Юлия Завараева, Blank Architects: Реновация торгового центра глазами архитектора. Что нужно знать, чтобы реализовать успешный проект

Реновация для торговых центров не теряет актуальности с годами: через этот процесс проходит каждый качественный объект, который стремится оставаться востребованным у целевой аудитории. Однако не всегда обновление торговых площадей и общественных пространств происходит по единым правилам. Еще больше в этом процессе «подводных камней». О том, что отличает качественную реновацию от неэффективной, как соединить брендинг и навигацию с новыми интерьерами и что отличает реновацию торгового центра сегодня, мы поговорили с Юлией Завараевой, руководителем отдела брендинга, графического дизайна и навигации архитектурного бюро Blank Architects.

- Из чего сегодня состоит процесс реновации торгового центра и на какие этапы он распределяется?

Реновация ТЦ сегодня отличается от аналогичного процесса несколько лет назад, в каких-то аспектах больше, в каких-то меньше. В целом мы видим, что тренд на создание торгового центра как места для времяпрепровождения людей сохраняется. Собственники объектов стремятся реализовать проекты, где людям интересно не только покупать, но и общаться, работать, отдыхать. Сегодня при реновации эти аспекты выходят на первый план и становятся основными для посетителей и собственников, которые оценивают свой объект в глобальной перспективе.

Современная реновация предполагает синергию новых технологий, интерактива, инноваций сервисных практик. Каждая деталь нового интерьера должна работать вместе с ними на создание уникальной атмосферы в ТЦ.

- Когда, по вашей практике, торговые центры в принципе принимают решение о реновации? Сколько лет длится жизненный цикл проекта без обновлений?

Каждый случай индивидуален: сегодня на рынке есть и проекты, которые требуют обновления уже спустя 5 лет. Как правило, о реновации начинают задумываться, когда видят падение трафика или тенденцию к росту вакантных помещений. На самом деле, начинать этот процесс нужно раньше, чтобы использовать его как превентивную меру. Реновация подразумевает не только и не столько смену интерьеров: это комплексный процесс, который затрагивает бренд проекта, его фасады и территорию.

В каждом объекте есть аспекты, которые требуют обновления. Все зависит от того, с каким подходом строился проект, в какой конкурентной среде он находится сейчас, какой микс арендаторов сложился за годы работы и так далее. Последний фактор сейчас особенно актуален: после ухода зарубежных брендов в 2022 году редкому ТЦ не пришлось меняться, чтобы остаться привлекательным для своего покупателя.  

- Что сегодня чаще всего меняют в проектах при реновации, а что, напротив, сохраняют?

Большой акцент сегодня делается на создании социальных площадок и пространств для встреч людей, общения, любого взаимодействия. Раньше фокус ТЦ был направлен только на коммерциализацию, но с годами стало понятно, что развитие общественных пространств дает большую эффективность комплексу. Ключевая задача архитекторов и дизайнеров сейчас – создавать в торговых центрах гибкие и адаптивные места для общения людей. Это могут быть коворкинги, лектории, зоны мастер-классов, концертные площадки – главное, чтобы помещение или зону в галерее можно было использовать по-разному и быстро адаптировать к конкретным задачам. Многие ТЦ сейчас, столкнувшись с потерей части арендаторов и закрытыми витринами, при реновации делают акцент на создании pop-up магазинов и экспозиций. Это хорошая альтернатива устаревшему формату ярмарок, которая в том числе позволяет разнообразить интерьер и привести людей в пустующие зоны ТЦ.

- Есть ли какие-то тренды, которые заказчики стремятся реализовать чаще всего в процессе реновации?

Многие торговые объекты сегодня следуют за тенденцией к созданию открытых welcome-пространств. Поэтому при наличии любой возможности в закрытой «коробке» устаревшего ТЦ стараются найти место для источников естественного света и создать связь с окружением посредством витринных окон и панорамного остекления. Покупатель ценит такой подход и при прочих равных обратит больше внимания на тот проект, где его встретит обилие света.

Еще один важный тренд, который входит в реновацию – это повышение уровня сервиса в ТЦ. Первое, что ставят ключевой задачей при реновации собственники объектов – это возможность персонализированного взаимодействия с посетителем. Изменения в интерьере и бренде должны способствовать созданию ощущения, что торговый центр «общается» со своими посетителями дружелюбно и персонифицировано, «отвечает» на персональный запрос покупателя. Для этого в торговом центре внедряются цифровые системы обратной связи, а специальные предложения для посетителей формируются индивидуально исходя из истории их покупок. То, что прежде казалось далеким будущим, сегодня активно внедряется на практике.


Источник: Blank Architects

- Как часто обновляют именно торговые галереи, и нужно ли это делать?

Торговые галереи обновляются не всегда, скорее, по необходимости: чаще всего, при смене арендаторов. В 2022-2023 г.г. для торговых центров стало актуальным изменение «нарезки» помещений при реновации: опыт прошлого года показал, что ставка только на якорных арендаторов может себя не оправдать, поэтому сейчас торговые центры продумывают компактные помещения для микса разных арендаторов – это видится собственникам более надежной стратегией.

Другая причина для обновления торговых галерей – это создание универмагов. Формат прочно закрепился в торговых центрах сегодня и показал свою востребованность, очень интересно застраивается. Для мультибрендовых дизайнерских маркетов закладывают специальные помещения и зоны, которые позволяют визуально соединить магазин с общественными пространствами. Например, это может быть кафе у входной группы, оформленное в стиле проекта, или pop-up зона с актуальной коллекцией.

- В таком случае, где происходят основные изменения и с чего начинают реновацию ТЦ?

Старт реновации обычно происходит с фудкорта и туалетных комнат. Это самые часто посещаемые зоны в торговом центре и уровень их изношенности, гигиены, опрятности влияет на восприятие посетителя.

Современные фудкорты – это фудхоллы или фудмоллы, полноценные проекты внутри ТЦ, часто с самостоятельным брендом. Обновляя их, мы следуем трендам на устойчивость и экологичность: сокращаем количество пластика и используем больше натуральных материалов, внедряем энергосберегающие системы, используем большое количество зелени и интегрируем гастрономические концепции в открытые пространства проекта, если таковые существуют.

Помимо еды, фудхоллы могут предлагать посетителям и досуг: их совмещают с гибкими зонами, которые трансформируются под мероприятия разного характера и могут быть переоформлены без лишних затрат. Помимо эстетики, нужно учитывать техническую сторону вопроса: например, если мы выстраиваем бар или посадочные места на антресоли, увеличивая зону размещения гостей, то должны продумать возможность для незаметной утилизации мусора и уборки.

Например, при обновлении торгового центра «Весна», мы продумали новый актуальный дизайн как для общественных пространств, так и для санузлов. В галереях мы создали комфортные зоны отдыха, бесплатный коворкинг, в фудхолле появилось зонирование посадочных мест и большое количество растений, а главный атриум выполнен в стиле eco-lounge: здесь установлена каменная стела и фонтан, сцена и диваны. В санузлах обновилась цветовая гамма и появились акцентные стены в «зеленой» тематике.

Для нижегородского ТРЦ «Фантастика» мы выбрали новый стиль, ретрофутуризм, и реализовали его в деталях и отделке общественных пространств и фудхолла. Для обновления интерьеров торгового центра мы выполнили редизайн с использованием малых архитектурных форм и декоративных элементов. Обновление главного входа, зоны центрального атриума, лаунжа, коворкинга и фудкорта позволило грамотно «освежить» устаревшие интерьеры и придать всему торговому центру современный внешний вид.

Обновление санузлов – гораздо более важный этап, чем может показаться. Именно по этим зонам посетитель получает представление о качестве уборки во всем объекте. Реновируя их, необходимо не только обновить поверхности: мы подходим к ним как к безопасному пространству, где все продумано до деталей – например, предусмотрены детские кабинки во взрослых туалетах, а не только отдельная семейная комната, есть нужное количество крючков для сумок и покупок.

Период пандемии обратил внимание пользователей на комфорт и безопасность бесконтактного доступа. Поэтому при реновации ТЦ в общих зонах мы сокращаем количество поверхностей, до которых необходимо дотрагиваться, отказываемся там, где это возможно, от лишних дверей, предусматриваем автоматическое открытие. Отсутствие дополнительных физических преград внутри ТЦ – тоже часть позитивного клиентского опыта.


Источник: Blank Architects

- Поговорим о реновации и брендинге ТЦ. Всегда ли одно подразумевает изменение другого?

Реновация проекта может проводиться по трем сценариям: с полным обновлением бренда, частичной сменой айдентики или без изменений брендинга вообще. В первом случае можно сказать, что работать с обновлением будет проще всего: мы фактически создаем интерьеры и фасады уже существующего здания заново, полностью обновляем навигацию и рекламные носители, дополняем физические поверхности цифровыми экранами. Но такой сценарий реализуется нечасто: как правило, к нему прибегают при смене собственника ТЦ или вхождении объекта в некий зонтичный бренд девелопера.

При частичной смене айдентики применяются разные подходы. Мы считываем философию и историю существующего бренда. Для того, чтобы сделать проект профессионально, мы анализируем все – от структуры потоков в объекте, которая может потребовать изменений за счет навигации, до отзывов целевой аудитории о недостатках проекта, заметных сильнее всего. В таком случае архитекторы и дизайнеры обычно обновляют напольные покрытия и светильники, меняют подход к размещению вывесок и увязывают все это с существующим брендом с помощью новой навигации, паттернов в дизайне, нового визуального языка, который поддерживает новую айдентику.

Если же визуальный стиль бренда остается полностью неизменным, то наилучшим выбором становится точечный подход. Выделяются ключевые элементы дизайна, которые можно обновить или внедрить для усиления привлекательности ТЦ без изменения общей айдентики. Создаются гармоничные сочетания существующих интерьеров с современными решениями. Модернизируется оборудование и детали отделки. Устаревшее освещение меняется на энергоэффективное, обновляются напольные покрытия и вывески. Все это делается с большим вниманием к существующим деталям, архитектуре и тому, как все новые элементы будут отражать имеющуюся айдентику, адаптируясь при этом к меняющимся потребностями аудитории. Такие кейсы зачастую сложнее, чем обновление объекта целиком, но нам важно учесть все мелочи, чтобы создать бесшовный клиентский путь заново. 

- О чем часто забывают в процессе реновации?

При реновации ТЦ существует огромное количество подводных камней, нюансов, в том числе технических. О них забывают из-за недостаточного опыта в реализации проектов, поэтому для обновления всегда необходим экспертный взгляд архитекторов, дизайнеров, маркетологов, инженеров – чтобы картинка финального результата была наиболее полной.  

В первую очередь хочется сказать, что многие объекты обновляются точечно без учета их масштаба или долгосрочной стратегии. Это всегда видно профессионалу, а посетителем воспринимается как попытка заклеить пластырем большую рану. Реновация – это не процесс одного года, поэтому нужно ставить перед собой долгосрочные цели и представлять, каким вы хотите видеть объект через несколько лет. Необходимо мыслить не категорией ремонта устаревших зон, а в формате создания общего дизайн-кода, который будет постепенно интегрироваться на всех уровнях объекта. Даже если мы начинаем обновление с санузлов или фудкорта, мы должны понимать, как в итоге эти элементы будут взаимодействовать с торговыми галереями, территорией, и продумать визуальную связь между ними. Для этого создается хотя бы эскизная и концептуальная версия того, каким торговый центр станет в будущем. Мы для этого используем понятную дорожную карту: описываем периоды обновления конкретных зон и намечаем с клиентом пошаговый план действий, чтобы в итоге оказаться в запланированной точке. Здесь сложно переоценить важность авторского надзора: такой сложный процесс, как реновация, должен сопровождаться профессионалами на всех его этапах.

Еще один важный момент, на который многие не обращают внимание или не хотят тратить средства – это фасады. Устаревшие объекты стремятся обновиться внутри для посетителей, но именно фасады - это первая серьезная точка контакта людей с объектом. Когда мы видим выцветшие вывески, морально и физически устаревшую отделку или плохое освещение, то впечатление от интерьера тоже составляется совсем иное. Поэтому если принято решение не начинать обновление с них, то нужно хотя бы включить их в долгосрочный план реновации.  

Наконец, аспекты, формирующие клиентский опыт – навигация и брендинг в ТЦ. Когда торговый центр постепенно обновляется зона за зоной или этаж за этажом, как это часто бывает, важно уделять большое внимание навигации с учетом того, как она будет работать во всем объекте с учетом изменений. Именно навигация создает тот самый бесшовный эффект для клиента, и наша задача – сделать так, чтобы она эффективно работала и в обновленных зонах, и в незатронутых реновацией местах. Для этого требуется визионерский взгляд целой команды, поэтому подход Blank Architects – это реализация мультидисциплинарных проектов, в которых мы комплексно работаем и над фасадами, и над интерьерами, и над брендом объекта.

-  Что необходимо однозначно обновлять при реновации, а какие детали можно сохранить?

В первую очередь мы рекомендуем обратить внимание не только на косметические изменения в ТЦ, но и на работу инженерных систем. Требования пожарной безопасности становятся строже, и реновация – отличная возможность обновить такие системы. Это также стоит учитывать при реновации пространств под новых арендаторов – например, когда на месте якорного арендатора возникает универмаг, мы должны учесть в его интерьере множество технических нюансов и продумать, как состыковать обновления с существующей реальностью.  

Сохранять в интерьерах стоит узнаваемые декоративные элементы – например, арт-объекты. Все, что можно отреставрировать, отремонтировать и включить в новый проект, необходимо переосмыслять и сохранять с точки зрения осознанного потребления.

- Что стоит знать собственникам ТЦ для того, чтобы реновация была наиболее эффективной?

Сегодня и нам, и собственникам торговых объектов нужно не просто понимать, в чем сейчас нуждаются посетители, но предугадывать, что для них будет важно через 3-5 лет. Необходим визионерский взгляд на весь проект. Молодая аудитория, которая сегодня посещает ТЦ и которую многие собственники привыкли считать неплатежеспособной, составит ядро его посетителей уже через 3-5 лет, когда реновация объекта завершится. Поэтому мы всегда должны думать наперед, создавать гибкие нешаблонные пространства, внедрять тренды, интересные молодым – все, что связано с общением, гастрономией, спортом. В конечном итоге успешным после реновации будет тот проект, о котором сами посетители будут рассказывать другим, где они социализируются и сами становятся драйверами активностей.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre