Юсси Куутса: «Город не должен превращаться в музей под открытым небом»

Уровень конкуренции на рынке торгово-развлекательных комплексов в Петербурге вовсе не так высок, как считают местные игроки, полагает Юсси Куутса, директор по развитию международных операций финской Stockmann Group. В интервью «CRE Северо-Запад» он рассказал о планах развития бизнеса Stockmann в Петербурге, а также о том, как шли согласования строительства ТРК «Невский центр» на площади Восстания.
2594
Изображение взято из источника: cre
Автор: Федор Анненский
– Когда планируется открытие ТРК «Невский центр» на углу улицы Восстания и Невского проспекта? И что будет после открытия этого комплекса с вашим магазином на углу Невского проспекта и Казанской улицы?

– Открытие «Невского центра» запланировано на ноябрь 2010 года. Каркас здания почти готов, скоро начнется возведение крыши и работы по внутренней отделке. Что касается судьбы магазина в начале Невского проспекта, он точно закроется. Правда, мы пока не решили, что делать с этими помещениями. Возможно, будем развивать там магазины других наших сетей, например Seppala или Lindex. Окончательное решение по этому поводу будет принято до конца лета.

– Если судить по первоначальным планам Stockmann, открытие «Невского центра» уже должно было состояться. Еще в 2006 или в 2007 году в отчете вашей компании говорилось, что из-за бюрократических проволочек срок переносится, а стоимость объекта значительно выросла. С какими сложностями вам пришлось столкнуться при реализации этого проекта?

– Действительно, у нас были определенные сложности с согласованием проекта и получением раз решения на строительство. Пришлось собирать в разных инстанциях огромное количество документов. Но в 2008 году мы все же получили разрешение на строительство и сумели построить подземный гараж и каркас здания всего за 15 месяцев.

– Насколько отличаются схемы согласования и строительства проектов в Петербурге и в Финляндии?

– На согласование крупных проектов в Финляндии и Петербурге уходит примерно одинаковое время. В Петербурге сложность заключается в том, что многие крупные проекты являются уникальными, а законодательно-правовая база не всегда четко регламентирует согласование таких проектов. Поэтому часто крупные девелоперские проекты согласуются по индивидуальной схеме. В Финляндии все более стандартизовано, но там необходимо не меньше, а может, даже и больше согласований. В Петербурге же, если ты четко аргументируешь плюсы проекта, некоторые стадии удается согласовывать очень быстро. Строительство в России реализуется гораздо быстрее. В Финляндии строительные работы прекращаются в 16:00, кроме того, там нельзя работать по выходным. А в России можно строить буквально круглые сутки и семь дней в неделю.

– Удалось ли вам уложиться в первоначальную смету проекта? Заявленные 185 млн евро, которые Stockmann инвестирует в проект, предполагались изначально или все же стоимость «Невского центра» выросла?

– Изначально мы планировали инвестировать в проект примерно 120 млн евро. Но из-за сложностей с согласованием и вынужденным переносом сроков строительства его стоимость выросла до 185 млн евро. Простой пришелся как раз на период серьезного роста цен на стройматериалы и строительные работы. Стоимость комплекса могла быть еще больше, если бы не кризис, благодаря которому стройматериалы даже подешевели, а подрядчики стали более лояльными к заказчикам. Так что кризис в определенной степени нам даже помог.

– С какими еще сложностями ваша компания столкнулась в ходе строительства? Насколько я помню, пришлось доказывать, что из-за строительства «Невского центра» не разрушаются соседние здания.

– Я помню о протестах наших соседей, но проведенные экспертизы показали, что строительство не влияет на состояние их домов. Перед началом возведения объекта мы получили ряд разрешений на строительство. Это доказывает, что в этом месте можно строить подобный объект. Кроме того, если бы мы не взялись за проект реконструкции зданий на углу Невского проспекта и улицы Восстания, они уже разрушились бы. Перед началом строительства эти дома находились в ужасном состоянии, и их превращение в руины – это был лишь вопрос нескольких лет.

– Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) намеревается доказать в суде, что данное много лет назад согласование по высотности «Невского центра» незаконно. Когда и кем согласована высотность здания и что вы думаете о подобных проявлениях общественного протеста?

– Гражданское право каждого человека – высказывать свою точку зрения. Мы уважаем это право. Но справедливости ради отмечу, что массовых протестов против строительства «Невского центра» не было. Выступали скорее отдельные граждане с плакатами. Высота здания (35 м) впервые была согласована еще нашим предшественником – немецкой компанией SPAG в 1999 году. Тогда высотность объекта была внесена в градостроительный план и было получено разрешение на строительство. После того как Stockmann купила этот проект у SPAG, мы внесли в архитектурный проект ряд изменений, которые также согласовали в КГА и КГИОП. В частности, отдельным пожеланием этих комитетов было полное воссоздание фасадов зданий. Была согласована и высотность. Последнее разрешение на строительство мы получили в 2008 году.

– Что вы будете делать с высотностью, если суд будет не на стороне городских чиновников и вашей компании? В Петербурге уже был прецедент, когда здание биржи на Васильевском острове, построенное со всеми согласованиями, пришлось понижать.

– Пока это лишь гипотетические рассуждения, в которые я бы не хотел вдаваться. Повторюсь, что мы получили все согласования на проект и реализуем его в соответствии с действующими в России законами и петербургскими градостроительными нормами.

– Приходилось ли вам сталкиваться с протестами по поводу строительства комплексов Stockmann в других городах? Насколько градостроительные правила, например, в Хельсинки демократичнее или жестче, чем в России?

– Когда Stockmann делал стеклянную пристройку к своему флагманскому универмагу в центре Хельсинки, некоторые жители этого города протестовали против проекта. Однако проект все же был реализован благодаря поддержке городских властей. По прошествии всего пары лет жители Хельсинки привыкли к новому виду, можно даже сказать, что большинству горожан он нравится. Ни один город, даже такой уникальный, как Санкт-Петербург, не должен превращаться в музей под открытым небом. Архитектура, в том числе и в историческом центре, должна развиваться. Всем известен пример Эйфелевой башни, со временем превратившейся из объекта ненависти парижан в символ города. Другой вопрос, что городские власти должны жестко контролировать эти процессы.

– В интервью «CRE Северо-Запад» глава КИСП Алексей Чичканов заявил, что город рассматривает возможность участия в проекте подземной парковки «Невского центра» на условиях государственно-частного партнерства. Начались ли уже переговоры и что вы думаете по поводу такой возможности?

– Пока никто из администрации Петербурга не предлагал Stockmann участвовать в строительстве гаража в рамках ГЧП. Да и сделать сегодня это будет достаточно сложно, ведь объект уже построен. Хотя сама возможность такого партнерства для нас является достаточно привлекательной. Окупаемость гаража, несмотря на его гарантированное заполнение ввиду отсутствия в районе площади Восстания больших парковок, превышает 20 лет. Это бизнес для терпеливых. Мы рассматриваем гараж скорее в качестве имиджевого дополнения к комплексу. И хотя пока мы планируем сами управлять этим объектом, взаимодействие с городом возможно. Не стоит забывать, что такой объект не только аккумулирует финансовые потоки, но и будет играть значимую социальную роль. Так что если от администрации Петербурга поступят предложения, мы их, безусловно, рассмотрим.

– В «Невском центре» универмаг Stockmann займет примерно половину от торговых площадей, остальные 22,7 тыс. кв. м будут сдаваться в аренду. Насколько уже заполнен объект арендаторами?

– Сейчас у нас сдано больше 90% помещений, предназначенных для арендаторов. Это ряд очень известных брендов самого высокого уровня. Таких, например, как H&M, BodyShop, Mothercare и др. Ряд арендаторов «Невского центра» впервые придет на петербургский рынок.

– Что это за компании?

– Например, Fazer, которая впервые в России откроет в «Невском центре» свое кафе. С этой компанией у нас налажены прочные партнерские отношения по деятельности в Финляндии, где они арендуют помещения и управляют ресторанами в наших торговых комплексах, в том числе во флагманском торговом центре.

– Были сообщения о том, что вы договорились об открытии в «Невском центре» магазина H&M. Сколько они у вас собираются арендовать?

– H&M действительно будет арендовать у нас около 2,5 тыс. кв. м. Насколько я представляю себе планы развития этой компании, их магазин в «Невском центре» будет одним из центральных в петербургской сети.

– Не возникнет ли конкуренции с этим известным одежным брендом? Есть ли опыт соседства в других городах?

– В Хельсинки мы не находимся в одном здании, но там рядом со Stockmann располагаются сразу несколько магазинов H&M. Так что можно сказать, что мы работаем с одними потоками покупателей. При этом Stockmann не испытывает недостатка в покупателях. Стоит учитывать, что ассортименты Stockmann и H&M находятся в разных ценовых категориях – средний чек в нашем торговом центре заметно выше. Хотя мы планируем несколько оптимизировать для Петербурга ассортимент и ценовую политику. В «Невском центре» будут представлены как товары верхнего сегмента, так и одежда и обувь среднеценового диапазона и даже одежда, обувь и аксессуары, стоимость которых будет немного ниже среднего уровня. Несмотря на это, я не опасаюсь, что универмаг Stockmann будет испытывать серьезную конкуренцию со стороны H&M. С H&M мы будем скорее дополнять друг друга. Кстати, в Москве мы уже работаем с H&M в торговых комплексах «Мега», и могу сказать, что от такого соседства мы только выигрываем.

– Почему вы не спешите открывать свои универмаги в петербургских «Мегах»?

– В Москве мы открыли универмаги в «Мегах», потому что там есть стабильный и очень высокий поток покупателей. Когда мы рассматривали возможность открытия центров Stockmann в петербургских «Мегах», они еще не пользовались такой популярностью. Сегодня популярность ТРК «Мега» высока и в Петербурге, но я считаю, что в вашем городе логичнее открывать торговые комплексы в центре города и неподалеку от него, а не развивать моллы на периферии. В перспективе, как раз из-за строительства современных торговых комплексов в центре города, в «Меги» будет ездить меньше петербуржцев.

– Как вы оцениваете конкурентную среду, которая сложится в районе площади Восстания? Кроме традиционно богатого на массовые магазины Невского проспекта и Староневского, где много бутиков, рядом строится торговый центр Galeria, который сопоставим по размерам с вашим магазином.

– Наша компания работает на рынке розничной торговли уже около 150 лет. Мы развивались вместе с рынком и отлично понимаем, как строить свою деятельность в условиях высокой конкуренции. Если вы были в центре Хельсинки, то знаете, что рядом с флагманским универмагом Stockmann располагается торговый центр Forum и еще два сопоставимых по объемам ТРК. Качественных торговых комплексов в Петербурге не хватает, так что место на рынке будет и для «Невского центра», и для Galeria.

– Часто одни и те же вещи в российских магазинах стоят значительно дороже, чем в европейских торговых точках этой же компании. Как будет строиться ваша ценовая политика в Петербурге?

– Стоимость вещей в российском Stockmann, как правило, на 10–20% выше, чем, скажем, в Финляндии. Измениться эта ситуация может только после изменения российского таможенного законодательства.

– Почему решили закрыть российские магазины Nike?

– Мы решили развивать это направление, потому что Nike является одним из наших надежных партнеров по поставке товаров в универмаги Stockmann и отношения между нашими компаниями традиционно очень хорошие. Но рентабельность российских магазинов была не очень высокой. Уровень операционной рентабельности этих магазинов я назвать не могу, но он нас не устраивал, и Stockmann решил отказаться от этого направления. Часть магазинов закрыта, а часть передана в управление другой компании. Впрочем, Nike остается одним из наших поставщиков, и продукцию этой компании можно будет приобрести в том числе в универмаге Stockmann.

– Расскажите о планах развития в России, и в Петербурге в частности, сетей Seppala и Lindex, которые также развивает ваша компания. Сколько уже магазинов этой сети работает в России и Петербурге и каковы планы по расширению сети?

– Сейчас в Петербурге работает 11 магазинов Seppala, а по России их открыто около 40 в 11 регионах. География сети Lindex пока не так широка. В Петербурге только один магазин Lindex – в ТРК «Атмосфера». Кроме него в России работает еще шесть магазинов в шести городах. В первую очередь мы рассматриваем для открытия новых магазинов этих сетей города-миллионники. В них еще достаточно места для развития. Если говорить о темпах развития, то в ближайший год мы планируем открыть от пяти до десяти магазинов обеих сетей. Впрочем, темпы открытия новых магазинов будут зависеть от развития в российских городах качественных торговых центров. Пока количество таких объектов ограниченно, а с сегментом стрит-ритейла в России мы работаем не очень охотно. Для концепции Seppala и Lindex больше всего подходят именно современные торговые центры, которые посещают семейные люди. А в стрит-ритейле подходящие помещения удается найти очень редко, и, как правило, цены на аренду там просто нереальные.

Справка

Stockmann – финский ритейлер, основан в 1862 году в Хельсинки. Специализируется на строительстве одноименных торговых центров, а также на управлении универмагами Stockmann, которых в Европе насчитывается 14, из них в России 5. Кроме того, группа развивает розничные сети Seppala и Lindex. В 2009 году выручка Stockmann превысила 2 млрд евро, операционная прибыль – 85 млн евро.
Юсси Куутса родился в 1964 году в г. Йисалми (Финляндия). В 1991 году окончил экономический факультет Университета г. Вааса (Финляндия). В 1991–1996 годах работал менеджером по экспорту финской фирмы Timberjack. В 1996 году стал региональным менеджером Stockmann по России. В 2000 году – директор международных операций группы универмагов Stockmann. С 2006 года занимает должность директора по развитию международных операций концерна Stockmann.



Поделиться

14078

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre