Павел Анненков, генеральный директор компании "Аптренд" в интервью CRE News (полная версия).
- Вы были в жюри премии CRE Awards. Что значит тот факт, что выиграла гостиница Moscow Hilton Leningradskaya?
- Эту гостиницу на данный момент нельзя сравнить ни с одним объектом на рынке гостиничной недвижимости Москвы, такого уровня объекты в последнее время не вводились, в этой нише конкуренцию ей никто не мог составить.
- Потребность именно в таких проектах есть?
- Чтобы ни говорили, но гостиниц пять звёзд в городе не хватает до сих пор, и такие объекты востребованы. Гостиница, управляемая международным оператором, всегда будет загружена и востребована. Особенно иностранными туристами.
- Москва - очень дорогой город. Не возникает ли, наоборот, потребность в более не дорогих, но качественных проектах?
- Потребность возникает, конечно. Но ситуация такова, что эти проекты не окупаемы. Если вы хотите в центре города построить достаточно дешёвую гостиницу, то за счёт стоимости земли, проектирования, строительства и других затрат бюджетный проект уровня три звезды, который доступен среднему потребителю, просто не окупаем. Поэтому большинство проектов, которые строятся в центре города в пределах Садового кольца, даже в пределах ТТК, это в основном гостиницы достаточно высокого уровня: четыре и пять звёзд. И рынок ещё до сих пор не насыщен, в ближайшие три-пять лет на одной только Тверской улице откроются три гостиницы уровня пять звёзд люкс. Я думаю, им будет способствовать успех, и они будут загружены.
- Как быть с заполняемостью всех этих гостиниц?
- Конечно, количество командировочных сократилось, сократилась и загрузка отелей. Она сейчас упала, я думаю, на 10-15% по сравнению с тем, что было до кризиса.
Во время выставок, которые проходят у нас в городе, большинство гостиниц загружены на 100%. Но так как деловая активность в стране спала, то, конечно, командировок стало меньше, кто-то приезжает на один день. Сетевым отелям, конечно, проще, чем не брендованным, потому что они участвуют в международной системе бронирования и получают клиентов, которые пользуются этой сетью во всём мире.
- Какие новые тенденции сегодня существуют на рынке?
- Тенденция сейчас одна на рынке. Это то, что большинство проектов заморожено. Или они находятся в "бумажной" стадии, когда на бумаге проект готов, инвестор подписал договор с оператором на управление, но на стройку не выходит из-за дорогих кредитных средств. Сейчас банки кредитуют под стоимость не менее 20% годовых, при этом при такой ставке гостиничный бизнес уже нерентабелен. То есть окупаемость проекта зашкаливает за тридцать-сорок лет уже. Поэтому инвесторы просто не выходят на площадки.
Вторая тенденция, это то, что те проекты, которые уже были в завершающей стадии строительства, они заканчиваются, но, я бы сказал, со скрипом. Кредитование закончилось, инвесторы бегают и ищут: где бы найти денег, чтобы закончить проект. Поэтому оттягивается ввод в строй большого количества гостиниц. В частности, все мы знаем пор гостиницу "Москва", где у совладельца проблемы с финансированием, поэтому проект на данный момент заморожен. И неизвестно, когда он войдёт в строй.
- Это касается всех гостиниц?
- Это касается большинства гостиниц. Строятся только "политическими" проекты. Например, если мы возьмём не Москву, а Екатеринбург. Там проводится летом саммит, поэтому отели должны быть построены. Большие делегации из разных стран уже заявили о своём участии, уже были забронированы ещё не построенные гостиницы в начале года. Соответственно, когда коммерческие банки прекратили кредитовать девелоперов, которые строили гостиницы, здесь вступило государство, поменялось финансирование. Раньше был частный банк, сейчас - Сбербанк. Потому что вопрос политический, и гостиницу нужно достроить и поселить людей.
- И повезло в этом случае только Екатеринбургу?
- Пока да. Если ситуация будет продолжаться дальше в таком ключе, то у нас ещё есть Казань впереди, это Универсиада. Но это далёкий год, надеюсь, к тому времени всё уже придёт в нормальное русло: возобновится кредитование, ставки будут нормальные и так далее.
- Сейчас гостиницы как-то будут перестраивать и делать их более функциональными?
- Если вы хотите построить сетевой отель, то будьте готовы к определённому уровню расходов, потому что оператор вам просто-напросто не утвердит дешёвые строительные материалы.
- Кризис не влияет на это?
- Кризис сильно не влияет. Сейчас есть проекты, где снижается уровень материалов отделки, но незначительно. Качество всё равно должно быть.
- Что касается вашей компании, чувствуете ли вы трудности на сегодняшний день?
- Да, безусловно. Трудностей много. Я бы не назвал их "непреодолимыми". Мы их обязательно преодолеем. Пройдёт время, всё нормализуется.
- Вы сокращали людей?
- Мы пошли немного другим путём: мы сокращали рабочее время сотрудников. У нас была принята сокращённая рабочая неделя.
- На сегодняшний момент всё сохраняется или уже как-то нормализуется?
- Вы знаете, последнее время рабочая неделя стала увеличиваться в связи с большей загруженностью сотрудников. Мы заметили некоторое оживление. На рынке реально появляются проекты.
- Это уже тенденция или лишь временный скачок?
- Не знаю. Может быть, весна наступила, и всем солнышко начало греть, и инвесторы зашевелились.
Посмотрим, что будет дальше, потому что для нас самый важный критерий - это поступление денежных средств. Мне нравится выражение, что деньги - это кровь бизнеса. Последнее время ее не было, и бизнес стал умирать. Если сейчас эта кровь опять начнёт бегать, тогда можно сказать, что восстановление началось.