Технология кросс-докинга

Эффективность логистических операций, скорость обработки товара во многом зависят от того, как взаимодействуют между собой все звенья логистической цепи, насколько оптимизированы бизнес-процессы на складе. В стремлении снизить логистические издержки и увеличить объем свободного капитала для вложений в собственное развитие ведущие мировые производители и торговые компании в своей работе уже давно применяют технологию кросс-докинга – мобильный, технологически выверенный, а потому очень прогрессивный метод обработки товара.

2356
Автор: Татьяна Ломакина
«Кросс-докинг – процесс обработки товаров, который позволяет максимально эффективно, с минимумом финансовых и временных затрат переформировывать входящие поставки в исходящие и отправлять их потребителю», – рассказывает Борис Тимофеев, директор по операциям компании Tablogix. Кросс-докинг фактически исключает хранение товара на складе и подразумевает только обработку продукции. С точки зрения операций этот процесс не отличается от разгрузки/погрузки, однако технология кросс-докинга подразумевает, что грузовая единица (обычно это паллета), приходя в распределительный центр, не расформировывается на более мелкие короба, а отправляется заказчику в существующем виде. В данном случае речь идет именно о четкой организации подборки грузовых единиц по направлениям. Чтобы нагляднее представлять себе, как работает эта схема, приведем пример. Сегодня любой гипермаркет имеет сотни поставщиков. Если каждый поставщик попытается доставить товар непосредственно в гипермаркет, он скорее всего потерпит фиаско – желающие сделать то же самое не позволят ему быстро расстаться с грузом. Нельзя забывать и о том, что этот гипермаркет – не единственный клиент поставщика, ему нужно обслужить и другие точки сети. Оптимизация процесса возможна, если каждый поставщик доставит свой товар (уже упакованный и маркированный для каждого конкретного магазина) в распределительный центр, откуда вместе с товаром других поставщиков (таким же упорядоченным, не нуждающимся в перекомплектации) продукция отправится к своему адресату – конкретному магазину ритейлера или оптовика. В результате в гипермаркет вместо сотни автомобилей приезжают несколько – но с полным ассортиментом товара, необходимым магазину в данный момент. «Поставщик привозит заказ, указанный в запросе торговой компании, в центр кросс-докинга. Здесь товар формируется по партиям для каждого магазина, далее происходит отгрузка. Так работают Metro AG, «Ашан», «Копеечка», – говорит Сергей Петухов, ведущий специалист по складским операциям компании Relogix. «При кросс-докинге торговая компания не размещает заказ на закупку товара у поставщика для пополнения страхового запаса. А значит, для такой работы не нужен склад в классическом понятии – необходима лишь платформа для обработки продукции. Использование кросс-докинга целесообразно там, где есть возможность оперативно управлять предложением на основании спроса – иными словами, покупая товар, дистрибьютор уже имеет контракт на его продажу», – подчеркивает Борис Тимофеев.
Товар приходит от поставщика под четкий заказ покупателя, причем функция комплектации и маркировки товара в данном случае перекладывается «на плечи» поставщика, что позволяет торговой компании существенно сократить расходы на обработку. «Каждое грузовое место должно иметь оригинальный идентификационный номер и код получателя, присвоенные поставщиком, – рассказывает Полина Винокурова, специалист по рекламе и связям с общественностью «Национальной логистической компании». – По этим параметрам возможен однозначный учет и отгрузка продукции. Такая схема работы позволяет сгруппировывать товары каждого получателя в одном месте, что ускоряет последующую отгрузку и снижает общие складские затраты».
Преимущества использования технологии кросс-докинга очевидны. Во-первых, благодаря этому методу можно увеличить оборот товара в несколько десятков раз. На Западе технология кросс-докинга часто используется в коммуникационной и IT-отрасли. «Существует несколько прецедентов, когда с внедрением этого логистического метода компаниям удавалось увеличить годовой оборот товара в 18–20 раз», – отмечает Николай Титюхин, генеральный директор консалтинговой компании «КИА центр». Во-вторых, существенно снижаются складские издержки. Можно экономить на строительстве за счет специфики рабочих процессов – нет необходимости строить высокие помещения, а также за счет отсутствия дорогостоящего оборудования на складе (стеллажи, ричтраки, высотные штабелеры). «Кроме того, справедливо говорить о сокращении расходов на персонал. В кросс-докинге ниже трудоемкость процессов, а значит, не требуются высококвалифицированные кадры», – считает Полина Винокурова.

Тест на совместимость
Достоинств у кросс-докинга хоть отбавляй. Но любой ли товар «подходит» для этой бизнес-модели? «Кросс-докинг целесообразно использовать только в случае большого грузооборота, не требующего сложной комплектации продукции, – говорит Сергей Петухов. – На сегодняшний день данная услуга востребована крупными сетевыми торговыми компаниями для распределения груза, пришедшего от поставщика; крупными FMCG-компаниями и производителями ТНП на постпроизводственном этапе – при распределении грузов по региональным складам». Эффективным этот процесс может быть в том случае, если время хранения товара измеряется часами, максимум – несколькими сутками. «Услуга кросс-докинга трансформировалась из идеи снабжения автобизнеса – как известно, автозаводу требуется поставка запчастей ко времени их установки на автомобили, – рассказывает Борис Тимофеев. – Сегодня услуга эффективно работает не только в автобизнесе, но и в структурах, где есть четкое представление о потреблении товара в текущий и последующий моменты, где есть четкое понимание планирования поставок товара под потребление». Впрочем, уверены специалисты, использование кросс-докинга целесообразно в тех случаях, когда промежуточное складирование товара на центральном складе влечет за собой большие издержки.

Недвижимость для кросс-докинга
Теоретически при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками. Это позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки. В данном случае неприемлемы частая сетка колонн, изъяны напольного покрытия, недостаток площадей для маневрирования разногабаритного транспорта. При проектировании должны быть предусмотрены значительные площади под стоянку. Существуют ли такие платформы в реальности? «На Западе с кросс-докинговыми площадками в чистом виде работают в основном логистические операторы, например компания Shenker. Классическим же вариантом является совмещение кросс-докинговых платформ со складами высотного хранения. Такая платформа закладывается в складской проект, то есть существует некое соотношение кросс-докинговых мощностей с другими складскими зонами. В качестве примера можно привести компанию Philips, у которой склад выполнен в виде буквы Н, где «перекладина» – это площади для кросс-докинга, а все остальное – помещения высотного хранения», – рассказывает Николай Титюхин.
В России на данный момент специализированных помещений для кросс-докинга практически не существует. «Это связано с тем, что сегодня девелоперу гораздо выгоднее строить склады класса А. Хотя бы за счет того, что «пятно» застройки для этих складов (а соответственно, и арендуемая площадь) составляет 60% от участка земли, а в случае помещения для кросс-докинга – не более 40% (за счет большей площадки для маневра и отстоя транспорта. – Прим. автора). Таким образом, пока рынок не будет насыщен складами для хранения, вряд ли кого-либо заинтересует строительство специализированных помещений», – считает Андрей Дуранин, менеджер по развитию компании Relogix. «На специализированные площадки для кросс-докинга пока практически нет спроса, ибо весьма незначительное количество компаний может выстроить свою логистику так, чтобы избежать хранения товарных запасов», – говорит Борис Тимофеев.
Специализированной недвижимости не существует в том числе и потому, что технология кросс-докинга пока не пользуется здесь большим спросом. «У нас кросс-докинговых площадок в чистом виде нет, поскольку российский рынок логистических услуг начал развиваться не так давно, и пока отечественные компании «отрабатывают» более простые технологии», – считает Полина Винокурова. Соответственно, пока не слишком популярная услуга осуществляется на складских мощностях, в распределительных центрах и т. д. Как правило, под кросс-докинг используются погрузо-разгрузочные зоны складов – специфика операции позволяет не переоборудовать эти зоны каким-то особым способом.
Внедрению цивилизованной логистической услуги мешает ряд факторов. Известно, что операции кросс-докинга требуют от всех участников процесса крайней дисциплины. Четкая, скоординированная по времени работа, технологическая совместимость процессов поставки и отгрузки товара – главные слагаемые успеха всей логистической цепи. Принимая во внимание низкую культуру поставщиков в России, которые подчас не в состоянии даже грамотно промаркировать товар, становится понятно, что в таких условиях кросс-докинг пока невозможен. «Я бы выделила несколько факторов, сдерживающих развитие технологии кросс-докинга. Во-первых, это низкая культура поставщиков, во-вторых – поведение самих ритейлеров, которые часто склонны думать, что логистика – это проблема исключительно поставщиков. Общая неразвитость складского и логистического рынка пока не позволяет говорить о полноценном развитии технологии кросс-докинга», – считает Полина Винокурова.

Через годы, через расстояния…
Тем не менее специалисты склонны верить, что уже сегодня существуют предпосылки для развития кросс-докинга в России. Крупные сетевые ритейлеры выдвигают своим поставщикам все более серьезные требования с целью дальнейшей оптимизации всей цепочки поставок. Полным ходом идет развитие профессионального программного обеспечения, которое позволит совместить друг с другом системы учета и управления товаропотоками. «Никуда мы от кросс-докинга не денемся, так как при российских расстояниях не обойтись без мультимодальности, – считает Андрей Подгорный, коммерческий директор «РосЕвроДевелопмент». – Вопрос только в сроках, а они зависят от темпов развития многих факторов, в том числе и транспортной инфраструктуры России. Если государство будет развивать или хотя бы не будет препятствовать развитию железнодорожного и авиатранспорта, то в крупных региональных центрах обязательно появится спрос на терминалы, которые позволят быстро переваливать грузы с одного вида транспорта на другой и моментально отправлять их потребителю». Соответственно, не останутся в стороне и девелоперы. Можно прогнозировать, что, следуя тенденциям рынка, стремясь удовлетворить существующий спрос, со временем они станут закладывать площадки для кросс-докинга в логистические терминалы, а впоследствии – и возводить отдельные специализированные платформы. Но этого можно ожидать, разумеется, уже после того, как произойдет насыщение рынка стандартными складскими мощностями.

Коментарии (0)


Поделиться

1108

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre