Георгий Гуласарян, Blank Architects: «Проектирование гостиниц становится все более сложносоставным процессом»

К 2035 году в России по распоряжению Президента необходимо обеспечить рост туристических поездок внутри страны более, чем в три раза, – до 143,93 миллионов. Для поддержки государственных целей планируется увеличить количество средств классифицированного размещения, то есть гостиниц, практически до 1 миллиона номеров. Поэтому сегодня в России строится несколько сотен отелей, а количество заявленных проектов в Москве и регионах только растет.

Тренд подтверждают и архитекторы, активно проектирующие отели для заказчиков сегодня. Поговорили с партнером и главным архитектором Blank Architects Георгием Гуласаряном о том, какие проекты сегодня находятся в работе у архитекторов, как изменился запрос девелоперов и пользователей к качественным гостиницам и какие мировые тренды отражаются в строительстве гостиничной инфраструктуры в России.

- Сегодня в России говорят о буме гостиничного строительства. Отмечаете ли вы этот тренд? Стало ли больше запросов от девелоперов?

Да, за последние годы количество запросов на проектирование отелей действительно существенно увеличилось. Прямо сейчас у нас в работе более 5 проектов на разных стадиях: от формирования концепции до авторского надзора в процессе строительства, как в Москве, так и в Краснодарском крае и других регионах. Особенно активно тренд на строительство отелей стал отмечаться после пандемии: несколько лет закрытых границ показали, что туристической индустрии внутри страны необходимо развиваться. Сейчас отдых в России становится более популярным и по экономическим причинам: гость, который раньше рассматривал для себя только заграничные путешествия, открывает для себя российские города и регионы, и ожидает увидеть сервис того же уровня, который прежде получал за границей.

- В каких регионах сегодня по вашему опыту строится больше всего новых отелей? Почему?

Лидируют, безусловно, Москва и Санкт-Петербург: первая как центр деловой активности, второй – как один из главных туристических магнитов в стране. Активно развивается гостиничная индустрия на побережье Краснодарского края, в местах с бальнеологическими курортами, в горнолыжных районах, на Камчатке и Чукотке, в Якутии. Мы также видим большой потенциал в развитии туризма на Дальнем Востоке.

В этом году была построена гостиница 4* на Ленинском проспекте в Москве по нашему проекту на 305 номеров. Мы разработали концепцию четырехзвездочного отеля в Магадане, проекта с особенной архитектурой, созданный для привлечения гостей в город. В одном из наших проектов, Brosko Mall в Хабаровске, также запланировано открытие отеля в составе. Интересный регион имеет все шансы на развитие горнолыжной индустрии, поэтому строительство новых качественных гостиниц здесь необходимо.

- Как изменились задачи, которые ставятся при проектировании отелей?

Подход девелоперов к проектированию гостиниц становится все более системным, у компаний накапливается соответствующий опыт. Сегодня компании приходят не просто с запросом на объект определенной классификации: они рассматривают проект более комплексно, заняты развитием целых туристических кластеров. Наша задача как архитекторов – предложить концепцию и спроектировать как объекты размещения, так и сопутствующую инфраструктуру, и предусмотреть в проекте точки притяжения – то, что мотивирует гостей выбрать именно этот отель для проживания. Например, для туристического кластера в дагестанском селе Чирката мы, помимо средств размещения в глэмпинге, предложили SPA, бассейны, детские зоны, места для отдыха во фруктовом саду. То есть уже на этапе начальной разработки мы должны продумать маршруты, логистику гостей, предложить для них конкретные сценарии отдыха. При проектировании городских отелей, соответственно, всегда стараемся учесть характер места: чтобы объект был ему органичен.


Источник: Blank Architects

- Какие ключевые тренды в архитектуре и проектировании гостиничной недвижимости вы отмечаете сегодня?

Тренды могут быть быстротечными, а с учетом длительного цикла строительства гостиничных проектов и соответственно небыстрой окупаемости, необходимо опираться скорее на базовые ценности. В городских отелях один из вечных трендов – это правильное использование панорамного остекления и раскрытия видовых характеристик. Например, для отеля на Ленинском проспекте мы предложили витринное остекление первого этажа: таким образом подчеркнули связь интерьеров с парком и Удальцовскими прудами, создав привлекательную точку в локации. Гости не чувствуют себя в изоляции, а постоянно имеют визуальный контакт с городом.

За городом, как я уже отметил, в последнее время набирает популярность формат глэмпинга: такой формат, исключающий капитальное строительство, позволяет сократить как сроки реализации проекта, так и реализовать его с меньшими вложениями, при этом не потеряв в качестве и охватив новые природные локации.

Для городских и курортных гостиниц остается актуальным обилие зелени. Если городской отель может существовать без своей отдельной территории и озеленение мы используем скорее в интерьерах, то курортный комплекс обязан проявить свою концепцию не только внутри, но и снаружи. Например, для отелей «Майский» и Агой в Краснодарском крае мы разработали не только архитектуру, но и благоустройство: в каждом случае его концепция подсвечивает разные особенности локаций и окружающего ландшафта.

Так как профессиональный гостиничный девелопмент приходит в регионы, важно уделять большое внимание локальной культуре. Россия многонациональна, ее народы имеют исключительный и богатый колорит, который необходимо достойно отразить в современных зданиях. Сделать это помогает использование оригинальных паттернов и орнаментов на фасадах или в мощении, выбор характерных цветов для интерьера, которые имеют символическое значение для местной культуры.

- Сохранилось ли влияние пандемии на интерьеры? Раньше много говорили о том, что необходимо закладывать возможности для изоляции, разводить потоки гостей.

Сегодня мы все-таки движемся по пути объединения людей в отелях. Пандемия подсветила ценность человеческого общения, поэтому мы, наоборот, стараемся проектировать такие места, пространства, где люди могут встречаться и общаться между собой. Ценность сообщества возрастает во всем мире, и путешественникам тоже нужны места для того, чтобы встречаться. В отелях это могут быть лобби-бары, трансформируемые конференц-залы, фитнес или спа с зоной отдыха у бассейна. Например, для московского отеля на Ленинском проспекте мы продумали размещение фитнес-центра – и таким образом в том числе поддержали тренд на велнес.

Но один из трендов пандемии прочно вошел во многие современные концепции отелей: возможности для удаленной работы. Во времена карантина отели создавали специальные предложения для тех, кому необходимо было место для уединенной работы. Сейчас в интерьерах общественных пространств и в самих номерах мы закладываем комфортные рабочие места для гостей. Это в первую очередь необходимо в городских гостиницах: их выбирают для жизни в командировках, и наличие комфортного места для работы может мотивировать гостя продлить свою поездку на несколько дней, чтобы поработать и успеть посмотреть город.


Источник: Blank Architects

- Как отличается проектирование курортных и городских отелей? Что важно учитывать в том и в другом случае?

Как я уже отметил, курортные отели – это не только сами гостиницы, но и их территория. Большой акцент в концепциях сегодня делается на велнес: SPA, процедурные кабинеты, бассейны, террасы и пляжи – все это тоже часть гостиницы на курорте, а также дополнительная возможность для монетизации отеля. Велнес приходит как обязательная составляющая и в городские проекты: хотя бы в минимальном объеме, но он должен быть представлен в гостинице.

Проектирование отличается также рельефом местности: в условиях курорта он неравномерен, поэтому мы можем использовать эту особенность для создания уникальных объектов. Например, спроектировать на высоких точках видовые виллы с террасами, предусмотреть разную высоту зданий и так далее.

Также на курорте важно сохранить связь помещений с окружением. Мы проектируем отели таким образом, чтобы виды открывались из наибольшего количества номеров. Если же такой возможности нет, и окна в номере выходят на внутреннюю территорию, с помощью средств ландшафтного дизайна необходимо сделать ее интересной.

В городских гостиницах стараются сделать акцент на развитии дополнительных деловых функций. Новые проекты часто строятся вблизи конгресс-центров и выставочных площадок, и дополнительные конференц-залы в отелях с возможностью трансформации – это плюс для таких объектов, который также притягивает экспонентов и участников деловых конференций. Также внимание уделяется безопасности внутри объекта: это накладывает отпечаток на интерьеры в том числе.

- Изменились ли интерьеры номеров? Что сегодня хотят видеть заказчики и гости?

Так как сама по себе площадь номера сокращается, необходимо тщательно продумывать функциональные решения в номере. Стоит использовать встроенные и трансформируемые системы хранения, делать расстановку так, чтобы подчеркнуть рабочие, общественные и спальные зоны в номере. В отделке и декоре мы также стараемся показать связь с местом: используем фотографии или графику узнаваемых локаций поблизости, даже в выборе цветов и деталей интерьера опираемся на то, что есть рядом: например, для одного проекта на «Кропоткинской» мы предложили цвета, перекликающиеся с расположенными поблизости кластером «Красный Октябрь» и культурным центром ГЭС-2.

- После ухода международных сетей из России, остались ли актуальными стандарты «звезд» и категорий? Повлияет ли этот процесс в долгосрочной перспективе на рынок?

Сети действительно задавали стандарты, в том числе в проектировании, что позитивно повлияло на становление гостиничного рынка в России. Но сегодня в отрасли уже накоплен собственный большой опыт, более того, есть понимание, какие аспекты актуальны именно для наших гостей и для нашего климата. Поэтому существующие стандарты будут, напротив, постепенно дополняться и усложняться: требования гостей к местам размещения растут с каждым годом, и это нормальный процесс развития. Архитекторы и девелоперы, в свою очередь, продолжают ориентироваться на мировой опыт и использовать собственные наработки для проектирования передовых туристических объектов.

 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre