Ирина Хорошилова: «Будет ли деградация офисного рынка? Нет, не будет!»
Ирина Хорошилова, старший директор, руководитель департамента офисной недвижимости и направления интегрированных решений для клиентов CORE.XP, о радужных перспективах офисного рынка, динамике спроса и предложения, ставках, вакантности и смене предпочтений.
- Ирина, давайте начнем с трендов – что сегодня отмечают эксперты?
- Сразу с самого позитивного! Один из самых ярких трендов сейчас – это то, что по итогам первого полугодия спрос на офисы более чем в полтора раза превышает показатели за аналогичный период прошлого года. В абсолютных цифрах это свыше 900 тыс. кв. м. Также результат первой половины года интересен с точки зрения сделок купли-продажи. О том, что намечается такой тренд, мы говорили еще год назад, а сейчас видим, что он реализуется. Объем таких сделок увеличился примерно на 80%. Другое дело, что не все эти сделки влияют на вакантность, например, покупка VK башни Skylight никак на показатель не влияет, потому что компания и так занимала эти помещения, просто теперь стала собственником.
Большая доля сделок купли-продажи приходится на класс А и рекордная – на офисы, расположенные от ТТК до МКАД - такой децентрализации спроса на рынке никогда не было. Крупнейшими стали вышеупомянутая сделка по покупке части БЦ Skylight и корпуса в Ostankino Business Park. Всего же на офисы за ТТК пришлось более 70% всех сделок.
- То есть спрос действительно существенно увеличился? Или это отложенный или ситуативный спрос?
- Если в том году у нас сформулированных клиентами запросов было на 1 млрд рублей, то по итогам этого полугодия воронка продаж – порядка 1,5 миллиардов. Однако конверсия снижается, и будет интересно уже в конце года посмотреть и оценить это снижение в цифрах. Все дело в сложности принятия решения и некотором перегреве рынка: благодаря уходу иностранных арендаторов на него вышло много качественных помещений в хороших локациях. У арендаторов складывается впечатление, что выбор качественного предложения – достаточный, и во многих случаях они просто не торопятся забирать то, что есть, ожидая идеального под их задачи эксклюзивного предложения, которого два года назад просто не было. Традиционно спрос формируют в том числе компании, у которых нет срочной или вынужденной потребности в новом офисе, однако они активно мониторят рынок на предмет привлекательной сделки. Такой тренд в целом характерен для кризисного и посткризисного периодов, мы называем такие запросы оппортунистическими. У нас сейчас в работе около 10 крупных клиентов с ожиданиями около 20% дисконта от рынка. Конверсия таких запросов крайне низкая, и успех может быть обусловлен в нахождении очень точечного уникального предложения и, как правило, через длительный процесс поиска.
- Как текущая внешнеполитическая ситуация повлияла или повлияет на рынок?
- 20 лет назад консультанты вместе с девелоперами создавали рынок качественной офисной недвижимости. Что у нас было? «Малиновые пиджаки» с одной стороны, «малиновые пиджаки» - с другой, и вот эти «братки» друг с другом договаривались. Это сложно назвать профессиональным рынком. Международные компании привнесли новые стандарты, свое понимание офисных пространств и порядок заключения сделок. Рынок развивался под влиянием международных игроков, девелоперов, инвесторов, арендаторов, консультантов и т.д. В результате появились качественные бизнес-центры, развивался рынок профессиональных консалтинговых услуг, сформировались понятные «правила игры». За эти 20 лет мы прошли огромный путь, и сейчас, с уходом иностранных компаний, у многих были опасения, что рынок «откатится» назад – снизятся требования арендаторов, а вслед за ними - и планка у девелоперов.
Мы сделали исследование по запросам российских компаний и отметили, что на самом деле у них очень серьезные - в хорошем смысле - требования к офисам. Здесь и требования по качеству строительства, функциональности помещения, инсоляции, энергоэффективности.
Будет ли деградация рынка? Не будет. Нас, конечно, беспокоит возможное снижение потребностей и требований по качеству услуг. Мы наблюдаем рост доли прямых сделок, когда стороны договариваются без участия консультанта. Но мы твердо уверены, что для поддержания качественного рынка важно продолжать развивать стандарты и качество сервиса для всех игроков рынка недвижимости. На этом мы и фокусируемся.
- Что с компаниями с госучастием? Велика ли их доля и влияние на рынок?
- Если смотреть по запросам и «по верхам», то кажется, что такие компании превалируют – примерно 60-70% от всех запросов, но если говорить о заключенных сделках, то в первом полугодии их доля составила около 20%.
- А у них требования к продукту отличаются?
- Требования к качеству продукта у них не ниже. Мы наблюдаем, что эти компании сегодня возглавляют в основном молодые, амбициозные и понимающие рынок менеджеры. За примерами далеко ходить не надо: мы с вами сейчас в «Москва-Сити», и здесь много таких компаний, не говоря даже о напрямую правительственных структурах. Федеральные министерства и ведомства, а также департаменты Правительства Москвы разметили свои офисы именно здесь. Так принято считать. Если платит государство, то о деньгах можно не думать…
«Динозавры», конечно, есть, но их уже мало, и доля постоянно снижается. Эффективность играет решающую роль и тут. Наличие государственного участия не отменяет того, что сотрудники компании должны быть креативными и продуктивными, а для этого требуется создание соответствующей среды, нужны соответствующее качество офисного пространства, инфраструктура и все сопутствующие.
- А что со спросом на офисы за МКАД? Есть ли там жизнь?
- Там есть очень хорошее предложение, которое будет востребовано. Но мешает то, что сейчас на рынок вышло много готового продукта в востребованных локациях в пределах МКАД. В прошлом году вакантность была на уровне 11-12%, и порядка 300 тыс. кв. м освободили международные компании. А это офисы с хорошей отделкой, мебелью и в премиальных локациях, которые при этом можно было занять на хороших условиях. Традиционно арендатор считает, что офис за МКАД – это бюджетное решение, и переезд за туда в большинстве случаев рассматривался как возможность оптимизировать затраты на офис. Ожидания по экономии по сравнению с центральным размещением составляли примерно 30% - 50%. Примечательно, что после пандемии, в результате переоценки смысловой функции офиса, интерес к качественному децентрализованному офису возрос.
Но опять-таки, можно сказать, что внезапно вышедшее на рынок предложение «избаловало» компании. Зачем арендовать за МКАДом и/или «в бетоне», если можно снять офис с отделкой в центре Москвы?
- Если говорить об инвестиционном спросе, то что интересует сегодняшнего инвестора?
- Есть спрос со стороны небольших инвесторов на особняки, которые можно впоследствии приспособить под апартаменты, офисы, коворкинги. Это суммарно всего порядка 100 тыс. кв. м, но тренд такой можно отметить.
По предварительным итогам 1 пол. 2023 офисы по-прежнему остаются одним из самых популярных сегментов коммерческой недвижимости у инвесторов (с долей в 22% (или 57 млрд руб.) от объема инвестиций в коммерческую недвижимость за I пол. 2023). Инвесторов интересуют «трофейные» премиальные офисы или объекты со стабильным денежным потоком от сдачи помещений в аренду.
- А есть реально такие проекты на офисном рынке?
- Очень точечно. Можно по пальцам пересчитать.
- Если смотреть еще дальше за МКАД, есть ли там офисный рынок?
- Есть, но, конечно, в других масштабах. Развиваются в регионах сети коворкингов и, как отдельная ниша, сетевые колл-центры, инвестируют в развитие дата центров. Главная проблема регионов в том, что там практически нет нового строительства качественных БЦ. Все движение ограничивается, как правило, перезаключением существующих договоров, так как при всем желании компании-арендатору переезжать просто некуда. В обозримом будущем мы не ожидаем серьезных изменений на региональном рынке.
- Давайте вернемся в Москву. У нас есть общепринятые деловые кластеры, как различается по ним ситуация?
- Меньше всего движения сейчас в «Москва-Сити», потому что здесь почти нет вакантных площадей. В Ленинградском деловом р-не – большой объем качественного предложения, высокий спрос со стороны арендаторов в том числе со стороны тех, для кого важно быть вблизи к «Москва-Сити».
- Не думаете ли вы, что сейчас Белорусский кластер расширяется в сторону «Савеловской» с одной стороны и «Улицы 1905 года» - с другой?
- Район Белой площади исторически относится к премиальному сегменту, который изначально был ограничен бульварным кольцом, а потом, вследствие появления таких бизнес-центров как «Белая Площадь» и «Белые Сады», был расширен вдоль коридора по Тверской улице и включил эти 2 бизнес-комплекса.
AFI2B также является знаковым проектом премиального сегмента Белорусского Кластера. Новый проект Slava, принимая во внимание планы по реализации пешеходного моста, который соединит проект с «Белой площадью», также пополнит ряды качественных объектов Белорусского кластера. Качество строительства, эффективность проекта также дают большой потенциал для этого. Правильно спроектированный этаж позволяет арендатору эффективнее использовать пространство, что позволяет оптимизировать затраты на офис на 20-30% по сравнению с менее эффективным пространством.
Премиальный офисный квартал Stone Towers территориально ближе расположен к Савеловско-Менделеевскому кластеру. Однако пользователь, который для себя рассматривает р-н Белорусской, однозначно смотрит более широко, и Stone Towers попадает в периметр анализа.
Мы сейчас работаем над анализом новых кластеров и планируем представить рынку уже в августе интересные данные.
На сегодняшний день понятие «кластеризация» больше применимо к проектам по комплексному развитию территорий бывших промзон в Москве. В развитии данных планов активное участие принимают девелоперы жилья. Согласно политике города, в рамках проекта, помимо жилья, необходимо также создать общественно-деловые пространства (для каждой территории объем свой), в частности, офисы.
В соответствии с этим можно выделить следующие кластеры с потенциалом нового строительства: Савеловский, Можайка-Мичуринский проспект. Отметим, что на Юго-Западе Москвы всегда наблюдался антирекорд по объемам нового ввода офисов. Большой Сити, кластер в районе улицы Народного Ополчения – Ходынского поля, кластер Нагатинского затона и территории ЗИЛ и т.д.
Помимо проводимой политики, на новое строительство также влияют и фундаментальные факторы, такие как развитость деловой инфраструктуры и места жительства топ-менеджмента, поэтому западная часть города имеет больше перспектив для нового строительства офисов.
То есть в Москве уже есть достаточно большое количество новых кластеров, которые развиваются и имеют большой потенциал.
- У вас было исследование по строительству жилыми девелоперами офисов. Кого вы считаете «жилыми»?
- Жилыми девелоперами мы логично называем тех, которые стратегически инвестируют и развивают жилой сегмент. Основная причина существования и развития офисных проектов – получение льгот. При реализации проектов развития территорий строительство там крупных объектов мест приложения труда (коммерческой недвижимости) – способ получить льготы и снизить издержки на жилые проекты (то есть меньше потерять, чем что-то заработать).
- Какого объема новых офисов вы ожидаете от «жилых» девелоперов? Какое влияние они могут оказать на рынок?
- С точки зрения прямого влияния на основные индикаторы, мы не ожидаем серьезных изменений. Качественные проекты в масштабах рынка небольшие – по 40-50 тыс. кв. м в среднем, а у децентрализованных проектов немного другая целевая аудитория.
- Напоследок, чего вы ожидаете от ставок и вакантности к концу года?
- По нашим оценкам, сейчас вакантность составляет 9-10%, и при текущем уровне спроса есть все предпосылки к возможному снижению. Одна крупная сделка может заметно скорректировать показатели.
- А выход иностранных компаний еще будет влиять на рынок?
- Пик здесь уже пройден, и оставшиеся площади не так велики, чтобы оказать влияние на вакантность.
- Ставки?
- Теоретически, предпосылки к росту ставок есть – это и низкий ввод, и активный растущий спрос, и плавное снижение вакантности. Коррекция цены может произойти, но скорее всего, не раньше середины следующего года. Изменения рынка в отдельных случаях могут проявляться за счет снижения дисконта. При этом мы также, скорее всего, по некоторым проектам будем видеть уникальные сделки на привлекательных для арендаторов условиях, что необходимо, чтобы привлечь спрос в новые, строящиеся проекты.
- А в гибких офисах как с вакантностью? Почему все ключевые операторы говорят о практически полной загрузке, а в отчетах консультантов -вакантность 27-30%?
- Там рынок значительно меньше, поэтому одна крупная сделка с Flexity сразу «уронила» общую вакантность с 27-30 до 20%, а может, и ниже. Есть масса качественных современных проектов, которые заполняются несмотря ни на какие кризисы. До конца 2023 г. планируется открытие 11 площадок (около 27 тыс. кв. м), однако итог может быть выше с учетом built-to-suit проектов и расширения уже действующих пространств. В 2022 г. ввели порядка 115 тыс. кв. м новых гибких офисных пространств.
Несмотря на снижение заявленных темпов ввода гибких офисных пространств, мы наблюдаем, что спрос растет, что и влияет на снижение вакансии.
Поделиться