Алексей Алёшин: «Редевелопмент обладает способностью оживлять не только здания, но и среду, создавать новые пространства, магнитить комьюнити»

Алексей Алёшин, управляющий директор «Товарищества Рябовской Мануфактуры», о причинах, по которым арендаторы выбирают офисы в исторических зданиях, стоимости реконцепции и ее перспективах.

- Алексей, преобразование промышленных зданий в бизнес-центры набирает обороты. На этом фоне возникает вопрос: чем интересно для девелопера освоение бывшей промышленной зоны?

- С одной стороны, редевелопмент — это способ сохранить историческое наследие для будущего поколения, оставив тем самым и свой след в истории города. С другой – возможность создать уникальный и крайне востребованный объект в отличной локации. Несмотря на то, что работа с историческим наследием — крайне вдумчивая и кропотливая история, такие помещения легко трансформируются для решения разных задач. Все это делает недвижимость в объекте редевелопмента более интересной для арендаторов и инвесторов. Об этом наглядно говорят цифры: по итогам 2023 на офисы класса В+, которые в основном и получаются в результате редевелопмента, пришлось 42% сделок на столичном рынке недвижимости.

- Бытует мнение, что интерес к исторической недвижимости - признак развитости рынка. Это видно на примере многих европейских городов, где реставрация памятников архитектуры поставлена на поток. Так ли это?

- Однозначно да. Скажем, в 90-е годы архитектура Москвы развивалась без оглядки на историческое наследие. Сегодня девелоперы поняли, что архитектура прошлых эпох способна придать городу неповторимый облик. Кроме того, с каждым годом все большую значимость приобретают тренды осознанного потребления, и редевелопмент полностью вписывается в эту концепцию.

- Между тем реконструкция старинных зданий под современные офисы — сложный и дорогостоящий проект. Окупается ли это?

- Окупаемость затрат зависит от грамотного подхода инвестора. Редевелопмент — это не только про финансовые ресурсы, но и про компетенции для поиска подходящих площадок, наличие грамотно выстроенного PR и GR и многое другое. При наличии всех слагаемых маржинальность офисных объектов в зданиях редевелопмента  может доходить до 45%.

- Что подталкивает девелоперов к редевелопменту, мы выяснили. Однако разговор на заданную тему будет неполным без понимания, а что же подталкивает и удерживает сегодняшних арендаторов и покупателей офисных площадей в зданиях редевелопмента? Они пользуются большой популярностью, о чем свидетельствует низкая вакансия, даже в кризисное время.

- Хотелось бы начать с того, что в офисах сегодня все больше работают представители поколения Z. Привлечь  в офисы это свободолюбивое поколение возможно только одним способом – необходимо организовывать  в бизнес-центрах такие пространства, из которых вообще не захочется уходить домой. Стильный, основанный на принципах осознанного потребления, с продуманным зонированием и изоляцией, с качественной техникой и насыщенной инфраструктурой — таков идеальный офис для «зетов». Редевелопмент как раз обладает способностью оживлять не только здания, но и среду, создавать новые пространства, магнитить комьюнити. Например, в лофт-квартале «Товарищество Рябовской Мануфактуры» мы создали настоящий «город в городе», и успех такого подхода наглядно отражают цифры: на текущий момент лофт-квартал сдан на 98%.

- С коммерческой точки зрения, насколько наличие объектов ретейла повышает спрос на офисы? 

- Наличие качественной торговой инфраструктуры пока еще нельзя назвать определяющим  фактором при выборе компанией-арендатором бизнес-центра (в отличие, например, от его локации и ставки аренды), однако она является значимой частью с точки зрения привлекательности объекта.

- Реализация проекта лофт-квартала «Товарищество Рябовской мануфактуры» не отбила у компании желание осваивать бывшие промзоны и в будущем или в принципе достаточно одного такого трудоемкого проекта в портфеле?

- Мы довольны тем результатом, который получили: ожидания резидентов нашего бизнес-центра и реальность совпали. Проект «Товарищества» был высоко оценен как рынком недвижимости, так и культурным сообществом. Подробно  о дальнейших планах говорить пока рано, однако нам, безусловно, интересны подобные проекты.

- Как вы в целом смотрите на будущее офисного редевелопмента? 

- Думаю, что сегмент продолжит набирать обороты, интерес к редевелопменту никуда не исчезнет. Особенно это актуально для мегаполисов, где от процесса преобразования промышленных территорий, которые неэффективно используются,  во многом зависит дальнейшее развитие городской среды.
 
 
 
 
 
 

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre