Человек с харизмой!

В последнее время в деловой жизни активно используется термин «топ-менеджер». При этом на рынке нет точного определения этого понятия. По каким критериям можно оценить, является менеджер «топом» или нет? Чем руководствоваться при определении социального статуса – обязанностями, степенью ответственности или уровнем заработной платы? Есть ли различие между термином «топ-менеджер» в России и за рубежом? Консультанты консалтинговой компании APL GROUP провели дискуссию с руководителями ведущих компаний рынка недвижимости и с их помощью попытались расшифровать таинственный англицизм.

2094
С одной стороны, расшифровка термина «топ-менеджмент» лежит на поверхности – в переводе с английского он означает «управление на высшем уровне». Получается, что топ-менеджер – это руководитель высшего звена, принимающий участие в стратегии развития компании, влияющий на развитие всего бизнеса в целом.
С другой стороны, на практике дать определение топ-менеджменту несколько сложнее. В различных компаниях стратегия топ-менеджмента, функциональные обязанности, нюансы управления могут серьезно разниться, а стало быть, появляется много уточнений в самой терминологии.

Марк Гройсман, глава российского представительства группы компаний «Савацкий» The Sawatzky Group of Companies:
«Для меня «топ-менеджер» – это профессионал, знания и умения которого выходят далеко за рамки его специализации. Он отвечает за широкий круг вопросов, хорошо образован и способен управлять большим коллективом. Разбирается в психологии людей, умеет их организовать. Хорошо подкован в финансовых вопросах. Безусловно, такой специалист получает за свою работу соответствующее вознаграждение. Но для меня уровень вознаграждения не является показателем классности специалиста. Если ему много платят, это еще ничего не значит».

Владимир Свиньин, председатель правления ООО «Охта Групп», генеральный директор управляющей компании «Свиньин и Партнеры»:
«На мой взгляд, топ-менеджера от простых смертных отличают три принципиальных момента. Во-первых, это способность принимать решения и отвечать за результат, во-вторых – умение руководить бизнес-процессами и, в-третьих, умение управлять коллективом. Только такого руководителя и можно отнести к «топам». Обычный менеджер – это человек, сопровождающий процесс, а топ-менеджер – управляющий процессом, он не только разрабатывает стратегию бизнеса, ставит задачи, но и контролирует их реализацию. Есть хороший анекдот, иллюстрирующий данную ситуацию: «Мышам надоело, что все звери в лесу их обижают, и они обратились за советом к мудрой сове. Сова думала-думала и говорит: «Я вам советую стать ежиками, тогда никто вас не тронет». Мышам очень понравился совет совы, но позже они поняли, что не знают, как же им стать ежиками. Возвращаются они к сове и спрашивают: «Сова, а как же нам ежиками-то стать?» На это мудрая сова отвечает: «Э-э, мыши, мое дело – стратегия, а с тактикой вы уж как-нибудь сами разберитесь». Задача хорошего топ-менеджера – не только задачу поставить, но и сделать все для ее реализации».

Алла Лебедь, генеральный директор ROSS Consulting:
«Топ-менеджер формирует идеологию компании. Я никогда не пойду за руководителем, для которого главное – получение прибыли. Миссия любой компании – донести свой уникальный продукт до потребителя.
На мой взгляд, главное отличие профессионального топ-менеджера от рядовых сотрудников – это повышенный уровень ответственности. Состоявшийся топ-менеджер несет ответственность за всех сотрудников. Вторым по значимости качеством является системность. Топ должен четко представлять стратегически и тактически процесс достижения результата».

Алексей Рождественский, менеджер проекта компании «Траст Девелопмент»:
«Отличие простого менеджера от топ-менеджера заключается в следующем.
Простой менеджер занят работой небольшого, локального участка бизнеса. Это работа исполнителя с четко определенными обязанностями; качество его работы определяется в зависимости от четкости и пунктуальности ее исполнения. Перед топ-менеджером стоят более глобальные задачи. Это менеджер, работающий на результат. На сегодняшний день топ-менеджер – это фактически руководитель, организатор бизнеса, практически сам определяющий алгоритм решения задач, четко организующий свою работу и работу персонала».

Дюжинова Светлана, директор по развитию компании APL GROUP:
«Какие качества характеризуют топ-менеджера? На мой взгляд, далеко не каждый может стать управленцем высшего уровня, заняв формально высокую должность. Для настоящего топ-менеджера необходимы определенные личностные качества в сочетании с постоянно пополняющимся багажом знаний. Хорошо иметь дополнительное образование, идеально – в сфере управления. При этом теория хоть и важная, но не самая значительная часть успеха. Необходим практический опыт, нужны реальные знания процессов и механизмов, живые навыки управления персоналом. Также, на мой взгляд, важна личная активность, амбициозность. Топ-менеджер – это человек, который испытывает постоянную потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Он всегда самомотивирован. Вообще способность к обучению, эрудиция и готовность к глобальной конкуренции сегодня являются необходимым условием для управленца».

Наталья Анурова, руководитель административного департамента ГК ТЭН:
«Мне кажется, у топ-менеджера не обязательно должен быть диплом международной бизнес-школы. У него должно быть то, что называется управленческой компетентностью. Приобрел ли он ее в учебном комбинате, при построении собственного бизнеса или в процессе обучения в международной школе – вторичный вопрос, относящийся скорее к попытке спрогнозировать успешность исполнения возложенных задач.
«Топом» можно даже назвать директора фирмы из 10 человек с месячным оборотом в 2 тыс. долларов, если через месяц этот оборот удвоится и будет постоянно расти».

Алла Лебедь:
«Я думаю, главное, чем должен обладать топ-менеджер, – это харизма. Если за человеком хотят идти люди, успех обеспечен! Мой девиз: «Межличностные отношения – 90% успеха». Речь идет и о команде, и о клиентах».

Марк Гройсман:
«А вы знаете, откуда пришло понятие «топ-менеджер»? Если я не ошибаюсь, из автомобильной индустрии США. Один из менеджеров «Крайслера» за свои несомненные заслуги перед компанией стал получать такой компенсационный пакет, который бил все рекорды. Когда эти цифры попали в прессу и появилась информация об этом управленце, который фактически «вел» весь концерн, появилось и название «топ». Потом его стали употреблять для обозначения ведущих специалистов в компаниях. Эти люди зачастую определяют направление развития целой индустрии».

Светлана Дюжинова:
«Еще один критерий, который, как мне кажется, характеризует топ-менеджера, – это его профессиональная мобильность. Многие компании пытаются растить своих топов, вкладывая финансовые средства в обучение. Но, на мой взгляд, это достаточно трудно, так как менеджеру, чтобы стать топом, необходимо получить еще и разноплановый опыт, попробовать себя в различных бизнес-ситуациях. В условиях же одной компании бизнес-ситуации практически всегда штатные. Поэтому в начале карьеры менеджер должен получить солидный опыт работы в различных компаниях (не менее 2 лет в рамках одной компании), а на уровне топ-менеджера – до 5 лет в одной компании, чтобы можно было оценить эффективность и успешность его деятельности в стратегических рамках».

Наталья Анурова:
«Если говорить о карьеристах, имеющих в багаже дипломы престижных российских вузов или международных бизнес-школ, но мигрирующих из компании в компанию, то опытный специалист по персоналу великолепно знает, что если топ-менеджер сменил за последние 5 лет более чем 3 компании – это тревожный симптом его внутренней нестабильности, приводящей к поспешным и незрелым решениям, а соответственно, и действиям».

Светлана Дюжинова:
«Ни для кого из нас не секрет, что на российском рынке наблюдается острый дефицит квалифицированных топ-менеджеров. Требования к эффективности топ-менеджеров возрастают вместе с повышением сложности самой работы. И проблема состоит в том, что компаниям очень тяжело найти таких суперэффективных менеджеров просто потому, что их очень мало на рынке».

Владимир Свиньин:
«В этих условиях у компании есть два пути – растить собственных топов или приглашать специалистов со стороны. Мне кажется, если бизнес хорошо развивается и ситуация стабильна, то собственник скорее всего предпочтет растить «топов» внутри компании. Если же «корабль» кренится или идет ко дну, собственник будет искать специалиста, способного исправить ситуацию, и, найдя такого человека, предложит ему очень хорошие условия – долю в бизнесе, полномочия, высокую зарплату, систему бонусов и премий и т. д.
Сегодня распространена ситуация, когда российские компании в силу кадрового голода приглашают профессионалов с Запада для решения конкретных тактических задач. Например, банк приглашает зарубежного специалиста поставить работу сектора розничных услуг. Строго по науке такую должность можно назвать «топовской», но я так не считаю. Конечно, это очень ответственная работа, но у такого специалиста существует типовая задача, никакого «креатива» здесь нет – необходимо лишь максимально точно имплантировать западные технологии в российскую действительность. В этом смысле, наверное, можно говорить о различии между определением «топ-менеджер» в России и за рубежом».

Алексей Рождественский:
«Думаю, что для любого топ-менеджера, о какой бы стране ни шла речь, важны не уникальность его собственных знаний и не характер абсолютного лидера, а умение найти эти качества в других и использовать их для реализации общих целей. Я убежден, квалификация топ-менеджера в России значительно отличается от квалификации иностранных специалистов. Хотя бы из-за дефицита необходимой информации. Возьмем, к примеру, сектор недвижимости: за рубежом любые труды представлены достаточно широко, причем в разных областях – коммерческой, жилой, торговой, гостиничной недвижимости, у нас же в настоящий момент практически отсутствует профессиональная литература».

Марк Гройсман:
«Российский рынок, конечно, отличается от рынка США. Просто в силу того, что зарубежный рынок более развит, конкуренция выше. И можно выбирать из большего числа кандидатов. В этом случае можно быть уверенным в том, что найдешь нужного менеджера. Я надеюсь, что и в России, которая стремительно интегрируется в мировое сообщество, рано или поздно наступят такие времена, когда ситуация выровняется».

Владимир Свиньин:
«Чем выше уровень руководителя и чем крупнее сама компания, тем меньше различий между российскими и зарубежными топ-менеджерами как в полномочиях и обязанностях, так и в уровне дохода. На Западе, впрочем, как и в России, руководители высшего эшелона имеют практически полную свободу в вопросах тактики».

Светлана Дюжинова:
«В конце встречи я вспомнила о еще одной важной черте топ-менеджера. Его характер, эмоции. Топ-менеджер обязан иметь крепкие нервы, жажду жизни, стрессоустойчивость и непреодолимое желание созидать. Тяжела жизнь топа в наше время. Хотя все участники дискуссии говорили о том, что топ-менеджер обязательно должен отвечать за компанию, ее стратегию и развитие, многим управленцам приходится буквально отвоевывать на это право. Подводя итог дискуссии, хочется сказать, что отсутствие четкого понятия «топ-менеджер» обусловлено молодостью российского бизнеса. Раньше основной целью бизнес-сообщества было создание капитала, а не воспитание кадров для управления капиталом. Но сегодня мы приходим к известной истине о том, что «кадры решают все». Хочется верить, что в скором будущем совместными усилиями мы грамотно расставим приоритеты»

Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

АФИ РУС

Гройсман Марк

Поделиться

1014

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre