«Настал конец эры типовой застройки, и люди больше не готовы покупать безликое»

Андрей Ананьев, эксперт-консультант по проектам монументального искусства в девелопменте, основатель частной авторской мастерской INSPIRATION HUB, художник-монументалист, представитель творческой династии, участник международных и отечественных проектов, о том, почему современным девелоперам необходимо возвращаться к ценностям монументального искусства.

- Андрей, давайте начнем с того, что это за направление такое – монументальное искусство, как бы вы его емко охарактеризовали? И какими вы видите его основные задачи?

- Если мы обратимся к этимологии термина «монументальное», то увидим, что это нечто «большое», «значительное», «величественное» и «вечное». Данный раздел искусства отличается особой смысловой нагрузкой, а также важностью и значительностью идейного содержания. Важный момент – оно создается в органичной взаимосвязи с предметно-пространственной (в первую очередь, архитектурной) средой. То есть такое искусство вместе с архитектурой участвует в организации постоянной среды, создаваемой людьми для жизни, оно вписывается в ее ткань. Таким образом, произведение монументального искусства всегда соотносится с общим ансамблем, и в то же время оно самодостаточно, поскольку его всегда можно выделить из окружения.

Добавлю, что произведения монументального искусства предназначены не для выставок и квартир - их воздвигают на площадях, улицах, в парках, а также в общественных зонах крупных деловых кластеров. Уместны они и на территориях жилых кварталов. Если исключить премиальный сегмент, можно выделить лишь несколько российских девелоперов, уловивших тренд на монументальное, успешно интегрирующих искусство в проекты и использующих его, как маркетинговый инструмент для привлечения покупателей и создания дополнительной стоимости.

Если говорить о задачах данного направления, то они столь же глобальны, как и само монументальное искусство, и имеют прежде всего социальный характер (хотя и эстетика тоже важна). Что имеется в виду? Сейчас государство ставит целью сохранение и укрепление традиционных ценностей, и именно произведения монументального искусства, в силу своей специфики, в наибольшей степени способствуют ее достижению.

- Поясните свою мысль. Каким образом это происходит?

- Идеология может транслироваться разными способами, и одна из эффективных форм такой трансляции – монументальная скульптура. Ее богатые возможности связаны с визуализацией используемых государством образов. А образ, как давно доказано, более действенен, чем логическая аргументация - это объясняется численно преобладающим наглядно-образным типом мышления. Монументальная скульптура в этом отношении идеальна – она и наглядна, и образна.

- То есть, к примеру, можно поставить памятник семье – папа, мама, несколько детишек – и граждане сразу осознают ее ценность?

- Может, и не сразу, но если они будут видеть объекты монументального искусства, в которые заложена та же идея, в разных местах и регулярно, то информация отложится в подсознании. В конце концов, это прекрасно сработало в советское время (до печально известного Указа Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами), когда монументальное искусство буквально было вплетено в ткань идеологии, и государством на него выделялись значительные средства. Значит, сработает и сейчас.

- Особенно с учетом того, что, говоря о монументальном искусстве, можно выделить несколько его направлений. Помимо памятников ведь есть еще монументы, делающие акцент на значимых для страны исторических событиях? А воспитание патриотов у нас тоже в тренде.

- Конечно! Каждое произведение мастера – будь то памятник, стела, монумент, обелиск – решает свои задачи и делает это с высокой степенью эффективности. И это мы еще не затрагиваем монументальное изобразительное искусство – здесь тоже масса направлений.

- Прежде чем мы перейдем к теме интеграции монументального в проекты современного девелопмента, давайте ненадолго заглянем в прошлое. Как получилось, что ранее самое распространенное направление сегодня практически утрачено, и его необходимо возрождать заново?

- Это очень хороший вопрос – без истории нам действительно на него не ответить. Я не буду сейчас обращаться к первоистокам появления монументального искусства – это тема для отдельной беседы – и сконцентрируюсь только на нескольких советских периодах. Первый – это время расцвета такого искусства, а второй – его заката.

Начну с того, что в 30-е годы прошлого века монументальное искусство очень высоко ценилось в СССР, поскольку пространство города играло ключевую роль для трансляции идей власти, а также транслировало моральный дух общества и материальное благополучие страны за ее пределы. Такое искусство способствует развитию не только художественного вкуса, но и воспитанию нравственности и патриотических чувств. Оно эмоционально обогащает, такие произведения, увидев раз, уже не забудешь – настолько они впечатляют. Добавлю, что советскому монументальному искусству к тому же были присущи гуманизм и продуманная художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить абсолютно везде: около школ и садиков, на территориях и фасадах заводов, в парках, спортивных сооружениях. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

- Насколько дорого было все это возводить?

- Это было не только дорого, но и трудозатратно. Избирался большой художественный совет, и на открытых просмотрах в спорах и дискуссиях рождались шедевры. При этом эскизы, макеты, варианты исполнения часто отклоняли по многу раз, отправляя на доработку. Могли передать заказ другому автору. Если проект был сложным и стоил больше десяти тысяч, автора отправляли в Москву для утверждения экспертным советом Союза художников РСФСР.

К вопросу денег - на монументальные проекты выделяли 1-4% от сметной стоимости строительства объекта, поэтому архитекторы включали в проект художественное оформление и часто предлагали конкретного художника-монументалиста в качестве исполнителя.

- В какой же момент что-то пошло не так?

- Никита Хрущев, который в принципе не сильно жаловал советских архитекторов, в 1955 году издал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», который одномоментно завершил эпоху советского монументального классицизма (или, как его еще называли, «сталинского ампира»). Уже начатые стройки были заморожены или закрыты (например, на фундаменте недостроенной высотки была построена индустриальная гостиница «Россия»). Стали появляться и так называемые срочно доработанные архитектурные проекты. Здания уже строились, однако с них в приказном порядке убиралось максимальное количество архитектурного декора (если это технически было возможно). Бывало, что из-за таких пересмотров строительство вообще останавливалось и возобновлялось только через годы. Например, в Минске Дворец культуры тракторного завода и Дворец культуры камвольного комбината строились до принятия постановления, а затем строительство заморозили до 1960 года. Начатый в 1952 году главный корпус Челябинского политехнического института был завершен в 1956 году в усеченном виде - без верхних этажей и малофункциональной башни со шпилем. Их надстроили лишь в 2003 году.

Порой борьба с излишествами вообще доходила до вопиющих случаев. Так, в 1949 году за проект «Дома работников МГБ» его архитектор Евгений Рыбицкий был награжден Сталинской премией третьей степени, но уже в 1952 году из-за выразительного декора и высокой стоимости дом начал подвергаться критике. В 1955-м Рыбицкий был лишен премии «за излишества в проектировании».

- Еще вроде бы была похожая история с гостиницей «Ленинградская»?

- Верно. Хрущев, принимая высотку, не оценил пышности внутреннего убранства и решил повсеместно убрать изыски, а заодно лишить сталинской премии архитекторов Леонида Полякова и Александра Борецкого, которые ее создавали. Согласно их замыслам, внешний облик здания должен был напоминать  классические образцы московской архитектуры XVIII века. В отделке фасадов решено было использовать белую керамическую плитку и красную глазурованную керамику, ребра и эмблему восьмигранного шпиля покрыли позолотой.

Но гораздо большее впечатление на гостей производили интерьеры «Ленинградской»: это был настоящий дворец с бронзовыми решетками на входе, расписными, лепными и резными потолками, бронзовыми львами и т.д. К слову, 2 люстры даже были занесены в книгу рекордов Гиннеса. Добавлю, что Полякова дополнительно освободили от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект». Квартиру тоже отобрали. Ну а чего мелочиться.

- Так что же пришло на смену «московскому барокко» и монументализму после вмешательства некомпетентного Хрущева?

- Скажу емко – пришел голый функционализм. Простота, строгость и экономичность – вот новые принципы. Этим вопиющим постановлением советская архитектура была отброшена на несколько десятилетий назад и выпала из общемировых тенденций на многие годы. А в русский язык вошло устойчивое выражение «архитектурные излишества», применяющееся обычно в переносном смысле.

- Ну хорошо, с Хрущевым все понятно, а что же сегодня? Ведь никто больше не запрещает уходить от типовых проектов к чему-то более масштабному и величественному. Нет мастеров или желания?

- А причин много. С одной стороны, художники «стерлись» за 70 лет из массового строительства, и об их существовании новые девелоперы просто не в курсе. С другой, все предельно упростилось, и на смену большому и дорогому арту, спущенному сверху, пришла индивидуальная инициатива — граффити, рожденная на западе в бедных безликих кварталах. Но, согласитесь, никакое граффити не может по силе воздействия заменить произведение монументального искусства. Хотя бы потому, что художники-монументалисты постигают профессию дольше по времени чем, например, архитекторы или хирурги и их насмотренность и умение работать с архитектурной средой и настроениями людей нельзя недооценивать.

- Даже не буду спорить – это безусловно.

- Помните недавнюю скандальную историю с арт-объектом «капля» в станице Северской Краснодарского края? Объект установили в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории сквера «Островок» в парке имени Пушкина, не имея стандартов развития территорий и опыта работы с профессиональными художниками-монументалистами. Несмотря на потраченные средства (по данным сайта госзакупок, 2,3 млн рублей), объект не пришелся по вкусу местным жителям и стал причиной конфликта и разбирательств. Вероятнее всего, средства, отведенные по контракту, просто утекли в неизвестном направлении, «каплю» заказали без согласования концепции и мастер-модели с архитекторами, а проект выбрал абсолютный дилетант в монументальном искусстве по картинке из интернета. При этом горе-скульптор не смог даже установить арт-объект в соответствии с копируемым из сети оригиналом. В советские времена такое бы не произошло – была очень строгая система контроля, как я уже отмечал. Поэтому и имеем мы сегодня дело не с монументальными произведениями, а с кустарщиной.

- Ну хорошо, бог с ними, с госконтрактами, хотя это и грустная история. Но ведь сегодня реализуется много частных проектов. Давайте сейчас поговорим о жилье. Благоустройство территории – один из трендов и конкурентных способов борьбы за кошелек покупателей. Что мешает девелоперам уходить от скучных и депрессивных архитектурных форм и возвращаться к тому же монументализму? Или платить за это придется клиентам?    

- Вопрос денег здесь не первостепенен, это надуманная причина. В конце концов, в оформление каких-нибудь лобби с позолотой вкладывают иной раз больше, чем стоит установка нескольких качественных скульптур. Я бы сказал, что основная причина – отсутствие понимания того, насколько искусство в рамках жилого проекта важно. Комфорт и уровень ментального и физического здоровья резидентов определяется не только наличием подземных парковок, качественных детских площадок, хорошо выполненным озеленением, но и тем, какие, выражаясь официальным языком, малые архитектурные формы они видят каждый день на территории.

- Это ведь еще и вопрос психологического благополучия? Читала про исследования с использованием МРТ, которые доказали, что созерцание архитектурных шедевров оказывает на мозг воздействие, сходное с медитацией.

- Конечно! С точки зрения науки, идеальная архитектура вселяет в человека чувство безопасности, располагает к размышлениям, побуждает к общению, не провоцирует скуку и снижает уровень агрессии. Ученые даже присвоили таким объектам термин «созерцательная архитектура».

В то же время скучная и штампованная архитектура наносит человеку эмоциональный вред. Даже небольшие периоды скуки провоцируют физическое напряжение и повышают уровень кортизола — гормона стресса. Теперь, опираясь на данные этих результатов, представьте себе совокупный эффект жизни или работы в одних и тех же угнетающе скучных условиях изо дня в день!

- Получается, чем хорошо именно монументальное искусство? Тем, наверное, что оно располагает к размышлениям, ведь в этих произведениях всегда заложена какая-то идея? Но тогда почему с этой же задачей не может справиться современное искусство – модное сегодня?

- Прежде всего тем, что оно модное только в очень узких кругах – подавляющему большинству оно непонятно. Такие произведения уместны в высокобюджетных проектах, где квартиры покупают люди, которым загадочное произведение известного современного художника придется по вкусу. Не потому, что они разгадают его тонкий замысел, а потому, что, как вы правильно отметили, это модно и является признаком элитарности. В проектах же массовых, каковых у нас большинство, жителям нужны более понятные и простые вещи. Добавлю, что современное искусство к тому же, в отличие от монументального, не всегда интегрируется в архитектурную среду и без привлечения опытных монументалистов, смотрится, мягко говоря, странно.

Но вместе с тем и типовые архитектурные произведения, которые вошли в нашу жизнь упорными стараниями Хрущева, тоже не нужны на территориях жилых комплексов: резидентам они просто приелись, это скучно. Настал конец эры типовой застройки, и люди больше не готовы покупать безликое.

- Прекрасно сказано. Таким образом, мы снова возвращаемся к вашему первоначальному утверждению, что монументальное искусство – это тот идеал, к которому нам нужно стремиться. Но как это сделать? Как если не вернуть ту «прекрасную эпоху», то хотя бы взять из нее все лучшее?

- Мы, слава богу, живем в мире, где еще сохранилось монументальное наследие, с которым соседствуют новые течения. Художники поколения миллениалов и Z не могут не видеть остатки советского прошлого и работать вне его контекста. Значит, нужно разъяснять, сподвигать, вдохновлять осваивать опыт поколений и продолжать интегрировать монументальное, создавая новые городские перспективы, умело сочетая наследие прошлого с трендами и технологиями настоящего.  

Можно, конечно, постараться найти профессионала «старой школы» и вступить с ним во взаимодействие, но не скажу, что это просто. К сожалению, после указа об архитектурных излишествах пострадала не только сама архитектура, но и пропала связь между архитекторами и монументалистами. Не смотря на это, качество подготовки монументалистов в нашей стране остается на высочайшем уровне, хотя, большинство художников больше востребованы на зарубежных проектах и на объектах храмовой архитектуры. Поэтому сегодня полно непрофессионалов и девелоперы с трудом ориентируются в критериях выбора специалиста. Девелоперам могу посоветовать детально изучать  портфолио потенциальных скульпторов и художников, в нем обязательно должны быть указаны в том числе объекты культурного наследия – это говорит об уровне и опыте монументалиста. Ну и, конечно, важно смотреть в одном направлении, иначе будет трудно сработаться и в точности воплотить то, что задумано.

- В принципе мы уже затрагивали материальную составляющую, но давайте к ней вернемся, чтобы расставить точки на i. Какую долю бюджета проекта нужно закладывать на монументальную начинку?

- 1-3%, скажем так. Это оправданно, потому что, создавая индивидуальный образ и повышая качество среды за счет продуманных художественных элементов (это может быть что угодно - скульптура, мозаика, витражи, панно, росписи и т.д.), девелопер повышает капитализацию своего проекта, сокращает срок продажи и выполняет социальную миссию.

- У вас сейчас есть возможность емко донести до игроков рынка свою мысль о преимуществах монументализма в рамках жилой застройки, хотя, конечно, мы говорили об этом на протяжении всего интервью. Давайте просто подведем итоги, в лучших традициях кольцевой композиции. 

- Не буду утверждать, что монументальное искусство – это просто, и внедрить его в проекты не составит никакого труда. Нет. Это вещь сложная и неоднозначная. У людей оно вызывает разные чувства. У кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет такой шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? А иной зритель просто остановится полюбоваться предметами искусства – неважно, сколько им лет. Так или иначе, объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека, потому что у всех мастеров, есть настоящий талант, авторский почерк и бескрайняя любовь к своему делу.

- Андрей, благодарю за интересную и продуктивную беседу и экскурс в историю монументализма! С наступающим Новым годом, успехов в творчестве!

- Спасибо! Надеюсь, следующий год принесет больше интересных проектов монументального искусства в девелопмент. До новых встреч.
 
   
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre