На последней стадии
Данные по количеству отелей в городе, приводимые различными консалтинговыми компаниями и администрацией города, сильно разнятся. Это связано с тем, что многие малые и мини-отели не регистрируются как гостиницы. «По нашим собственным подсчетам, в апреле 2009 года в городе работали 382 гостиницы с 23 692 номерами (включая мини-отели и хостелы). Однако я не могу гарантировать, что эта цифра абсолютно точная. 2008 год ознаменовался существенным ростом предложения. По нашим данным, в Петербурге открылись 10 новых отелей на 1532 номера, причем 5 из них представляют крупные международные сети (Sokos, Marriott, Accor)», – говорит менеджер отдела консультационных услуг в области недвижимости и гостиничного бизнеса компании «Эрнст энд Янг» Екатерина Янут.
Среди наиболее крупных новых объектов директор по коммерческой недвижимости Becar Realty Group Алексей Лазутин называет 5-звездочный Sokos Palace Bridge (бывший Holiday Club), (Биржевой пер., 4, на 278 номеров) и 4-звездочные Sokos Hotel Olympic Garden (Батайский пер., 3, на 348 номеров), Sokos Hotel Vasilievsky (8-я линия В.О., 11–13, на 255 номеров), Courtyard by Marriott St. Petersburg Vasilievsky (2-я линия В.О., 61/30, лит. А, фонд – 214 номера).
По сведениям компании GVA Sawyer, если не считать мини-отели, то на конец I квартала 2009 года в городе функционировали 62 качественные гостиницы класса 3–5* с общим номерным фондом около 13 240 номеров. В структуре качественного номерного фонда преобладают отели категории 4* (49,5%), в меньшей степени представлены высококлассные гостиницы категории 5* (13%). При этом за I квартал текущего года две гостиницы 4* пополнили предложения на рынке: «Holiday Inn Московские ворота» на 557 номеров и «Москва-2» на 90 номеров. Специалисты GVA Sawyer отмечают, что ввод значительного числа проектов заявлен на 2009 год. В том числе около 400–520 номеров в 5-звездочных гостиницах, 900–1000 номеров в гостиницах класса 4* и около 230–400 номеров – в 3-звездочных.
Всего же, по данным АРИН, в стадии строительства находится 38 гостиниц. Наибольшее количество строящихся объектов (17 гостиниц) – на начальном этапе. На завершающем этапе – 11 объектов. Руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося Захарова располагает данными о том, что половина гостиничных строек приостановлена (52%, или 3136 номеров). При этом наибольшая строительная активность характерна для объектов, находящихся на завершающих стадиях строительства. «94% таких объектов активно достраиваются», – замечает эксперт.
«Говорить о том, что номерной фонд пополнится в текущем году на 1500 номеров, как прогнозировала администрация города, по-моему, рановато. Хорошо если этот прогноз оправдается на половину», – считает директор департамента загородной недвижимости АН «Бекар» Андрей Уманский (в недавнем прошлом зам. гендиректора гостиницы «Москва»). «Гостиничные инвестиции для большинства компаний-девелоперов не являются профильными. Чтобы сосредоточить средства в основной сфере деятельности, им приходится закрывать новые направления. Вторая, не менее важная, причина сокращения объемов строительства – сложность или невозможность получения банковского финансирования для продолжения стройки», – объясняет Екатерина Янут.
Кого ждем?
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, в 2008 году Северную столицу посетили 4,8 млн туристов, 2,3 млн из которых – иностранцы, а 2,5 млн – граждане России. В итоге, несмотря на некоторое снижение спроса в конце 2008 года, финансовые показатели гостиниц в среднем остались на уровне 2007 года. Но уже в I квартале 2009 года общий поток гостей города существенно снизился. Г-жа Янут говорит, что загрузка большинства гостиниц оказалась ниже загрузки прошлого года за этот период на 10–30%. Марина Усенко отмечает, что с февраля по март средневзвешенная заполняемость гостиниц Северной столицы составила 30%, это на 33% меньше, чем в прошлом году. По прогнозам аналитиков, по итогам 2009 года количество гостей города снизится на 25–30%.
«Некоторые гостиницы закладывают в планы снижение загрузки в летний сезон на 10% по сравнению с прошлым годом, в то же время есть отели, где почти все номера на высокий сезон уже забронированы. Но в целом интерес к нашему городу со стороны как иностранных, так и российских туристов (то есть именно неделовых гостей) остается высоким», – говорит Екатерина Янут. По ее словам, меньше страдают менее дорогие и удобно расположенные отели со сформировавшейся клиентской базой или те, что давно включены в международные системы бронирования, а также многие мини-отели центра, которые почти не ощутили снижения спроса.
«Если рассматривать туристический поток по направленности поездок, то больше всего пострадает деловой туризм. Связано это с низкой бизнес-активностью как непосредственно в городе, так и в целом в стране, а также с определенными финансовыми сложностями компаний, которые будут сокращать свои расходы, в том числе командировочные», – отмечает Зося Захарова. В связи с этим тяжелее всего приходится отелям с большим номерным фондом, рассчитанным на обслуживание крупных деловых мероприятий, а также гостиницам, которые открылись недавно, перед самым кризисом. «На них легла двойная нагрузка – «завоевание» рыночной ниши в период общего снижения спроса на размещение. Почти все собственники новых отелей привлекали для строительства кредитные средства, и сегодня поток, генерируемый деятельностью гостиниц не всегда достаточен, чтобы обеспечивать платежи по кредиту. В то же время активная маркетинговая политика этих отелей позволяет надеяться, что они успешно переживут кризис», – предполагает Екатерина Янут.
Сколько стоит?
Гостиничным операторам приходится, с одной стороны, искать новые пути привлечения клиентов, с другой – точки безубыточности своих проектов. По данным GVA Sawyer, если средняя стоимость размещения в отелях класса 4–5* в I квартале 2008 года составляла 7103–12 592 руб. в сутки, то в I квартале 2009 года цены размещения варьировали от 5370 до 14 325 руб. в сутки. Ненамного подешевели и отели категории 3* – 3639 руб. в сутки в 2008 году против 3090 руб. в 2009-м.
«Многие гостиницы, как крупные, так и небольшие, в 2009 даже подняли цены проживания в рублях на 10–25% по сравнению с ценами 2008 года. Остальные оставили рублевые цены на прежнем уровне. Большинство гостиниц стремится поддерживать заявленный уровень цен «от стойки», включая в ту же цену дополнительные услуги (то есть снижая цены неявно, но гибко). Все отели активизировали маркетинговые мероприятия, предлагая различные пакеты услуг со скидками групповым и постоянным клиентам, спецакции для семейных и корпоративных клиентов», – отмечает Екатерина Янут.
«Издержки на обслуживание гостиницы не снизились, коммунальные тарифы даже увеличились, поэтому снижать цены просто не с чего. Стоимость номера «от стойки» практически не изменились. Правда, чтобы привлечь клиентов, все гостиницы предусматривают создание пакетных предложений, отдают номера по корпоративным ценам», – объясняет г-н Уманский.
За счет разницы в курсах валют отельерам пока удается сохранять свой рублевый доход с гостевого номера на прежнем уровне. «За I квартал 2009 года в долларовом выражении качественный номерной фонд просел по ценам на 28–30%. Но в рублях средняя цена осталась примерно та же», – говорит Марина Усенко, исполнительный вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels. На эту же тенденцию указывают и владельцы мини-отелей. «Курс доллара и евро вырос, поэтому даже если, в соответствии с пониженным спросом, цены на проживание снижались, то это нивелировалось курсовой разницей», – говорит бизнесмен Игорь Бурдинский, владеющий мини-отелем в восстановленном доме Старова на ул. Белинского.
Как преодолеть последствия кризиса?
Поскольку затраты на обслуживание номеров не позволяют отельерам существенно снижать рублевые цены, подавляющая часть экономии лежит в сфере организации управления отелями. Так, в I квартале некоторые отели, включая гранд-отель «Европа», заморозили часть номеров до наступления лета. И можно не сомневаться, что по окончании высокого сезона отельеры вернутся к этой практике. «Да, как правило, экономия – это консервация номеров, когда гостиница просто перекрывает коридор и экономит таким образом на эксплуатации и клининге части здания, на коммунальных расходах. Сокращение персонала – да, но только в очень крайних случаях. Гостиницы, тем более крупные сетевые, крайне неохотно расстаются с персоналом, так как набрать хороших сотрудников в гостиницу очень сложно. Гостиничный бизнес – это сервис, где 90% успеха – это персонал. Расстаться с людьми сейчас – значит обозначить себе кадровую проблему в ближайшем будущем. Не любят сетевые операторы и снижения затрат на обслуживание, так как это бьет по уровню сервиса», – говорит Андрей Уманский.
Тем не менее эксперты АРИН уверены, что, поскольку увеличения турпотока в ближайшие годы ожидать не приходится, а количество качественных объектов возросло, отельерам рано или поздно придется снизить и рублевые цены. «При сокращении турпотока увеличится конкуренция, соответственно, выигрывает тот, кто сможет предложить за более низкую цену лучшее качество проживания. Поэтому нас ожидает снижение цен на проживание. Особенно это будет заметно в гостиницах 3–4*, в меньшей степени это затронет 5-звездочные отели», – уверена Зося Захарова. «Небольшое снижение, по моим данным, произошло в недорогих гостиницах 2–3*. Официально такую информацию никто не подтверждает, но по внутренним данным, снижение составило около 10–15%», – согласен Андрей Уманский.
В первый раз в экономкласс
«В этих условиях легче будет выжить сетевым отелям крупных международных операторов (в частности, в марте этого года SPA-отель Holiday Club St. Petersburg перешел в состав сети финской корпорации S-Group, владеющей гостиницами Sokos Hotels, под новым наименованием – Sokos Hotel Palace Bridge). Строительство гостиниц в Петербурге не остановится, хотя темпы прироста номерного фонда, вероятнее всего, замедлятся», – резюмирует Алексей Лазутин.
«Тенденция последних лет – некоторое снижение иностранного туризма и увеличение числа российских туристов в городе. И тот и другой поток будет сокращаться в связи с кризисом, но в большей степени это коснется иностранных туристов: они будут выбирать более комфортные города. Что касается российского туризма, то из всех регионов РФ Петербург и Москва наиболее значимы и интересны для наших соотечественников и те, у кого будет возможность посетить Петербург, вряд ли от этого окажутся», – рассуждает Зося Захарова.
Владельцам пригородных отелей кризис сулит увеличение числа отдыхающих за счет петербуржцев, которые решат сэкономить на загранпоездках и остаться в Ленобласти. «Мы рассчитываем на достаточно высокую загрузку отеля в грядущем сезоне. Это прежде всего обусловлено тем, что в связи с ростом евро и доллара цены на размещение в зарубежных отелях выросли по сравнению с прошлым годом. Многие жители Санкт-Петербурга заменят привычные выезды за границу отдыхом в Курортном районе», – уверена Оксана Капшукова, директор по продажам яхт-клуба «Терийоки». Ставку на эту тенденцию уже сделали и владельцы горнолыжных курортов под Петербургом – они активно работают над превращением зимних курортов в круглогодичные центры отдыха.
«Некоторые инвесторы, у которых достаточно собственных средств и которых по разным причинам интересуют гостиничные инвестиции, не отказываются от своих планов. Сегодня после полугодового перерыва наша компания получила заказы на разработку концепций и подготовку экономических обоснований строительства нескольких новых отелей», – констатирует Екатерина Янут. По данным АРИН, активнее всего достраиваются гостиницы категории 3*: в сфере, ориентированной на обслуживание экономного туриста, девелоперы видят определенные перспективы для развития бизнеса. Возможна и переориентация девелоперов гостиниц в начальной стадии строительства на более экономичные форматы. «Я не вижу причин, по которым девелоперам сейчас стоит идти на гостиничный рынок Питера с новыми проектами. Скорее следует говорить о том, что им надо корректировать существующие», – отмечает Марина Усенко.
«Строительство гостиниц экономкласса актуально всегда, так как в Петербурге их практически нет. Тем более что сейчас, пользуясь сравнительно низкими ценами на строительство, можно заложить проект, который потом окупится на растущем рынке. Кризис же не вечен. А вот строительство 5-звездочного отеля – это, как правило, строительство под крупного сетевого оператора, и здесь нельзя сэкономить, так как у мировых сетевых операторов очень жесткие требования, к тому же впоследствии оператор будет «забирать» до трети прибыли от гостиницы. В результате дорогие отели гораздо дольше окупаются», – говорит Андрей Уманский.
«Сейчас спрос будет больше ориентирован на экономичные гостиницы недалеко от центральных магистралей, метро, качественные и недорогие. Чтобы такие проекты не были очень рискованными, они должны быть небольшими по объему номерного фонда. Тогда их можно реализовать либо без дополнительного финансирования, либо с небольшой долей заемных средств. Также актуальны будут и суперэкономичные гостиницы – хостелы, сегмент достаточно новый для нашего города. Такие номера будут востребованы как в молодежной среде, так и среди других категорий российских туристов», – согласна с коллегой Зося Захарова.
«В условиях кризиса любое новое строительство проблематично в первую очередь из-за неопределенности рыночных прогнозов и из-за проблем с финансированием. К тому же сегодня на рынке можно купить любой готовый объект, не обременяя себя проблемами нового строительства. Что касается отелей экономкласса (уровень 2–3* по западным стандартам), то могу однозначно сказать, что рыночная ниша современных недорогих отелей, предоставляющих минимум услуг (только размещение или размещение плюс завтрак), сейчас свободна», – подводит итог Екатерина Янут.
не указано
Туристы не загостятся
Путешествия и деловые поездки – вот первое, на чем люди стали экономить в период кризиса. Петербург, как город, включенный в глобальный туристический рынок, не оказался в стороне от общемировых тенденций. Гостиничный сектор, еще год назад выглядевший столь привлекательно в глазах инвесторов (особенно в своем верхнем ценовом сегменте), сегодня переживает не лучшие времена. Нынешний высокий сезон по своим показателям грозит оказаться ниже предыдущего.
15.07.2009
2090