Юсси Куутса: «Город не должен превращаться в музей под открытым небом»

Уровень конкуренции на рынке торгово-развлекательных комплексов в Петербурге вовсе не так высок, как считают местные игроки, полагает Юсси Куутса, директор по развитию международных операций финской Stockmann Group. В интервью «CRE Северо-Запад» он рассказал о планах развития бизнеса Stockmann в Петербурге, а также о том, как шли согласования строительства ТРК «Невский центр» на площади Восстания.
2570
Изображение взято из источника: cre
Автор: Федор Анненский
– Когда планируется открытие ТРК «Невский центр» на углу улицы Восстания и Невского проспекта? И что будет после открытия этого комплекса с вашим магазином на углу Невского проспекта и Казанской улицы?

– Открытие «Невского центра» запланировано на ноябрь 2010 года. Каркас здания почти готов, скоро начнется возведение крыши и работы по внутренней отделке. Что касается судьбы магазина в начале Невского проспекта, он точно закроется. Правда, мы пока не решили, что делать с этими помещениями. Возможно, будем развивать там магазины других наших сетей, например Seppala или Lindex. Окончательное решение по этому поводу будет принято до конца лета.

– Если судить по первоначальным планам Stockmann, открытие «Невского центра» уже должно было состояться. Еще в 2006 или в 2007 году в отчете вашей компании говорилось, что из-за бюрократических проволочек срок переносится, а стоимость объекта значительно выросла. С какими сложностями вам пришлось столкнуться при реализации этого проекта?

– Действительно, у нас были определенные сложности с согласованием проекта и получением раз решения на строительство. Пришлось собирать в разных инстанциях огромное количество документов. Но в 2008 году мы все же получили разрешение на строительство и сумели построить подземный гараж и каркас здания всего за 15 месяцев.

– Насколько отличаются схемы согласования и строительства проектов в Петербурге и в Финляндии?

– На согласование крупных проектов в Финляндии и Петербурге уходит примерно одинаковое время. В Петербурге сложность заключается в том, что многие крупные проекты являются уникальными, а законодательно-правовая база не всегда четко регламентирует согласование таких проектов. Поэтому часто крупные девелоперские проекты согласуются по индивидуальной схеме. В Финляндии все более стандартизовано, но там необходимо не меньше, а может, даже и больше согласований. В Петербурге же, если ты четко аргументируешь плюсы проекта, некоторые стадии удается согласовывать очень быстро. Строительство в России реализуется гораздо быстрее. В Финляндии строительные работы прекращаются в 16:00, кроме того, там нельзя работать по выходным. А в России можно строить буквально круглые сутки и семь дней в неделю.

– Удалось ли вам уложиться в первоначальную смету проекта? Заявленные 185 млн евро, которые Stockmann инвестирует в проект, предполагались изначально или все же стоимость «Невского центра» выросла?

– Изначально мы планировали инвестировать в проект примерно 120 млн евро. Но из-за сложностей с согласованием и вынужденным переносом сроков строительства его стоимость выросла до 185 млн евро. Простой пришелся как раз на период серьезного роста цен на стройматериалы и строительные работы. Стоимость комплекса могла быть еще больше, если бы не кризис, благодаря которому стройматериалы даже подешевели, а подрядчики стали более лояльными к заказчикам. Так что кризис в определенной степени нам даже помог.

– С какими еще сложностями ваша компания столкнулась в ходе строительства? Насколько я помню, пришлось доказывать, что из-за строительства «Невского центра» не разрушаются соседние здания.

– Я помню о протестах наших соседей, но проведенные экспертизы показали, что строительство не влияет на состояние их домов. Перед началом возведения объекта мы получили ряд разрешений на строительство. Это доказывает, что в этом месте можно строить подобный объект. Кроме того, если бы мы не взялись за проект реконструкции зданий на углу Невского проспекта и улицы Восстания, они уже разрушились бы. Перед началом строительства эти дома находились в ужасном состоянии, и их превращение в руины – это был лишь вопрос нескольких лет.

– Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) намеревается доказать в суде, что данное много лет назад согласование по высотности «Невского центра» незаконно. Когда и кем согласована высотность здания и что вы думаете о подобных проявлениях общественного протеста?

– Гражданское право каждого человека – высказывать свою точку зрения. Мы уважаем это право. Но справедливости ради отмечу, что массовых протестов против строительства «Невского центра» не было. Выступали скорее отдельные граждане с плакатами. Высота здания (35 м) впервые была согласована еще нашим предшественником – немецкой компанией SPAG в 1999 году. Тогда высотность объекта была внесена в градостроительный план и было получено разрешение на строительство. После того как Stockmann купила этот проект у SPAG, мы внесли в архитектурный проект ряд изменений, которые также согласовали в КГА и КГИОП. В частности, отдельным пожеланием этих комитетов было полное воссоздание фасадов зданий. Была согласована и высотность. Последнее разрешение на строительство мы получили в 2008 году.

– Что вы будете делать с высотностью, если суд будет не на стороне городских чиновников и вашей компании? В Петербурге уже был прецедент, когда здание биржи на Васильевском острове, построенное со всеми согласованиями, пришлось понижать.

– Пока это лишь гипотетические рассуждения, в которые я бы не хотел вдаваться. Повторюсь, что мы получили все согласования на проект и реализуем его в соответствии с действующими в России законами и петербургскими градостроительными нормами.

– Приходилось ли вам сталкиваться с протестами по поводу строительства комплексов Stockmann в других городах? Насколько градостроительные правила, например, в Хельсинки демократичнее или жестче, чем в России?

– Когда Stockmann делал стеклянную пристройку к своему флагманскому универмагу в центре Хельсинки, некоторые жители этого города протестовали против проекта. Однако проект все же был реализован благодаря поддержке городских властей. По прошествии всего пары лет жители Хельсинки привыкли к новому виду, можно даже сказать, что большинству горожан он нравится. Ни один город, даже такой уникальный, как Санкт-Петербург, не должен превращаться в музей под открытым небом. Архитектура, в том числе и в историческом центре, должна развиваться. Всем известен пример Эйфелевой башни, со временем превратившейся из объекта ненависти парижан в символ города. Другой вопрос, что городские власти должны жестко контролировать эти процессы.

– В интервью «CRE Северо-Запад» глава КИСП Алексей Чичканов заявил, что город рассматривает возможность участия в проекте подземной парковки «Невского центра» на условиях государственно-частного партнерства. Начались ли уже переговоры и что вы думаете по поводу такой возможности?

– Пока никто из администрации Петербурга не предлагал Stockmann участвовать в строительстве гаража в рамках ГЧП. Да и сделать сегодня это будет достаточно сложно, ведь объект уже построен. Хотя сама возможность такого партнерства для нас является достаточно привлекательной. Окупаемость гаража, несмотря на его гарантированное заполнение ввиду отсутствия в районе площади Восстания больших парковок, превышает 20 лет. Это бизнес для терпеливых. Мы рассматриваем гараж скорее в качестве имиджевого дополнения к комплексу. И хотя пока мы планируем сами управлять этим объектом, взаимодействие с городом возможно. Не стоит забывать, что такой объект не только аккумулирует финансовые потоки, но и будет играть значимую социальную роль. Так что если от администрации Петербурга поступят предложения, мы их, безусловно, рассмотрим.

– В «Невском центре» универмаг Stockmann займет примерно половину от торговых площадей, остальные 22,7 тыс. кв. м будут сдаваться в аренду. Насколько уже заполнен объект арендаторами?

– Сейчас у нас сдано больше 90% помещений, предназначенных для арендаторов. Это ряд очень известных брендов самого высокого уровня. Таких, например, как H&M, BodyShop, Mothercare и др. Ряд арендаторов «Невского центра» впервые придет на петербургский рынок.

– Что это за компании?

– Например, Fazer, которая впервые в России откроет в «Невском центре» свое кафе. С этой компанией у нас налажены прочные партнерские отношения по деятельности в Финляндии, где они арендуют помещения и управляют ресторанами в наших торговых комплексах, в том числе во флагманском торговом центре.

– Были сообщения о том, что вы договорились об открытии в «Невском центре» магазина H&M. Сколько они у вас собираются арендовать?

– H&M действительно будет арендовать у нас около 2,5 тыс. кв. м. Насколько я представляю себе планы развития этой компании, их магазин в «Невском центре» будет одним из центральных в петербургской сети.

– Не возникнет ли конкуренции с этим известным одежным брендом? Есть ли опыт соседства в других городах?

– В Хельсинки мы не находимся в одном здании, но там рядом со Stockmann располагаются сразу несколько магазинов H&M. Так что можно сказать, что мы работаем с одними потоками покупателей. При этом Stockmann не испытывает недостатка в покупателях. Стоит учитывать, что ассортименты Stockmann и H&M находятся в разных ценовых категориях – средний чек в нашем торговом центре заметно выше. Хотя мы планируем несколько оптимизировать для Петербурга ассортимент и ценовую политику. В «Невском центре» будут представлены как товары верхнего сегмента, так и одежда и обувь среднеценового диапазона и даже одежда, обувь и аксессуары, стоимость которых будет немного ниже среднего уровня. Несмотря на это, я не опасаюсь, что универмаг Stockmann будет испытывать серьезную конкуренцию со стороны H&M. С H&M мы будем скорее дополнять друг друга. Кстати, в Москве мы уже работаем с H&M в торговых комплексах «Мега», и могу сказать, что от такого соседства мы только выигрываем.

– Почему вы не спешите открывать свои универмаги в петербургских «Мегах»?

– В Москве мы открыли универмаги в «Мегах», потому что там есть стабильный и очень высокий поток покупателей. Когда мы рассматривали возможность открытия центров Stockmann в петербургских «Мегах», они еще не пользовались такой популярностью. Сегодня популярность ТРК «Мега» высока и в Петербурге, но я считаю, что в вашем городе логичнее открывать торговые комплексы в центре города и неподалеку от него, а не развивать моллы на периферии. В перспективе, как раз из-за строительства современных торговых комплексов в центре города, в «Меги» будет ездить меньше петербуржцев.

– Как вы оцениваете конкурентную среду, которая сложится в районе площади Восстания? Кроме традиционно богатого на массовые магазины Невского проспекта и Староневского, где много бутиков, рядом строится торговый центр Galeria, который сопоставим по размерам с вашим магазином.

– Наша компания работает на рынке розничной торговли уже около 150 лет. Мы развивались вместе с рынком и отлично понимаем, как строить свою деятельность в условиях высокой конкуренции. Если вы были в центре Хельсинки, то знаете, что рядом с флагманским универмагом Stockmann располагается торговый центр Forum и еще два сопоставимых по объемам ТРК. Качественных торговых комплексов в Петербурге не хватает, так что место на рынке будет и для «Невского центра», и для Galeria.

– Часто одни и те же вещи в российских магазинах стоят значительно дороже, чем в европейских торговых точках этой же компании. Как будет строиться ваша ценовая политика в Петербурге?

– Стоимость вещей в российском Stockmann, как правило, на 10–20% выше, чем, скажем, в Финляндии. Измениться эта ситуация может только после изменения российского таможенного законодательства.

– Почему решили закрыть российские магазины Nike?

– Мы решили развивать это направление, потому что Nike является одним из наших надежных партнеров по поставке товаров в универмаги Stockmann и отношения между нашими компаниями традиционно очень хорошие. Но рентабельность российских магазинов была не очень высокой. Уровень операционной рентабельности этих магазинов я назвать не могу, но он нас не устраивал, и Stockmann решил отказаться от этого направления. Часть магазинов закрыта, а часть передана в управление другой компании. Впрочем, Nike остается одним из наших поставщиков, и продукцию этой компании можно будет приобрести в том числе в универмаге Stockmann.

– Расскажите о планах развития в России, и в Петербурге в частности, сетей Seppala и Lindex, которые также развивает ваша компания. Сколько уже магазинов этой сети работает в России и Петербурге и каковы планы по расширению сети?

– Сейчас в Петербурге работает 11 магазинов Seppala, а по России их открыто около 40 в 11 регионах. География сети Lindex пока не так широка. В Петербурге только один магазин Lindex – в ТРК «Атмосфера». Кроме него в России работает еще шесть магазинов в шести городах. В первую очередь мы рассматриваем для открытия новых магазинов этих сетей города-миллионники. В них еще достаточно места для развития. Если говорить о темпах развития, то в ближайший год мы планируем открыть от пяти до десяти магазинов обеих сетей. Впрочем, темпы открытия новых магазинов будут зависеть от развития в российских городах качественных торговых центров. Пока количество таких объектов ограниченно, а с сегментом стрит-ритейла в России мы работаем не очень охотно. Для концепции Seppala и Lindex больше всего подходят именно современные торговые центры, которые посещают семейные люди. А в стрит-ритейле подходящие помещения удается найти очень редко, и, как правило, цены на аренду там просто нереальные.

Справка

Stockmann – финский ритейлер, основан в 1862 году в Хельсинки. Специализируется на строительстве одноименных торговых центров, а также на управлении универмагами Stockmann, которых в Европе насчитывается 14, из них в России 5. Кроме того, группа развивает розничные сети Seppala и Lindex. В 2009 году выручка Stockmann превысила 2 млрд евро, операционная прибыль – 85 млн евро.
Юсси Куутса родился в 1964 году в г. Йисалми (Финляндия). В 1991 году окончил экономический факультет Университета г. Вааса (Финляндия). В 1991–1996 годах работал менеджером по экспорту финской фирмы Timberjack. В 1996 году стал региональным менеджером Stockmann по России. В 2000 году – директор международных операций группы универмагов Stockmann. С 2006 года занимает должность директора по развитию международных операций концерна Stockmann.



Поделиться

14078

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

подпишись НА эксклюзивные новости cre