклением «в пол». Примечательно, что когда возникла данная идея и мы начали штудировать исполнительную документацию, то обнаружили, что именно так и было изначально задумано архитектором здания, то есть, нам казалось, что мы меняем здание под современные требования, а по сути получилось, что мы просто вернулись к первоначальному проекту.

Но помещение после демонтажа перегородок оказалось очень привлекательным, от размещения офисов мы отказались, возникла идея о том, что нам нужен, просто необходим знаковый арендатор, который бы стал точкой притяжения сам по себе. «Слёзы Берёзы» привели к нам брокеры. Когда ребята (Слёзы Берёзы) пришли на площадку, увидели огромные окна, высокие потолки, наше новое остекление, количество естественного света, старую часовню напротив, они даже не стали ничего обсуждать. Мы согласовали аренду буквально в тот же день, договор сроком на 5 лет был подписан на следующий.

А неудачные примеры были?

Конечно! Не может быть всегда всё гладко. Нескольких арендаторов мы потеряли по ряду разных, не зависящих от нас, причин.

О посиделках резидентов вы уже упоминали, а есть у вас какие-то централизованные развлекательные мероприятия?

Да, событийную часть мы считаем одной из основополагающих для нашего проекта. На территории «Басманного Двора» проводятся фестивали, выставки, различные маркеты, научные конференции. Некоторые из них собирают до 10 тыс. посетителей, таких крупных у нас бывает за год 2-3 мероприятия. Например, в прошлом году проходил фестиваль «Форма», прошла выставка ретро-автомобилей. Но мы бы хотели, и мы стремимся к этому, больше мероприятий разной концептуальной направленности, наша концепция заточена на событийную часть, на комьюнити. В настоящий момент у нас активно развивается событийная площадка площадью около 1,2 тыс. кв. м. в одном из строений, и количество мероприятий должно ощутимо вырасти в ближайшее время.

Вы упомянули трафик крупных фестивалей. А есть ли цифры по посещаемости в обычные дни?

Мы только недавно установили систему мониторинга, и первые результаты меня приятно удивили. В обычный день трафик посетителей составляет около 4 тыс. человек, что является очень хорошим показателем для нашей локации. В «Басманный Двор» люди приходят адресно, то есть конверсия от посещений у нас высокая.

Можете озвучить инвестиции в проект? Сколько уже вложено, сколько планируется вложить?

Могли бы, но мы не ведем таких подсчетов. Это не настолько крупный и зависимый проект, чтобы нужно было рассказывать в министерствах «мы столько-то инвестируем, создадим столько-то рабочих мест». Проект растет и развивается за счет получаемой прибыли без каких-то льготных условий и привязки к конкретным срокам, наша история про эффективность бизнеса.

На самом деле, мы готовы были поучаствовать и в городских программах, предлагали за свои средства провести реставрацию часовни, которая находится напротив входа в «Басманный Двор», но выяснилось, что город уже нашел подрядчика на эти работы. Ну, посмотрим, пока ничего там не происходит…

А не было желания присоединиться к мейнстриму и сделать фудхолл?

Мысли такие действительно были. И мы плотно общаемся с Eat Market, с которыми у нас есть реализованный совместный проект. В частности, мы вели переговоры с ними об использовании под это нашей событийной площадки. Кстати, также на эту площадку претендовал наш якорный арендатор – коворкинг «Смарт ярд», но в итоге было принято решение оставить этот блок в собственном управлении, чтобы иметь возможность сделать его настоящим ядром проекта, а не какой-то моно-историей.

Возможно, количество ресторанов увеличится, и мы перерастем во что-то подобное со временем. Однако мы не считаем, что открытие фудхолла усилит наши позиции на рынке недвижимости – рядом уже есть гастро-пространство. В целом, мы готовы подстраиваться под аудиторию, те течения, которые есть на рынке, так что всё возможно, не отрицаю. Как я уже упоминала, вакансия у нас составляет всего 5%, и это хорошая вакансия, которая позволяет нам пробовать новые идеи, привлекать интересных необычных арендаторов и быть более гибкими. Москва переживет все кризисы, и появятся новые идеи. Сейчас у нас есть коворкинг, коливинг, детская и спортивная составляющие, ивент-площадка, интересные ресторанные концепции и благоустроенный пешеходный двор. Но я абсолютно уверена, что будут появляться и другие – новые – идеи. А мы будем за этим следить и меняться в соответствии с трендами и запросами рынка.


Фото: «Басманный Двор»

А что бы вы добавили в части арендаторов?

Мы бы добавили арендаторов с общественными культурными функциями, творческие мастерские, крафтовые лаборатории, вот этого чуть-чуть нам не хватает. Такие концепции однозначно усилят уникальность объекта. Тем более, что даже исторически наша территория включает с одной стороны часть Немецкой слободы, а с другой Девкин переулок, где было большое количество ткацких мастерских. А в остальном мы полностью довольны составом резидентов!

 
Проект «Басманный Двор» развивается с 2019 года. Общая арендопригодная площадь составляет порядка 15 тыс. кв. м. Якорные арендаторы: коливинг на 4 номера 2х местных, 34 одноместных, коворкинг «Смарт ярд» на 675 рабочих мест, детская студия, теннисные корты, магазин диджейского оборудования All for DJ, бары «Слёзы Берёзы» и Axiom Pub.
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre