Дмитрий Вишняков, Pridex: «в каждой индустрии есть компания, изменившая правила игры: Uber, Apple, Tesla, Netflix… Мы делаем то же самое на рынке офисных технологий»
В этом году компания Pridex, один из ведущих игроков рынка fit-out, отметила своё 15-летие. Мы поговорили с её управляющим директором Дмитрием Вишняковым о том, как меняется индустрия, какими компетенциями должен обладать генподрядчик в новых реалиях и о будущем рынка офисных пространств.
За 15 лет компания прошла большой путь. Можете ли вы выделить какие-то ключевые точки на этом пути?
Думаю, что одна из отличительных особенностей нашей компании - умение быстро адаптироваться к кризисным ситуациям. По сути, начальный период становления Pridex пришёлся на крупный экономический кризис. Затем был 2014 год, пандемия…
И всё это время мы продолжали расти. Конечно, в первую очередь, это заслуга нашей команды и той внутренней культуры, которую удалось создать – многие люди, занимающие сейчас ключевые руководящие позиции в компании, работают в ней практически с самого основания.
Помимо этого, мы всегда уделяли повышенное внимание эффективности и цифровизации производственных процессов, выстраиванию системной работы HR с действующим персоналом – тем вещам, которые в том числе позволяли нам браться за сложные проекты, за которые не решались браться наши конкуренты.
Однако, пожалуй, самая важная идея, лежащая в основе всего, что мы делаем – быть для наших клиентов не просто подрядчиком, а партнёром, не боящимся предлагать собственные, зачастую нестандартные решения. С самого начала мы стремились к тому, чтобы стать в глазах заказчика идеологами создания рабочих пространств, к которым обращаются не просто за качественной реализацией проекта – так умеют многие, - а за тем, чтобы получить принципиально иной продукт, офис, где высокий уровень комфорта сотрудников будет сочетаться с максимальной эффективностью для бизнеса. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что этой цели мы достигли.
2022 год стал, пожалуй, одним из самых серьёзных испытаний для всей индустрии fit-out. Расскажите, как ваша компания справилась с этим и какие ключевые изменения вы бы выделили на рынке в целом?
Индустрия действительно претерпела значительные перемены: средний и мелкий сегменты практически перестали существовать, рынок совершил колоссальный сдвиг в сторону крупных корпораций, а доля инвестиций со стороны иностранного бизнеса снизилась всего до 2-3%. Но если подумать, последние 10 лет в принципе сложно назвать стабильными с общеэкономической точки зрения – тем не менее, именно в такие периоды нередко возникают новые возможности для роста.
Прежде всего, стоит отметить, что в прошлом году российский бизнес сумел успешно заместить недостаток спроса, образовавшийся в результате ухода международных игроков, и сейчас продолжает набирать обороты. Здесь можно выделить компании финансового и промышленного секторов, IT, госсектор. Кроме того, с начала 2023 года на офисном рынке наблюдается серьёзное оживление деловой активности – в сегменте fit-out спрос со стороны отечественных компаний вырос как минимум на 5-10%. Мы также видим интерес со стороны бизнеса из Китая, Японии, Индии и других азиатских стран.
Ещё один интересный тренд: уменьшение средней площади офиса. На его усиление влияет целый комплекс факторов, однако наиболее значимым с моей точки зрения является рост популярности гибридного формата работы. Это также создаёт повышенный спрос на качественную IT-инфраструктуру, позволяющую извлечь максимум пользы из нового формата занятости.
Из наиболее серьёзных вызовов, которые по-прежнему стоят перед рынком fit-out, я бы выделил обеспечение строительных объектов необходимыми материалами и оборудованием. Уход многих проверенных дистрибьюторов с российского рынка в начале 2022 года и введение параллельного импорта потребовали от нас серьёзного расширения компетенций в этой области. Построение новых логистических маршрутов, самостоятельное гарантийное обслуживание привезённой продукции – многие функции, которые ранее лежали преимущественно на дистрибьюторе, мы теперь берём на себя. Это целое отдельное направление, которое в том числе позволило Pridex успешно завершить 2022 год и нарастить выручку.
Какие ещё новые инициативы вы предпринимаете в своей деятельности в текущих реалиях?
Очевидно, что цифровые решения за последние несколько лет стали неотъемлемой частью процесса строительства - достаточно взглянуть, как в этом направлении развиваются крупнейшие девелоперы. Pridex в этом плане не является исключением: та же технология BIM-проектирования уже сейчас позволяет нам снизить издержки при создании офисов в среднем на 5%. Мы также активно внедряем бережливое строительство в производственные процессы – хотя сама концепция напрямую не связана с цифровыми технологиями, без них её практическое применение в полной мере невозможно. Так, мы используем собственную систему анализа данных о ходе выполнения работ для его постоянной оптимизации, тестируем решения в сфере IoT – например, умные часы для рабочих, собирающие информацию об их активности в агрегированном виде. Всё это на сегодняшний день уже можно назвать базисом стройки.
И конечно, цифровизация затрагивает не только строительные площадки, но и сами офисы. Гибридный формат занятости в значительной мере изменил требования бизнеса к рабочим пространствам, создав потребность в более чётком и долгосрочном планировании деловых активностей. Офис стал, в первую очередь, местом для коммуникации и встреч, а для этого необходимы удобные и понятные системы бронирования, продвинутые системы видеоконференцсвязи и т. д. Квинтэссенцией всех этих изменений является упрощение доступа сотрудников к основным офисным функциям, возможность получить нужный сервис в режиме одного окна.
Поэтому в Pridex мы выделили создание единой IT-инфраструктуры для управления рабочим пространством в самостоятельный юнит, в рамках которого мы, в частности, развиваем собственное мобильное приложение, разрабатываем различные сервисы на основе технологии распознавания лиц. Если раньше мы стремились к тому, чтобы быть лучшими в строительной сфере, то сейчас наша цель – выйти за её пределы. В каждой индустрии есть компания, которая в своё время изменила правила игры: Uber, Apple, Tesla, Netflix… Мы делаем то же самое на рынке офисных технологий.
Как меняется роль генподрядчика?
Здесь я бы выделил два аспекта. Во-первых, в условиях текущей «логистической нестабильности» генподрядчик становится неким интегратором, аккумулирующим на своей стороне возможные альтернативные решения. В первую очередь, это касается IT-оборудования: заказчики всё чаще готовы рассматривать варианты замены той продукции, поставки которой затруднены – соответственно, для нас важно иметь возможность предложить такие варианты и оперативно осуществить поставку.
Кроме того, цифровизация, о которой мы говорили ранее, также позволяет генподрядчику перейти к более долгосрочной модели взаимодействия с заказчиком. Пока офис остаётся для подрядчика лишь строительным объектом, его роль ограничивается созданием интерьера. Однако «умное» офисное пространство – это сервисный продукт, с которым он будет работать и после завершения проекта. Проще говоря, те компании, которые помимо строительных компетенций обладают ещё и компетенциями разработчика, смогут обеспечить себе дополнительную устойчивость.
Более того, именно цифровая составляющая офисного проекта постепенно становится ключевой для многих крупных заказчиков.
По вашему мнению, какие точки роста есть у рынка в ближайшие годы?
Прежде всего, я уверен, что рынок постепенно вернётся к докризисным темпам роста: потребность в улучшении условий труда никуда не исчезла, освобождённые иностранными компаниями ниши также не останутся пустыми – мы наблюдаем это уже сейчас.
Помимо этого, одной из важнейших точек роста мы видим развитие сервисных офисов. Конечно, на текущий момент они занимают весьма скромное место в общем объёме офисных площадей, хотя сегмент и растёт двузначными темпами последние несколько лет. Тем не менее, сама концепция идеально отвечает текущим запросам арендаторов. Перечислять можно долго, однако я бы выделил среди них два ключевых:
1) Обеспечение эффективной работы бизнеса в гибридном формате. По нашей оценке, в таком режиме уже работает более 30% офисных сотрудников, и сервисные офисы обладают всей необходимой инфраструктурой, как с архитектурной, так и с технологической точки зрения, чтобы закрыть эту потребность. Более того, даже со стороны компаний, которые занимают классические офисы, заметен рост спроса на отдельные решения, присущие сервисным пространствам: гибкие рабочие места, умные системы хранения и др.;
2) Сокращение расходов. Возможность уменьшить или увеличить количество арендуемых площадей в зависимости от текущих потребностей, более эффективное использование пространства с точки зрения возможного числа резидентов, а также отсутствие необходимости вкладываться в отделку и оснащение делают сервисные офисы более привлекательной альтернативой для многих компаний.
Если принять во внимание существенный рост интереса крупного бизнеса к гибким рабочим пространствам в последние полтора года – достаточно вспомнить структуры Сбер E-commerce, арендовавшие около 10 тыс. кв. м во Flexity, или «Технологии Доверия», занимающие 4,5 ты. кв. м в Multispace, – то можно с уверенностью утверждать, что за этим форматом будущее.
Каким вы видите офис будущего?
У офисных пространств большой потенциал для внедрения решений, развитие которых мы уже наблюдаем в других индустриях: от технологий голосового управления или даже полноценного виртуального личного ассистента до очков дополненной реальности для визуализации проектов, проведения переговоров и др.
Однако если говорить более глобально, не с точки зрения конкретной технологии, а с точки зрения итогового результата, то офис будущего – это офис «в вашем кармане», офис, в котором любая потребность бизнеса или отдельного сотрудника может быть решена буквально в один клик. Его конечная цель – создание максимально комфортных условий для каждого работника, которые позволят ему полностью раскрыть свой потенциал. И конечно, офис будущего обязательно будет отвечать принципам ESG: экологичные материалы для отделки, инженерные системы, позволяющие расходовать ресурсы с максимальной эффективностью, и др.
Поделиться