12:54
CRE.ru:
Николай, добрый день!
Расскажите, пожалуйста, как за последний год изменился состав арендаторов "Флакона"?
12:58
Николай Матушевский:
Добрый день!
Флакон это живое пространство и мы нормально относимся к тому, что смена арендаторов (мы их называем жители Флакона) происходит постоянно. В последний год малому бизнесу нелегко, поэтому в этом сегменте ротация увеличилась. При этом на Флаконе свободных площадей нет.
12:56
Артем:
Здравствуйте, Николай!
Скажите, пожалуйста, какие принципы, идеи, решения были наиболее важными для Вас, в плане становления как успешного предпринимателя. Под успешностью я понимаю то, что Вы реализуете то, что Вам нравится и зарабатываете на этом деньги.
Спасибо!
13:04
Николай Матушевский:
Основной принцип как раз заключается в том, чтобы заниматься тем делом которое тебе нравится и при этом умудриться зарабатывать деньги ))
Стараюсь использовать нестандартные идеи в реконструкции, всегда понимая что мы делаем это для креативного бизнеса.
13:02
S.V.:
Здравствуйте!
Вопрос Вам, как специалисту реновации и редевелопмента бывших промышленных зданий и сооружений.
Николай, скажите, как вы расцениваете перспективы краудфайндинговых плащадок по реализации долей коммерческой недвижимости(как со стороны девелопера так и ПАИпокупателя)?
Как считаете, есть будущее у краудинвестинга в проекты подразумевающие реконструкцию и реновацию?
13:09
Николай Матушевский:
я в принципе считаю краудфандинг перспективным явлением. при этом более актуальным считаю соинвестирование в создание новых проектов, нежели соинвестирование в существующий арендный бизнес.
13:04
Сергей:
Николай, добрый день!
Рассматриваете экспансиию своей компании в Санкт-Петербург?
Задумывались о масштабировании проекта Flacon?
13:11
Николай Матушевский:
Мы сейчас ведем переговоры с владельцами завода в Питере, для этого мы в этом году создали отдельное подразделение flaconx.ru. И готовы рассматривать другие предложения как в СПБ, так и в других регионах.
13:06
CRE.RU:
Тема креативных пространств сегодня очень популярна. При этом финансово успешные проекты можно перечислить по пальцам одной руки? С чем это связано? С ограниченностью спроса на такие площадки (креативных людей всегда меньше, чем среднестатистических)? С недостатком профильного опыта у девелоперов, которые пока умеют идти лишь по пути «наименьшего сопротивления» – строить очевидные востребованные форматы?
13:17
Николай Матушевский:
С одной стороны, спрос на такой нишевый продукт действительно ограничен. С другой стороны — он еще далеко не достиг своего предела, особенно это касается регионов, где мы видим большой спрос. При этом финансовый результат действительно возможен только при профессиональном подходе. Ключевой фактор успеха: когда собственник или девелопер разговаривает с креативными индустриями на одном языке.
13:08
Анна:
Как можно разместиться на территории Флакона при отсутствии больших финансовых возможностей, но при наличии интересного материала. И возможно ли это вообще.
Как вариант: можно ли устроить выставку картин, панно и других интерьерных работ на территории Флакона и на каких условиях?
13:18
Николай Матушевский:
Мы всегда рады новым жителям, но Флакон не резиновый, он стеклянный), всех разместить не можем. У нас есть понятие Ф-отбор, и мы даем специальные условия для тех Проектов, которые были бы интересны Флакону и его посетителям. Для этого нужно обратиться в отдел маркетинга и рассказать про Ваш проект.
13:09
Андрей Петухов:
На чем вы зарабатываете? По большому счету, ваше пространство можно назвать эдаким большим многофункциональным центром. Какие форматы сделаны для привлечения внимания к проекту, повышения лояльности к нему, а что – действительно окупает проект? Если возможно, распишите в процентах, какой формат какой объем прибыли обеспечивает в проекте?
13:31
Николай Матушевский:
Флакон это арендный бизнес, на этом и зарабатываем) В этом году начали продавать помещения нашим жителям. Для тех компаний которые генерируют свой поток посетителей или для "инфраструктурных" для Флакона (например для творческих мастерских) мы конечно идем на определенные скидки по условиям. В процентах трудно сказать, все уникально.
13:16
CRE.RU:
Насколько успешными, а стало быть финансово состоятельными, могут быть проекты событийного маркетинга – выставки, перфармансы, кинопоказы? Это в большей степени все-таки продвижение самой площадки как социокультурного проекта или это сознательные акции по монетизации, возврату инвестиций?
13:30
Николай Матушевский:
При проведении мероприятий мы всегда ставили задачу самоокупаемости этих событий. Попутно это продвигало Флакон, но никогда не было маркетинговым бюджетом.
13:20
Дмитрий Филиппов:
Николай здравствуйте!
скажите, пожалуйста, куда по Вашему мнению движутся арендные ставки по коммерческой недвижимости, достигли ли они уже дна?
и второй вопрос: какие форматы бизнеса на недвижимости с суммой инвестиций до 10 млн руб Вы можете отметить как наиболее доходные\перспективные?
Спасибо!
13:41
Николай Матушевский:
У нас всегда были ставки в рублях и в этом году средняя ставка увеличилась на 15%. Это во многом произошло из-за того что в конце прошлого и в начале этого года закрывались и выезжали жители, которые не смогли адаптироваться к текущим условиям, и как правило они давно находились на Флаконе на специальных условиях. Поскольку у нас всегда был достаточный входящий поток, то мы всегда находили новых арендаторов и как правили по более высокой цене. Дна мы тьфу тьфу тьфу не видели)
Наверное купить на Флаконе небольшое помещение под какой-то перспективный креативный бизнес)
13:21
Сергей В.:
Николай, добрый день!
Вопрос практический.
В своих проектах вы пользуетесь так называемыми «арендными каникулами»?
Какие методы вы предпочитаете использовать для привлечения якорных арендаторов в свои проекты? (знакомства или брокеридж).
13:36
Николай Матушевский:
Арендными каникулами мы пользовались на старте проекта, когда совместно приводили территорию в порядок.
Понятия "якорный" мы не применяли. Целевых арендаторов мы привлекали с помощью мероприятий, а затем уже сам Флакон стал магнитом для новых жителей.
13:33
Татьяна:
Какие нестандартные форматы недвижимости, с вашей точки зрения, недооценены, и требуют более пристального внимания девелоперского сообщества. Особенно сегодня, когда, хочешь –не хочешь, приходится искать дополнительные возможности для маневра?
13:46
Николай Матушевский:
В текущей ситуации сильно недооценен формат ревитализации, постепенного улучшения существующих объектов. Девелоперы по инерции стремятся "снести и построить", а это сильно влияет на конечные ставки аренды для потребителя. Свежий пример: на месте московского троллейбусного завода МТрЗ, который рядом с Флаконом, планируют построить большое количество квадратных метров, а мы предлагаем более востребованный и щадящий для всего района проект постепенного оживления.
13:33
Анна Ермишина:
Здравствуйте!
Если можно, расскажите, пожалуйста, о формате коливинга, который вы развиваете в своем проекте «Деревня»? Суть формата? Целевая аудитория? Как туда привлекаются резиденты? Как выглядит фейс-контроль? И как выглядит экономическая составляющая?
13:55
Николай Матушевский:
Творческое комьюнити Деревня (новый проект Флакона) делается как загородная резиденция для людей которые работают на Флаконе. Как правило все устали от стандартных поселков где люди живут за заборами и не общаются друг с другом. Там будет проводится много мероприятий, и естественно ожидается большой поток посетителей, которые бы хотели остаться с ночевкой. Для этого мы запланировали достаточно много территории для аренды домов. Так же будет построено пространство для коливинга и коворкинга, в котором можно поработать и пожить на условиях таймшера. Целевая аудитория - Флаконовская конечно!) Достаточно большой и важный вопрос и мы его сейчас прорабатываем.
13:33
D.R.:
Здравствуйте, Николай,
Насколько успешно функционирует коворкинг на Флаконе? Какая средняя вакансия и как Вы привлекаете арендаторов в коворкинг?
13:52
Николай Матушевский:
на Флаконе все 3 коворкинга работают успешно, свободных мест практически нет. Поэтому мы сейчас открываем возможность арендовать рабочее место на еще одном нашем проекте — Корабль Брюсов (теплоход на Крымской набережной в Москве).
13:40
Andy:
Сегодня в России набирают обороты проекты малоэтажного быстровозводимого дизайнерского строительства, так называемая карготектура, где в качестве основного строительного элемента используются отслужившие свой срок контейнеры. С вашей точки зрения, какие перспективы есть у карготектуры в России? Где она может развиваться? И как она может быть монетизирована?
14:01
Николай Матушевский:
Я считаю что эта тема ооочень перспективна в России! Именно для этого в этом году мы создали компанию cargotecture.ru !)) Которая на сегодняшний день реализовала проект въездной группы для Деревни и в производстве находятся жилой модуль и торговое помещение.
13:59
D.R.:
С точки зрения окупаемости инвестиций, насколько нестандартные офисы уступают обычным офисам? Ведь как правило резиденты творческих кластеров менее устойчивы финансово. В чем основные недостатки данного формата с точки зрения его экономических характеристик?
14:07
Николай Матушевский:
мы находимся в формате B класса.
да, резиденты творческих кластеров могут меняться чаще обычных офисных арендаторов, но общая востребованность кластера позволяет держать низкую вакантность.
экономические характеристики даже чуть лучше, т.к. стоимость реконструкции ниже.
14:00
CRE.RU:
Николай, последний вопрос, если позволите.
Изменились ли ваши собственные взгляды на проект за прошедшие годы? Что удалось и что не удалось сделать?
14:08
Николай Матушевский:
Я даже и представить не мог в самом начале как все будет!))) У нас никогда не было единого проекта ревитализации, все делали постепенно, реагируя и отвечая на запросы жителей. Мне (и надеюсь не только мне))) нравится что получилось! Что не получилось, надеюсь реализуем в других проектах!
Спасибо всем за вопросы!
14:11
CRE.RU:
Николай, большое спасибо за интервью!