Обзор рынка многозальных кинотеатров в составе торговых центров

Рынок многозальных кинотеатров в Санкт-Петербурге далек от насыщения, об этом красноречиво свидетельствуют очереди в кассах действующих мультиплексов. Сегодня большой интерес к потенциалу рынка проявляют как местные компании, так и сетевые операторы федерального масштаба.

2150
Автор: Виталия Львова

Обзор
По данным компании «Невафильм», за прошедший 2004 год количество экранов в петербургских кинотеатрах увеличилось на 111%, то есть более чем в два раза. При этом рынок многозальных кинотеатров в городе пока не подошел к порогу «первичного насыщения», поэтому практически в каждом строящемся торговом центре запланирован мультиплекс.
Согласно американской классификации, мультиплексом называется многозальный кинотеатр, в котором представлено более 8 залов. Многозальные кинотеатры с числом залов менее 8 по американским стандартам называют мини-плексами. Опираясь на данную классификацию, на конец 2004 года в Санкт-Петербурге было представлено:

  • 5 двухзальных кинотеатров (доля рынка – 18%),
  • 1 трехзальный кинотеатр (доля рынка – 5 %),
  • 2 четырехзальных кинотеатра (доля рынка – 13%),
  • 2 пятизальных кинотеатра (доля рынка – 15%), 
  • 1 шестизальный кинотеатр (доля рынка – 7%), 
  • 1 семизальный кинотеатр (доля рынка – 13%),
  • 1 восьмизальный кинотеатр (доля рынка – 9%).

Таким образом, на рынке города были представлены 13 многозальных кинотеатров, 12 из которых являются мини-плексами. Общее число залов в мини-плексах и мультиплексах равно 52, а общее число мест – чуть более 9000.
По данным Colliers International, на сегодняшний день в составе торговых центров работают 7 кинотеатров, из которых 6 – в составе петербургской сети «Кронверк Синема» (оператор – «Эпос»); 1 кинотеатр на 2 зала в торговом центре «Гулливер» принадлежит сети «Мираж Синема».
Расположение мультиплексов в торговых комплексах тесно связано с их развитием. Тенденция развития многозальных кинотеатров в торговых комплексах направлена на удовлетворение различных потребностей потенциальных покупателей. Большинство мультиплексов созданы как кинотеатры для семейного просмотра, что определяет их репертуар и спектр дополнительных услуг. Мультиплекс является одним из наиболее крупных «якорей» торгового комплекса, привлекающим иногда по несколько тысяч человек в день. Эсперты полагают, что успешность и доходность торгового комплекса тесно связана с расположенным в нем мультиплексом. По данным экспертов, от 5 до 10% посетителей ТЦ посещают мультиплекс.

Спрос
Спрос на помещения в составе торговых центров для организации многозальных кинотеатров в Санкт-Петербурге формируют в основном местные операторы, конкуренцию которым с недавних пор пытаются составить московские сети.
К лету 2005 года в Санкт-Петербурге будет функционировать 3 сети мультиплексов:
На сегодняшний день сеть «Кронверк Синема» состоит из 6 кинотеатров:

  • «Заневский Каскад» (5 залов, 1000 мест), 
  • «Академический» (5 залов, 800 мест), 
  • «Норд» (6 залов, 800 мест), 
  • «Меркурий» (8 залов, 1000 мест), 
  • «Балканский» (7 залов, 1500 мест),
  • «Нео» (2 зала, 300 мест).

Киноцентр «Мираж-Синема» существует уже несколько лет на Большом пр. Петроградской стороны. 
В 2004 году открылся мини-плекс сети «Мижа-Синема» в составе ТЦ «Гулливер» (2 зала).
Федеральная сеть «РосКиноПрокат») планирует открыть кинотеатр на 8 залов в составе торгового центра «ПИК» в апреле – мае 2005 года.
Самой большой сетью кинотеатров в Санкт-Петербурге является «Кронверк Синема». Ей принадлежит самый большой кинотеатр Петербурга – «Балканский», рассчитанный на 7 залов и вмещающий 1500 зрителей, а также мультиплекс, расположенный в торгово-развлекательном центре «Меркурий», имеющий 8 залов.

Предложение
Преимущества присутствия кинотеатра в составе ТРЦ по сравнению с обособленным размещением очевидны, они определяются двумя основными группами факторами. Во-первых, кинотеатр выгодно размещать в ТРЦ, так как это обеспечивает дополнительный поток зрителей.
Комплексный развлекательный блок в ТРЦ выполняет так называемую якорную функцию (правильнее назвать ее функцией магнита, «генератора» потока посетителей), в результате это улучшает показатели посещаемости торговой зоны, что, безусловно, положительно скажется на экономике центра, величине арендных ставок.
Кроме того, объединение торговой и развлекательной концепций, безусловно, перспективно, выгодно для обеих сторон. С одной стороны, размещая мультиплекс в торговом комплексе, оператор экономит свои ресурсы – средства, необходимые для того, чтобы получить земельный участок и разрешительные документы на строительство, вкладывает девелопер. Многозальные кинотеатры (мультиплексы) чаще всего располагаются на последних этажах торгового комплекса. В то же время мультиплекс не только занимает площади, заведомо менее привлекательные для торговли, но и поднимает уровень арендных ставок для соседних площадей.
По данным компании «Астера», стоимость аренды торговых площадей для мультиплексов колеблется от $180 до $250 за 1 кв. м в год. В то же время в Colliers International, говорят о том, что $180 является «потолком» для Петербурга.
В некоторых случаях операторы выкупают площади в торговых центрах в собственность. Цены продаж могут варьироваться в широких диапазонах, нижнюю границу можно обозначить в $800 за 1 кв. м. Объем инвестиций в строительство одного зала мультиплекса может составлять от $150 тыс. (данные ЗАО «Банкирский дом «Санкт-Петербург») до $500 тыс. (данные «Астера»).
В данный момент в Петербурге одновременно осуществляется много кинопрокатных проектов, которые будут размещены в крупных торговых центрах. К таковым относятся: несколько проектов торговых центров компании «Макромир», торговый центр компании «Доринда», торговый центр «Нептун», проект компании RBI, торговый центр «Мега» рядом с магазином IKEA, проект компании Vinci Constructio-Grands Project, проект компании «Синема Парк» в торговом центре «Гранд Каньон».
Данные с объекты находятся в разной степени реализации. Тем не менее к открытию в 2005 году завялены следующие мультиплексы в составе торговых центров:

  • В составе торгового центра «Гранд Каньон» московский оператор «Синема Парк» откроет самый большой в городе мультиплекс общей площадью 8 тыс. кв. м. Мультиплекс будет включать в себя 9 залов и сможет принять 2300 зрителей. По данным компании «Синема Парк», объем инвестиций в проект составил $12 млн. Площадь в торговом центре была выкуплена в собственность. «Синема Парк» также рассматривает возможность открытия обособленного мультиплекса на Московском проспекте.
  • Сеть «Инвесткинопроект» в 2005 году реализует совместно с компанией «Адамант» проект реконструкции здания Варшавского вокзала. В здании разместится развлекательный комплекс Le Train Bleu («Синий поезд»). Концепция комплекса предполагает объединение под одной крышей множества развлекательных объектов. Заявлено о строительстве киноплекса на 9 залов. 
  •  Компания Ramenka также планирует разместить многозальный кинотеатр (ориентировочно 5 залов) в своем торговом центре на Коломяжском пр. По неподтвержденной информации, данный объект рассматривается сетью «Формула Кино».
  • 6-зальный мультиплекс заявлен в торговом центре «Континент». Предполагалось, что здесь разместится объект сети «Кронверк Синема». Однако в ближайший год сеть не планирует открытия своих объектов в составе торговых центров. 
  • В 2005 году откроется киноцентр «Кронверк Синема» в Александровском саду на 10 залов (2000 зрителей): один – премьерный, два – VIP-зала, один – IMAX. 
  •  В 2006 году в торгово-гостиничном комплексе «Румба» у Кировского завода (застройщик – «Петромобильстрой») сеть «Киномакс» планирует открыть киноплекс на 4 зала.

Тенденции

  • В течение нескольких лет кинотеатры скорее всего будут объединяться в блоки по 10–20 с целью снижения маркетинговых затрат, затрат на поставки продуктов и на приобретение прав на демонстрацию кинофильмов.
  • Специалисты Colliers International отмечают интерес некоторых операторов к участию в проектах как соинвесторы. Суть заключается в том, что оператор мультиплекса не выкупает конкретные метры для размещения на них кинотеатра, а участвует в проекте как соинвестор, получая в последующем часть дохода торгового центра пропорционально своей доле. В то же время кинотеатр формально размещен на объекте на условиях аренды. Эта схема может повысить инвестиционную привлекательность торгового центра (по сравнению с вариантом приобретения площадей под мультиплекс в собственность). 
  • В ближайшее время может войти в широкое применение схема начисления арендной платы мультиплексу как процент от его оборота.

Прогноз
По разным оценкам, для первоначального насыщения Петербургу необходимо еще 100–50 кинозалов. Местные игроки «Кронверк Синема» и «Мираж Синема» планирует расширяться. Также на рынок города будут выходить новые сети – уже упомянутые «Синема Парк», «Киномакс». В то же время некоторые кинотеатральные сети, которые еще год назад рассматривали рынок Санкт-Петербурга как потенциально интересный, сейчас пересматривают свои планы в связи возрастающей конкуренцией.




Поделиться

1301

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre